Інтерв'ю

Владимир Жариков: «В 60-е годы нас тренировали разведчики, прошедшие Великую Отечественную»

6:45 — 7 листопада 2013 eye 5017

Основателю первой в Советском Союзе школы каскадерского мастерства исполнилось 75 лет

Владимир Жариков в совершенстве владеет всеми видами оружия, не горит в огне и выходит сухим из воды при самых невероятных обстоятельствах. Он снялся, а также стал постановщиком трюков более чем в 90 фильмах. В его послужном списке «Место встречи изменить нельзя», «Пираты ХХ века», «Десять негритят», «Телохранитель»…

— Владимир Юрьевич, у вас очень насыщенная киношная биография. А с чего все начиналось?

— С обычного одесского пляжа. Сам я уроженец Смоленска, но после службы в армии поступил на филфак Одесского университета. С армейской привычкой (служить довелось в отряде особого назначения, в том числе и во Вьетнаме) — поддержанием отличной физической формы, занятием единоборствами, другими силовыми видами — никогда не расставался. Во время одной из таких пляжных тренировок на меня, лаборанта университетской кафедры философии, обратил внимание режиссер Юрий Черный и предложил исполнить некую роль в фильме «Порт». Говорю «некую», поскольку требовался организатор драки в ресторане между немецкими и румынскими офицерами. Это и стало моим кинодебютом — дублировал румынского офицера. Затем снялся на Одесской киностудии еще в сорока картинах. Параллельно работал научным сотрудником в университете, защитил кандидатскую диссертацию и только в 1986 году с головой ушел в кино, где вытворял чудеса до 1993-го.

— Чудеса в кино начались в 1910 году, когда впервые использовали каскадерский трюк.

— Да, еще в немом кинематографе. С появлением звукового кино значение трюков не уменьшилось, напротив — возросло. У меня была хорошая подготовка — служба в ГРУ. Тренировали нас там, в 1960-е годы, разведчики, прошедшие Великую Отечественную. Полученные навыки я потом использовал на съемках. То, что делается непосредственно человеком, не в состоянии достойно заменить всякие инновации в компьютерной графике.

— У вас своя, особая, техника исполнения трюков?

— Можно сказать и так. В ленте Киры Муратовой «Перемена участи» мужчина по сценарию должен в одном из эпизодов зажечь у себя на голове шляпу. Я надел специальную асбестовую шапочку, поверх нее — фетровую шляпу. Поля намазал горючим составом — уайт-спиритом, а чтобы пламя было повыше, спрятал за отворотами полей несколько тряпочек, смоченных той же жидкостью. Когда всю эту конструкцию подожгли, у меня на голове образовался факел.

Переворачиваться на автомобиле легче всего в эпизоде, где машина падает с обрыва. Там все просто: наклонил ее, дал отрицательный угол, и дальше она сама уже начнет кувыркаться. А вот на пологом месте нужно предварительно сделать порожек или бревно положить, чтобы появился упор, и направить к нему машину боковым скольжением — тогда она обязательно опрокинется.

— То ли дело в «Место встречи изменить нельзя» — прямиком в реку.

— Для меня этот фильм стоит особняком. Там я не только ставил практически все трюки, но и дублировал регулировщицу, которую на скорости сбил «Студебеккер», а также официантку, выброшенную Фоксом из окна ресторана «Астория». Игравшая официантку непрофессиональная актриса Наталья Серуш даже не подозревала, что ее должны выбрасывать из окна. Сняться в эпизоде Наташу попросил Владимир Высоцкий, она была замужем за его другом, иранским миллионером Бабеком Серушем.

Также я сыграл роль Лошака — члена банды Горбатого, который играет ножом во время беседы Шарапова в логове «Черной кошки». Одну сцену я придумал сам. Сказал Говорухину: «Неправдоподобно, что такая страшная шайка сдается, даже не пытаясь оказать сопротивление». И режиссер согласился. Когда мы выходим из подвала, я бросаюсь на Высоцкого с ножом, он мне делает подсечку, выбивает нож и толкает к автобусу. Да, и еще я дублирую Виктора Павлова, игравшего Левченко — когда Жеглов его убивает, и он падает с каменного забора.

— Всем памятен момент «ныряния» в реку грузовика с Фоксом.

— Мало кто знает, что все это получилось случайно. Я дублировал Фокса (актера Белявского). Топить машину было жалко, поэтому был найден «Студебеккер» не на ходу, без двигателя и тормозов. Чтобы разогнать «Студебеккер» до скорости 60 километров в час, его толкал сзади ЗиЛ, а затем машина Фокса уже неслась по спуску к набережной по инерции. Снимали с одного дубля тремя камерами, рядом с Электрозаводским мостом через реку Яузу. По сценарию, грузовик должен был наехать на земляную насыпь, затормозить и удариться об ограду, но он не затормозил, а пробил забор, сделал воздушный пируэт и свалился в реку. От удара автомобиля о воду двери кабины заклинило, в придачу она погрузилась в толстый слой ила. Я долго не мог выбраться — вместо нескольких секунд пробыл под водой более минуты, пытался открыть двери, но они не поддавались… К счастью, выплыл, хоть и с большим трудом.

*"Студебеккер", упавший в реку Яузу, был без двигателя и тормозов. Чтобы разогнать машину, ее сзади толкал ЗиЛ. Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». 1979 год

— Как ставился эпизод, где Жеглов, высунувшись из окна мчащегося автобуса, стреляет по уходящему грузовику?

— Это довольно простая сцена. Каскадер взял актера за колени и наклонился, а Высоцкий высунулся из окна автобуса, который действительно мчался. Вот во время съемок с грузовиком каскадер действительно вылетел через настоящее стекло. Это было очень опасно. В Голливуде для подобных съемок уже давно использовался «дублер» стекла — мягкий пластик.

— Такой риск материально компенсировали?

— По расценкам Госкино, трюк высшей категории сложности оценивался в 50 рублей, вторая категория — 37 рублей 50 копеек, за третью платили рублей по 15. Позже я общался с приехавшим в Россию американским режиссером, которому показали «Место встречи…». Он был поражен тем, что во время трюка с падением грузовика в кабине сидели каскадеры. «У нас сначала сбросили бы в реку пустую машину, а потом сняли кадры с выбирающимися на берег людьми», — сказал американец. На мой вопрос, сколько получили бы американские каскадеры за исполнение такого трюка, ответил: «За столь серьезный риск нужно заплатить не меньше ста тысяч долларов».

— Вы были родоначальником отечественной школы каскадеров.

— Каскадеры — это очень узкое сообщество со своими правилами и представлениями о профессиональной чести. В кино хороший постановщик трюков ценится не меньше, чем продюсер. Потому что именно качество трюка заставляет нас верить в то, что все это «на самом деле». Первая и единственная в СССР школа каскадеров была создана мною в Одессе. Ведь приключенческое кино требует зрелищности, яркости, его герои просто обязаны совершать героические поступки. Школу я содержал десять лет на свои гонорары, обращался везде — помогите! Вызывали, приглашали, клялись в любви. Но на этом все и заканчивалось. В результате школа приказала долго жить…

— Сейчас по кино не скучаете?

— Я еще востребован. Меня приглашают сниматься. В основном, выпускники ВГИКа в свои дипломные работы. Играю дедушек.

— Знакомо ли вам чувство страха?

— Инстинкт самосохранения есть у каждого. Например, когда я впервые делал сальто назад, очень боялся. На меня надевали специальный пояс, держали два человека. Я повторял все десятки раз. Самое основное — техника исполнения. Чтобы упасть с 30 метров, нужно начинать с высоты в один метр. Есть много каскадеров, которые неправильно приземлялись на спину, сломали позвоночник и, увы, остались калеками навсегда.

— У вас травмы случались?

— На 20-метровой высоте при помощи веревки мы перелетали с одного края на другой. Внизу — круто-пологий склон. Четыре моих партнера исполнили трюк, когда полетел я — оборвался канат. Говорили, в полете я делал какие-то интересные движения. Ясное дело, группировался, чтобы подойти по касательной, как с самолета, но ударился ногой о камень, порвал сухожилие. Долго восстанавливался. Хромал, опираясь на трость, тем не менее пошел сниматься у Говорухина в «Приключениях Тома Сойера». Дублировал Талгата Нигматуллина. В частности, в сцене, когда индеец Джо бежит из зала суда. Помнится, Станислав Сергеевич, с которым мне довелось работать в пяти картинах, все подшучивал: «Так, пожалуй, ловчее будет…»

Перед началом работы в новом фильме всегда просили написать заявление на имя директора картины: «За риск и возможные травмы съемочная группа ответственности не несет». Лишь после этого оформлялся договор на исполнение трюков. Вот как государство «заботилось» о нас.

*Для Владимира Жарикова не составляет никакого труда подняться по отвесной скале (фото из семейного альбома)

— Доводилось ли применять в повседневной жизни каскадерские навыки?

— Случалось. Однажды на девушку напали пятеро, пытались изнасиловать. Разорвали на ней одежду — у нее уже грудь вывалилась. Я дал им оторваться, они — мне. Вместе в милицию попали. Там они меня резко зауважали: дескать, не побоялся.

— С негодяями в профессии сталкивались?

— К счастью, это были единичные случаи. В 1980-х мы ехали в Ялту на микроавтобусе. Я — за рулем. Торможу, а авто мчится, не функционируют тормоза. Что делать? Знал, что на южных дорогах имеются ловушки — крутой подъем перед поворотом. Когда машина по инерции покатится вверх, она значительно теряет в скорости, тогда можно прыгать. Автомобиль, как правило, разбивается, но без пассажиров. Я загнал микроавтобус в такую ловушку, и мы с напарником выпрыгнули. При разборе полетов выяснилось, что кто-то в нашем авто подрезал тормозные шланги. Такая вот… конкуренция. Более того, на «Мосфильм» уже отправили телеграмму о моей трагической гибели. Когда я пришел на студию, Борис Дуров, режиссер картины «Пираты ХХ века», едва не упал в обморок.

— Каскадер — профессия исключительно молодых.

— То-то и оно. Предельный каскадерский возраст — лет 35. Но я в 55, играя в художественно-документальной ленте «Посторонний», бодро прыгал со скалы. Вообще, все трюковые сцены исполнял самостоятельно. Кстати, лента стала лауреатом Международного кинофестиваля «Золотой витязь» в 1993 году. Мое участие отметили специальным призом за исполнение главной роли.