Україна

После подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом импортные автомобили в Украине могут подорожать?

8:00 — 31 жовтня 2013 eye 6545

В правительстве не намерены отказываться от утилизационного сбора, а пошлина на иномарки начнет уменьшаться не сразу и всего по 1 проценту в год

Чуда не произойдет — после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом от европейского авторынка Украину продолжит отделять «железный занавес». А импортные автомобили не только не подешевеют, но даже могут подорожать. Как сообщил генеральный директор ассоциации автоимпортеров Олег Назаренко, таможенная пошлина на легковушки из Европы начнет снижаться лишь через год после ратификации договора с ЕС. И то весьма незначительно — по одному проценту ежегодно (сейчас на иномарки среднего класса с объемами моторов до 3 литров действует пошлина 10 процентов).

Впрочем, европейцы продолжают настаивать, чтобы Украина отменила введенные весной этого года «защитные» спецпошлины на импортные легковушки с бензиновыми моторами объемом от 1 до 2,2 литра, (плюс к обычной пошлине еще от 6,5 до 13 процентов). Кроме того, в Евросоюзе активно выступают против дискриминации автоимпортеров, которые с начала сентября вынуждены платить совсем немаленький утилизационный сбор. К слову, такие же требования выдвигались Всемирной торговой организацией и по отношению к Российской Федерации. И, надо сказать, наши соседи вынуждены были уступить — со следующего года экологический налог в России начнут платить все — в том числе и АвтоВАЗ (взамен местные автозаводы получат огромные дотации из бюджета).

Однако в украинском правительстве, похоже, не готовы идти на попятную. Как заявил уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий, наша страна, вероятно, пойдет «другим путем». В частности, Кабмин хочет разрешить автоимпортерам открывать свои утилизационные центры, что теоретически может освободить их от уплаты экологического налога. Одновременно правительство намерено внести на рассмотрение парламента долгожданные поправки в Налоговый кодекс, сделав с 1 января 2014 года ставки утилизационного сбора одинаковыми для всех классов автомобилей (5,5 тысячи гривен для легковых и 11 тысяч — для грузовых автомобилей и автобусов).

По мнению экспертов, при таких перспективах говорить о снижении цен в автосалонах в ближайшем будущем не приходится. Бесспорно, 5,5 тысячи лучше, чем 7,4 тысячи, которые по действующему пока закону нужно отдавать «за утилизацию» иномарки с объемом мотора до 2 литров. Однако стоит учитывать, что жить по новым ценам украинский рынок пока не начал. В автосалонах еще распродаются летние «доутилизационные» запасы. При завозе же новых партий машин импортеров поставят перед выбором: либо плати (пусть и не такой большой, как сейчас) экологический налог, либо вкладывай средства в создание никому не нужных утилизационных центров. И так и эдак — дополнительные издержки, которые увеличат стоимость автомобиля.

Кому отчасти повезет, так это покупателям новых бюджетных автомобилей ценой до 100 тысяч гривен отечественного или китайского производства. Основные поставщики авто из Поднебесной уже договорились о сборке своих машин на украинских предприятиях. И хотя фактически речь, как правило, идет о «прикручивании колес», формально это делает «китайцев» украинскими автомобилями, освобожденными от ввозных пошлин и утилизационного сбора. Так что цены на «китайцев» расти не должны. Что в свою очередь будет сдерживать стоимость «народных» отечественных моделей — «Сенса» и «Ланоса».

В ряде СМИ высказывается мнение, будто начало массовой «отверточной» сборки легковушек из Китая приведут к их «засилью» в Украине. Однако эксперты уверены, что это явное преувеличение. «Китайцы» занимают место снятых с производства ВАЗовских моделей — «семерок» и «девяток» (нынешние «Калины» и «Приоры» слишком дороги и бедно укомплектованы), однако одолеть пока не могут даже «Ланосы» и «Сенсы» — по итогам девяти месяцев этого года именно запорожский «Сенс» стал самым покупаемым в нашей стране автомобилем. И сборка в Украине вряд ли что-то решит — скорее, лишь позволит удержать позиции. В наиболее массовом сегменте автомобилей среднего класса «китайцам» пока вообще сложно конкурировать — здесь на первых местах произведенные в России Hyundai Accent, KIA Rio и Volkswagen Polo. И даже некоторое подорожание этих моделей вряд ли заставит покупателей изменить свой выбор в сторону «альтернативы» из Китая.

Не видать света в конце тоннеля и на рынке подержанных машин. Безусловно, уравнивание ставок утилизационного сбора для всех классов автомобилей хоть как-то разблокирует поставки, ведь сейчас подержанные машины из-за рубежа никто за редким исключением не везет. Однако мечта тысяч украинцев о невероятно дешевых иномарках б/у из Германии или Голландии так и останется мечтой — отменять драконовские акцизы и другие налоги на старый автотранспорт никто не собирается.