Клуб споживачів

Благодаря ноу-хау украинских программистов подлинность товара можно проверить еще до его приобретения

6:00 — 6 листопада 2013 eye 4616

В украинских супермаркетах и магазинах появились товары, защищенные новой программой проверки их подлинности. Теперь прямо в магазине можно узнать, действительно ли товар, который вы держите в руках, является брендовым, как заявлено на упаковке.

Секрет фирмы в том, что на каждое изделие наклеиваются специальные стикеры с открытым и закрытым кодами. Отправив с помощью sms-сообщения открытый код на короткий номер компьютерной системы, покупатель получает сообщение: товар настоящий, а не подделан, или наоборот. А закрытый код отправляется для получения бонусов и призов.

Сейчас этой системой уже пользуются несколько отечественных обувных фирм, а также четыре крупных производителя органических продуктов питания.

«На любой товар клеится стикер с двумя девятизначными кодами — открытым и закрытым»

Кроме откровенно некачественных товаров, сейчас в магазинах очень много подделок. Одно дело, когда на троещинском рынке китайцы продают дерматиновый пояс «Дольче Габбана» за 30 гривен — сразу понятно, что это грубейшая, даже китчевая подделка. И совсем другое, если человек покупает органическое молоко, которое дороже продающегося в супермаркетах по меньшей мере процентов на 30. Нам хочется быть уверенными в том, что это настоящий продукт.

*Так выглядит стикер, который наклеивают на органические продукты. Получив от покупателя указанный на стикере код, компьютерная система сразу даст ответ: поддельный товар или нет

Разные системы защиты товаров придумывали уже неоднократно. Так, Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей еще в январе прошлого года презентовала журналистам специальную маркировку-наклейку для обозначения качественных украинских продуктов питания «З турботою про українське!». Однако массовой эта инициатива не стала, потому что право наклеивать такой знак на свою продукцию получают предприятия, продукция которых прошла лабораторные исследования. По словам председателя Госпотребинспекции Сергея Орехова, такие исследования обходятся предпринимателям в сумму от 500 до 1500 гривен, не считая расходов на саму наклейку.

Свой знак качества ввел в мае 2013 года и Укрметртестстандарт. Право размещать этот знак на своей продукции получают производители, прошедшие сертификацию на этом государственном предприятии.

Есть бесконечное множество знаков качества и прочих сложных маркировок у производителей из ЕС, России. Для бытовой техники — это трилистники, а для продуктов питания — всевозможные флажки или пирамидки, несущие какой-то свой тайный, глубоко скрытый от потребителя смысл. Людям сложно разобраться в этом обилии маркировок. К тому же украинцы уже не доверяют различным знакам качества.

Интересный выход из ситуации придумали украинские айтишники. Как рассказал «ФАКТАМ» основатель проекта «Территория успеха» Ярослав Завьялов, сложность состояла в том, чтобы придумать не просто очередную наклейку, а механизм, позволяющий покупателю мгновенно удостовериться в подлинности товара.

— На любой товар клеится стикер с двумя девятизначными кодами — открытым и закрытым, — пояснил Ярослав Завьялов. — Эти коды разные. Достаточно отправить sms-сообщение на короткий номер, указанный на наклейке, и компьютерная система сразу же, проверив наличие кода, отправляет ответное sms-сообщение с подтверждением или предупреждением, что данный код отсутствует, а это значит — товар поддельный.

Можно купить товар и проверить его через наш сайт — для этого также вводится открытый код, и покупатель получит быстрый ответ системы. Мы не являемся гарантами качества, а выступаем лишь идентификаторами производителя, то есть человек может удостовериться, что приобретает продукцию именно той фирмы, которая его заинтересовала. Качество обеспечивает непосредственно производитель.

— А для чего нужен закрытый код?

— Чтобы покупатель мог получить бонусы, скидки или подарки — в зависимости от того, какая акция будет проводиться продавцом товара.

— Это ваше ноу-хау?

— Австралийские угги, сумки «Луи Витон», некоторые известные бренды имеют собственный внутренний код. Но, как правило, он закрытый и не дает возможности проверить подлинность товара до покупки. Есть еще открытые коды, ввести которые очень сложно. Наше ноу-хау — это два кода и математический расчет, позволяющий расценивать товар как будто уже купленный.

«Наша система способна выдерживать 94 миллиона запросов в сутки»

— Расскажите подробнее о математическом расчете.

— Всех нюансов мы не хотели бы раскрывать, но наша работа заключалась в том, чтобы учесть: sms-ку с открытым кодом может отправить человек, который и не собирается покупать товар — просто из любопытства или чтобы проверить его подлинность. Причем так могли сделать одновременно несколько посетителей магазина. В этом-то и была сложность. Мы разработали компьютерную программу, решившую эту проблему.

— Насколько такая наклейка повысит стоимость товара?

— Получается дополнительно около 16 копеек на каждой наклейке. Голографическая — с 11 степенями защиты — обойдется значительно дороже.

— И многие производители уже используют вашу систему?

— Мы ее только недавно создали, но уже заключили договор с Ассоциацией производителей обуви. Несколько украинских фирм на каждую пару обуви прикрепляют ярлык с кодами «Территории успеха». И это несмотря на то, что у ассоциации есть свой «знак качества»: на каждую пару обуви наносится логотип «Производитель с надежной репутацией».

Кроме того, мы сотрудничаем с четырьмя крупными производителями органических продуктов. Отправили свои предложения заводу «Массандра» и еще некоторым украинским производителям.

— Органические продукты, привезенные в Украину из-за рубежа, стоят неоправданно дорого, а к украинским производителям есть много вопросов. Люди опасаются покупать, потому что не до конца верят в то, что продукция натуральная. Как вы определяете, действительно ли производитель честный?

— Мы не являемся специалистами в области проверки качества органических продуктов. Поэтому работаем с экспертами. В Украине есть ряд компаний, занимающихся сертификацией органических продуктов. Мы сотрудничаем с компанией «Органик стандарт» и отправляем к ней обратившегося к нам производителя за заключением. И только после этого выдаем свою маркировку. Если продукция не органическая, то и наклейку даем другую.

— Вы используете наклейки единого образца или по желанию клиента?

— Для органических продуктов мы используем символику, принятую в Европе: на зеленом поле звезды, образующие так называемый евролисток. «Органик стандарт» совместно со швейцарским FiBl (Исследовательский институт органического сельского хозяйства) ведут проект по созданию и расширению в Украине внутреннего рынка органических продуктов. Мы принимали участие в одном из заседаний этих организаций, где было решено использовать европейский знак. А в случае с другими фирмами мы учитываем пожелания заказчика.

— Насколько масштабен ваш проект?

— Сейчас наша система способна выдерживать 94 миллиона запросов в сутки. Мы получили сертификат по надежности от взлома системы фирмы «Информационные технологические системы», работающей с банковскими организациями по IT-технологиям.