Клуб споживачів

«Главное — определиться с типом шин, а не с производителем»

20:00 — 6 листопада 2013 eye 9791

Несмотря на необычно теплое начало ноября, специалисты советуют автомобилистам не затягивать с подготовкой к зиме: погода в этом году склонна к резким переменам

В Украину возвращаются холодные и снежные зимы — по мнению американских и европейских синоптиков, виной тому… глобальное потепление. Из-за активного таяния ледяных шапок полюсов арктические воды охлаждают омывающий Европу теплый Гольфстрим. Украинские ученые не столь пессимистичны, однако и они уверены, что предстоящая зима окажется щедрой на снегопады. Так что имеет смысл уже сейчас, загодя, приступить к подготовке автомобиля к холодам.

Безусловно, первое, с чего стоит начинать, — выбор надежной зимней резины. Любой эксперт скажет, что экономить на покрышках нельзя. Тем не менее, согласитесь, переплачивать тоже не хочется, ведь по нынешним временам «удовольствие» это весьма не дешевое — за комплект новых шин для средней легковушки придется выложить примерно от полутора до трех тысяч гривен. Часто, начитавшись в автожурналах о новых улучшенных моделях зимней резины, автомобилисты приезжают на рынок и получают шок от того, сколько такая резина стоит. Этим нередко пользуются ушлые продавцы — к примеру, один из наших читателей пожаловался, что на днях на автобазаре под видом элитных немецких шин ему продали, подкупив хорошей скидкой, «наварку» — восстановленные в Польше старые покрышки. Только на шиномонтаже автовладельцу пояснили, что означает надпись «Retread» на боковине колеса.

Но есть ли в действительности смысл гнаться за «козырными» колесами премиум-класса стоимостью 600—700 гривен за штуку, если можно взять шины более дешевые — по 300—400 гривен? Специалисты считают, что главное при выборе зимней резины — не ошибиться с ее типом. Скажем, «арктические» шины (с «зубастыми» шашками протектора), как правило, лучше показывают себя на льду и снегу, но на асфальте их управляемость хуже, а тормозной путь длиннее, чем у «европейских» покрышек с закругленными «плечиками» протектора. «Европейская» резина, в свою очередь, не так хороша в снежных заносах. Шипованные шины идеальны для гололеда, однако они жестче обычных «арктических» покрышек, а во время оттепели еще и больше шумят. И если продавец предлагает вам по хорошей цене «настоящего немца», а вы видите, что это шоссейная европейская резина, то разумнее за те же деньги взять колеса производителя попроще, но с протектором, подходящим для настоящей зимы.

В целом, по мнению экспертов, для климатической зоны Киева (с учетом последних зим) наиболее оптимальный выбор — «арктические» шины, лучше с шипами. Традиционно считается, что шипованная резина на асфальте делает машину мало предсказуемой, однако это не так — на сухой дороге современные колеса с шипами ведут себя не хуже обычной «арктики» (причина в том, что нешипованная резина более мягкая).

Впрочем, на авторынке, да и в интернет-магазинах, выбор шипованных колес невелик — большинство продавцов уверены, что шиповка не будет пользоваться особым спросом из-за дороговизны. Кроме того, главной проблемой прошлого года были снегопады, а выбраться из снега шипы не помогут.

Теперь о производителях. Практически все тесты подтверждают, что «арктическая» финская, немецкая или японская резина почти по всем параметрам лучше корейской, не говоря уже о восточноевропейской, китайской или российской. Однако эта разница совсем невелика в сравнении, скажем, с летней резиной. Отличия ощущаются на дорогих автомобилях с большим количеством активных систем безопасности. А вот на вазовской «десятке» многие достоинства покрышек премиум-класса — плавность хода, управляемость — не столь заметны. Поэтому большинству водителей, считают специалисты, нет смысла платить сумасшедшие деньги, чтобы за счет резины выиграть пару метров тормозного пути. Часто оптимиальный выбор для владельцев недорогих автомобилей — покрышки дочерних марок известных мировых концернов. Безусловно, они выпускают протекторы, которые использовались премиум-брендами еще шесть-семь лет назад, да и качество шин у них не то, что у оригинала, однако по соотношению цена-качество это золотая середина.

Надо сказать, что в последние годы очень неплохую зимнюю резину стали выпускать корейцы, правда, перед покупкой желательно изучить ее особенности. Она может показывать великолепные результаты на снегу, но быть непредсказуемой на льду или асфальте. И наоборот.

Относительно китайской резины эксперты еще пару лет назад предупреждали: китайцы, хоть и удачно копируют у известных шинных компаний «зимний» рисунок протектора, но халтурят в том, что касается состава резиновой смеси. Вместо мягкой зимней используют обычную летнюю. Однако сейчас все уже не столь однозначно. К примеру, шины одного из тайваньских производителей в суровых условиях Арктики показали себя лучше, чем многие европейские колеса. Тем не менее продавцы жалуются на то, что одна партия покрышек из Китая по качеству может сильно отличаться от другой. Кроме того, свойства резины из Поднебесной зачастую несбалансированы. Скажем, эксперты отметили, что широко представленные в Украине китайские шины неплохо ведут себя на снегу и в гололед, но «отслеживают и передают на кузов все неровности на асфальте вплоть до стыков». В то время как финская резина стыки и швы на дороге не чувствует.

Интересно, что на базаре китайских шин не так много — продавцы не хотят с ними связываться, зато активно предлагают покупателям «корейцев». А в автоотделах строительных и продуктовых гипермаркетов продают в основном «китай».

Если в прежние годы мы советовали покупать зимние шины на авторынке, где цены были значительно ниже, чем в автомагазинах, то теперь самые выгодные предложения делают интернет-магазины.

Разбитая ходовая может в полтора раза увеличить тормозной путь автомобиля

Ваша безопасность на скользкой и неровной зимней дороге связана не только с покрышками. Многое зависит от исправности ходовой. Эксперты журнала «За рулем» недавно провели тест: измеряли тормозной путь редакционного «Логана» с исправными амортизаторами и теми, что уже вышли из строя. Самые большие отличия в поведении автомобиль показал на неровном покрытии (а зимняя дорога — это выбоины, ледяные наросты и прочее). При торможении с обычных городских 60 километров в час машина с исправными амортизаторами останавливалась через 25 метров, а с неисправными — только через 35—40 метров. Дело в том, что разбитая подвеска недостаточно прижимает колеса к дороге. «Это значит, что на неровном покрытии автомобиль с неисправной ходовой соберет „паровозик“ из двух-трех машин, — резюмировали эксперты. — Или не остановится перед пешеходным переходом. Причем скорость, с которой он влетит на „зебру“, если повезет, будет около 30 километров в час, а если нет, то и все 40 километров в час!» Понять, что с амортизаторами творится что-то не то, можно по поведению автомобиля. «Если вам приходится постоянно подруливать, при старте и торможении появились большие „клевки“, машина, раскачиваясь, слепит ближним светом встречные автомобили, тогда вам срочно нужно на диагностику в автомастерскую!» — советуют эксперты. Специалисты также отмечают: очень важно зимой первые 500 метров после длительной стоянки двигаться медленно, чтобы привести амортизаторы в рабочий режим. Тем самым вы продлите им жизнь.