На Шри-Ланке двое украинских граждан, уехавших в романтическое путешествие, стали жертвами агрессивного местного жителя, который, угрожая изнасиловать молодую женщину и убить ее мужа, отобрал у них деньги, документы и дорогую цифровую технику. Ни украинское консульство, ни местная полиция помощи молодоженам не оказали
«На нас напал Нуан — житель Шри-Ланки, у которого мы живем два месяца. Отобрал документы, чуть не зарезал. Мы сбежали. В полицию обращаться боимся: не раз видели, как Нуан выпивает с местным шефом полиции. Сбежали и спрятались в городе Унаватуна, в одной из гостиниц. Уже несколько дней безрезультатно ждем помощи от консула. Если завтра не выйдем на связь, сообщите нашим родителям. Значит, этот псих все-таки добрался до нас…»
Такое тревожное сообщение появилось на странице 29-летнего киевского фотографа Владимира Гойника, который вместе с молодой женой Настасьей Проценко вот уже восемь месяцев путешествует по Азии. На Шри-Ланке, в селе Гойопане, молодые люди познакомились с местным жителем Нуаном Сантасом. Нуан предложил им снимать у него жилье, возил влюбленных на экскурсии и даже помог им организовать пышную свадьбу в шри-ланкийском стиле. Конечно, ни Владимир, ни Настя не подозревали, что в какой-то момент хозяина обуяет жадность и, чтобы заполучить деньги и ценности своих квартирантов, Нуан попытается их убить…
— Наше путешествие по Азии было очень интересным, — рассказывает «ФАКТАМ» по скайпу Владимир Гойник. — Мы сделали огромное количество удивительных фотографий, познакомились со множеством интересных людей. Два месяца назад были в Непале, когда нам позвонили друзья и пригласили прилететь на Шри-Ланку. Мы согласились, только попросили организовать жилье — хорошее и недорогое. Друзья посоветовали обратиться к Нуану Сантасу, местному жителю, с которым они успели подружиться. Нуан сдал нам дом своей сестры на берегу океана. Стоило это удовольствие по нашим меркам недорого — две тысячи рупий (около пятнадцати долларов) в сутки. Нуан часто приезжал к нам, возил на экскурсии по Шри-Ланке и вообще вел себя очень любезно и предупредительно. Мы были им очарованы.
*Во время путешествия по Азии Владимир Гойник и Настя Проценко решили пожениться на Шри-Ланке. Организовать свадьбу им помог местный житель Нуан Сантас (на фото), у которого они снимали жилье (фото из семейного альбома)
Спустя какое-то время Нуан предложил Владимиру и Насте переехать к нему. Условия предложил выгодные: отдельная просторная комната, а вместо платы за жилье — покупка продуктов на семью Сантас — самого Нуана, его беременную жену и двоих детей.
— Мы согласились, — говорит Вова. — Пожить в туземной семье, познакомиться с их бытом, образом жизни, питанием для нас как фотографов и путешественников показалось очень интересным. Поначалу все было в порядке. Условия проживания нас устроили: у Нуана — четыре комнаты, одну из них заняли мы. Обстановка там была бедненькая, из мебели только кровать и шкаф. Конечно, не люкс-номер, но мы люди не капризные, нас устраивало. Главное — двор был огражден высоким забором, который защищал нас от местных жителей. На Шри-Ланке это очень важно. Аборигены там — адекватные и вменяемые, пока не выпьют. После употребления горячительных напитков они способны в буквальном смысле на все. Я поначалу не понимал, что значит, когда возле домов вывешивают белые флаги. Потом нам объяснили: в этих домах произошли… убийства. То члены семьи по пьяни проломили друг другу голову, то какой-то мужик паренька зарезал. Ужас, одним словом. Нуан тоже любил выпить. Причем часто напивался с шефом местной полиции, который приходил к нему в гости. Но вел себя при этом довольно вменяемо. К нам не приставал, ничего не требовал, не скандалил. Мы не обращали на попойки внимания.
Десять дней назад Владимир и Настасья решили пожениться. Официально зарегистрировать свои отношения молодые люди собирались давно, но идея традиционной украинской свадьбы — с тамадой, конкурсами, плясками «под Верку Сердючку» и похищением невесты с последующим распитием горилки из ее туфельки — их не грела. В отличие от красивой свадьбы в шри-ланкийском стиле на берегу океана.
— Мы накрыли столы прямо на пляже, — с восхищением рассказывает Владимир. — Соорудили из бамбука арку и красиво украсили ее. Именно здесь нас расписывала сотрудница местного загса, которую мы пригласили. И я, и Настя нарядились в национальные шри-ланкийские костюмы. На свадьбу прилетели наши родители и несколько друзей из Украины. Из местных жителей гостями были только Нуан со своей семьей — женой, детьми, братьями и сестрами. Нам выдали свидетельство о браке. Правда, объяснили: чтобы оно было законно в Украине, его нужно перевести на английский язык и отвезти в столицу Шри-Ланки Коломбо. Затем зарегистрировать там и отдать на подпись консулу Украины в Индии, потом повезти в Украину и зарегистрировать еще и там. Мы, конечно, когда-нибудь созреем и это сделаем, но в тот день нам было не до бюрократических процедур. Хотелось ощущения праздника. И он удался на славу!
После свадьбы, в организации которой так помогал хозяин их дома, молодожены считали Нуана своим другом. Конечно, они и подумать не могли, что коварный туземец все это время замышлял, как обобрать украинцев до нитки.
— Только сейчас, спустя несколько дней, узнали от местных жителей, что мы далеко не первые жертвы Сантаса, — с горечью говорит Владимир. — Оказывается, он с каждым туристом так поступает: долго втирается в доверие, а потом обирает до нитки. Его друзья делают то же самое: приезжие не успеют еще поселиться в отель, как местные уже решают, кто из них будет «разводить» иностранцев. «Развод» происходит по стандартной схеме: жалобы на цунами 2004 года, непременный поход к ним в семью, экскурсии, шопинг по ювелирным магазинам и лавкам пряностей. И везде «откаты» от 20 до 60 процентов. Мне потом сами шриланкийцы рассказывали: «подружат» недельку с туристами, могут потом месяц жить припеваючи. Таким «разводилой» оказался и наш Нуан.
— Но в тот вечер нам казалось, что наш добрый хороший хозяин сошел с ума, — говорит Настя Проценко. — Мы с Володей только-только вернулись с пляжа и обнаружили, что в нашей комнате все перевернуто вверх дном. Дорогие цифровые фотоаппараты и ноутбук с жесткими дисками, где хранились результаты работы за целый год, исчезли.
— Вдруг к нам в комнату ворвался Нуан с ножом, — продолжает Владимир. — Он был пьян и очень зол. Его глаза налились кровью так, что даже белков не было видно. Мы оцепенели от ужаса. Нуан подбежал ко мне, приставил нож к горлу и закричал, чтобы мы сейчас же отдавали ему все свои деньги. Я попытался объяснить, что у меня из наличных только мелочь на карманные расходы, а остальные деньги на карточке. Сантас рассвирепел. Выскочил из комнаты, запер входную дверь, чтобы мы не смогли убежать из дома, схватил на кухне огромный тесак и начал крушить все вокруг — диваны, лампы, столы. Это был настоящий кошмар. Мы с Настей убегали от него, крича от ужаса, просили успокоиться, обещали дать деньги. Но он не слушал. Казалось, у Нуана действительно началась белая горячка и он не соображает, что делает. «Что тебе от нас нужно?» — наконец взмолились мы. «Отдавайте сейчас же документы на мопед, иначе я вас убью!» — закричал Нуан. Тут мы поняли все…
Купить мопед Володю и Настю уговорил Нуан за несколько недель до их свадьбы. Туземец объяснил, что это очень удобно — иметь свои два колеса и ни от кого не зависеть. Кроме того, когда молодожены уедут из страны, они смогут сдать транспортное средство в аренду, а когда вернутся на Шри-Ланку — у них будет собственный мопед.
— Идея нам очень понравилась, — признается Владимир. — Мы купили мопед за 1800 долларов на мое имя. Но тут оказалось, что зарегистрировать транспортное средство на себя не можем — по законам страны на это имеют право лишь иностранцы с полугодичной визой, а не с трехмесячной, как у нас. Нуан поохал, сделав вид, что не знал об этом, и предложил выход из положения: оформить покупку на его жену. Мы согласились, но с одним условием: она даст расписку, что мопед куплен за наши деньги, и подпишет договор, что мы имеем право продать его в любое время. Вот эти-то документы и не давали нашему Нуану спать. Он-то думал, что обвел глупых украинцев вокруг пальца и купил за наш счет себе мопед. А тут такая незадача! Нападение на нас было спланировано, он и других подключил к этому: парень-поваренок, который обслуживал нас на свадьбе, спокойно наблюдая, как Нуан нападает на нас с ножом, прокомментировал: «Соглашайтесь с хозяином. Иначе я сам вас прирежу». Конечно, для нас жизнь была дороже — мы отдали ему все документы на мопед. После этого разбойник немного успокоился и сказал, что мы должны ему огромное количество денег за время, которое мы прожили у него в доме. То, что мы полтора месяца кормили всю его семью, туземца не волновало. Спорить с ним, взбесившимся и вооруженным, было бесполезно. Мы согласились завтра же отдать ему деньги, но попросили вернуть нам хотя бы ноутбук. Нуан согласился и ушел спать. Конечно, мы сразу же сбежали, прихватив только самое необходимое — времени на сборы не было. Нуан мог вернуться и заметить наше исчезновение.
Наутро Владимир и Настя уже были в Унаватуне — одном из самых известных курортов Шри-Ланки. Там они сняли номер в гостинице, откуда практически не выходили, опасаясь мести со стороны Нуана. Единственное, что они могли сделать, — это сообщить о своей беде на родину. Информация о том, что молодожены стали жертвами бандита, вмиг облетела социальные сети. Пользователи Фейсбука предлагали украинцам разнообразную помощь, вплоть до нелегального вылета на родину. Но Володя и Настя не соглашались.
— Мы хотели решить проблему законным путем, — объясняет Владимир Гойник. — Во-первых, привлечь к уголовной ответственности преступника, который покушался на нашу жизнь и ограбил нас, во-вторых, забрать свои вещи и спокойно продолжать путешествие. Мы пытались связаться с почетным послом Украины в Шри-Ланке. Оказалось, он уехал куда-то в Европу. С нами говорил его помощник, который, кстати, не знает ни украинского, ни русского языка. Он сказал ничего не предпринимать. Сидеть и ждать. Мы ждали три дня, но ничего не происходило. А за это время нас нашел… Нуан. Каким-то образом он вычислил, где мы находимся, стал звонить с разных номеров и угрожать. Он говорил, чтобы мы никуда не обращались, а решали вопрос непосредственно с ним, иначе нам же будет хуже. Наконец, осознав, что помощи ждать неоткуда, мы наняли за сто долларов четверых местных жителей — своеобразную группу поддержки и охрану — и отправились на переговоры. К огромному нашему счастью, мы остались живы и даже вернули свои вещи и документы. Правда, каждую вещь (в том числе злополучный мопед) нам пришлось выкупать. Но мы поняли, что если не сделаем этого, то останемся без всего. В чужой стране, как и в нашей Украине, до нас никому нет дела — ни консулам, ни полиции, ни чиновникам. Все свои проблемы человек, попавший в беду, вынужден решать сам. Консул объявился только через три дня после того, как мы попросили о помощи. Поинтересовался, как у нас дела. Когда выяснил, что мы выкупили все свои вещи, очень обрадовался и тут же попрощался.
— Консул Украины в Индии сказал, что жизни и здоровью Владимира Гойника и его супруги ничего не угрожает, — сказал «ФАКТАМ» директор Департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис. — Их вопрос исчерпан, у них все хорошо.
— Но ведь угроза их жизни была, и вполне реальная! Они сразу, только сбежав из дома бандита, обратились к консулу, но помощи так и не дождались. Консул созвонился с ними только спустя трое суток. Почему так долго не было реакции дипломатов на заявление граждан Украины?
— Ну, долго — не долго. Это вопрос субъективный. Почетный консул, находящийся в Шри-Ланке, — гражданин той страны, он не украинец. Мы, конечно, будем разбираться, почему он вовремя не передал информацию о попавших в беду молодоженах в посольство Украины в Индии, но особого влияния на почетного консула у нас нет. Владимиру и Насте надо было звонить на горячую линию МИД по телефону 044−238−15−67 или самим обращаться в посольство. Дипломаты отреагировали бы мгновенно и сразу оказали помощь. А тут что? Имущественный спор. Посол не может выезжать на решение таких проблем.
Владимир Гойник и Настасья Проценко благодарят всех, кто оказал им помощь в трудной ситуации, и надеются, что в ближайшее время им удастся беспрепятственно покинуть Шри-Ланку.