Життєві історії

Андрей Логвин: «В интернете не имеет значения, какая сумма в твоем распоряжении — 12 миллиардов или 2 доллара. Очень многое зависит от тебя»

7:15 — 15 листопада 2013 eye 15369

Создатель самого успешного украинского шопинг-клуба уверен, что сейчас только начало эры интернета и электронной коммерции

Андрей Логвин родился в августе 1980 года в Донецке. Окончил Донецкий государственный университет управления, получил степень магистра в Киево-Могилянской бизнес-школе и юридическое образование в Киевском национальном университете им. Шевченко. Свой первый бизнес (интернет-провайдинг) организовал, когда был студентом третьего курса. Руководил компаниями «Аллюр», «Айексн Донецк», мобильным оператором CDMA Ukraine. С 2011 года учредитель и главный исполнительный директор e-commerce (электронная коммерция) проекта modnaKasta. Увлекается спортом и чтением, любит путешествовать. Жизненное кредо: «Верь! Возможно все!». Живет и работает в Киеве. Проект modnaKasta (ООО «МАРКАСОН») — основанный в 2010 году шопинг-клуб, входит в десятку крупнейших проектов электронной коммерции Уанета. В 2012-м буквально взорвал интернет-пространство и доказал, что украинцы уже готовы покупать одежду и обувь в сети. В 2013 году компания выполнит около 1 миллиона 700 тысяч заказов.

В последнее время покупки стали не только необходимостью, но и развлечением. Появился даже отдельный термин — шопинг. Особенно если речь идет о модной одежде, обуви и аксессуарах. Однако с развитием IT-технологий, чтобы делать покупки, уже не обязательно посещать бутики и торговые центры. В Украине, как и в других развитых странах, успешно работают интернет-магазины. «ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Андрей Логвин.

«В 19 лет я уже был интернет-провайдером»

— В Уанете есть удивительная история о тебе, что для создания одной из системообразующих компаний украинского интернета ты использовал чужую идею, чужие деньги, чужие товары и только собственные мозги. Это имеет какое-то отношение к истории создания modnaKasta?

— Частично. Чужие деньги, товары, бизнес-модель — да. Для начала. Задач еще много, они большие. Скоро мы узнаем следующие эпизоды этой истории.

— В следующих эпизодах уже будет больше твоего?

— Моего и моей команды.

— Вы уже крупная компания, сложившаяся команда. Павлу Дурову, основателю соцсети «ВКонтакте», с самого начала предложили создать Facebook, но для России. Насколько эта история справедлива для твоей компании, которая, наверное, присмотрелась к опыту российской KupiVip?

— Я точно не брал за основу KupiVip. В мире есть и другие успешные компании. Когда мы начинали, KupiVip тоже были в начале пути. Конечно, мы использовали и используем чужой опыт, оглядываемся на весь мир. В секторе электронной коммерции есть масса достижений, которые правильно и очень эффективно использовать сегодня.

— К моменту, когда ты начал переговоры о создании нового бизнеса, modnaKastа, твоя карьера уже сложилась?

— У меня вся жизнь связана с телекомом и интернетом. Я был генеральным директором телекоммуникационной компании, видел, как активно развивается интернет. Сам был провайдером этого процесса. Но амбиции двигали меня в интернет.

— Тот этап IT-предпринимателя в сфере телекоммуникаций принес полезный опыт?

— Любой этап бизнеса приносит знания и уроки. Это одно из самых ярких впечатлений детского романтизма: не знаешь ничего ни о чем, а планы захвата мира уже есть. Как-то все начинаешь клеить, не зная базовых вещей. Удивительно, что при этом появляется денежный поток.

— Прилично зарабатывал в те годы? Финансовые потоки твоего бизнеса позволяли поднять голову и оглядеться вокруг?

— Финансовые потоки редко дают возможность поднять голову. Такую возможность дают международные контакты, люди, команда, которая должна быть умнее тебя, знания, которые ты черпаешь из разных источников. С первых дней мы зарабатывали себе на зарплату плюс какие-то карманные деньги. В 19 лет я уже был интернет-провайдером. Что-то продавали, что-то покупали…

— Ты сменил точку приложения своих сил в IT-индустрии, потому что устал от сервиса? Или просто увидел новые реалии, которые быстро развиваются?

— Сошлось много факторов. Фаза прошлого бизнеса подошла к логическому завершению. Тем более что интернет намного либеральнее, притягательнее. Тут нет правительства и неважно, какая сумма в твоем распоряжении — 12 миллиардов долларов или 2 доллара. Очень многое зависит от тебя.

«В отличие от России, у нас гораздо меньше проблем с доставкой»

— Давай вернемся в 2010 год — время твоего судьбоносного решения. Сегодня ты одна из заметных фигур среди тех, кто формирует украинский интернет. Руководишь знаковой компанией, занимающейся электронной fashion-индустрией. Каков был к этому времени размер твоего состояния — десятки тысяч долларов?

— Сотни. В 2010 году мы начинали компанию, но я еще работал генеральным директором в телекоме. Переходный период у меня тянулся почти год. Только в 2011-м стал серьезно заниматься modnaKasta.

— Сколько вложил в компанию своих денег?

— Сотни тысяч долларов. Я и мои партнеры.

— Что для тебя значит имя Жак-Антуан Граньон?

— Очень успешная команда. Парень создал бизнес-модель закрытого шопинг-клуба, начал интернет-торговлю модной одеждой. Успешная идея родилась в Европе, потом завоевала Америку. Хотя обычно динамика обратная.

— Закрытый шопинг-клуб в стране, я имею в виду Украину, где покупательная способность, мягко говоря, отстает, — это рискованное решение?

— Это правильное решение для начала работы в электронной коммерции. Все остальные бизнес-модели в электронной коммерции, связанные с офлайном, намного тяжелее.

— В чем разница между украинским и российским рынками продажи модной одежды?

— Россия сегодня — крайне динамичный рынок. Я смотрю на ключевых игроков в венчурном бизнесе — все присутствуют в России. Это очень активный рынок, некоторые называют его «перегретым». Много денег, конкуренция среди инвесторов за проекты. Это развивает рынок, а с другой стороны, убивает прибыльность. В Украине нет такого насыщения капиталом. Мы боремся не с конкурентами, а с бизнес-процессами, сами с собой, я бы сказал, с самоорганизацией, дисциплиной. Украина — большой рынок. Меньше России, но географически намного компактней, удобней. В отличие от России, у нас гораздо меньше проблем с доставкой товара.

А вообще, я очень люблю Украину. Все познается в сравнении. Когда приезжаешь в Китай, кажется: вот огромная страна, такие перспективы! Начинаешь вникать: везде свои проблемы. Едешь в Боснию и Герцеговину, смотришь на страну, где население чуть больше, чем на нашей киевской Троещине… Что бы ты ни делал, каким бы ни был умным, трудолюбивым, способным, креативным, ты там ничего реализовать не можешь. Мы находимся в начале пути. Уверен, что 2013—2014 годы — только начало эры интернета и электронной коммерции.

— Сколько сегодня членов клуба, которые покупают в твоей компании модную одежду?

— Подписчиков чуть меньше двух миллионов. Людей, которые сделали хотя бы одну покупку, — около 200 тысяч. За месяц товары приобретают порядка 35 тысяч человек.

— А сколько людей ежемесячно заходят на сайт modnaKasta?

— Уникальных пользователей порядка трех с половиной миллионов.

— Оскар Хартманн, основатель российской компании KupiVIP, открывшейся в 2008 году, утверждает, что ее быстрому росту помог кризис. А тебе помог?

— Да, мы с Оскаром много общались на эту тему. Идея шопинг-клуба простая: у нас должна быть лучшая цена. Лучшая цена на рынке появляется у поставщика в сложный момент его жизни. У него образуется огромный объем стоковых товаров, которые он не может продать. Это хорошая новость. Плохая новость — долго это не продлится, потому что второй раз поставщик такую роскошь себе позволить не сможет, он просто обанкротится. Кризис помогает стартовать, но постоянному развитию не способствует.

«На сайте ежедневно появляется четыре с половиной тысячи новых товаров»

— Формат закрытого клуба сыграл свою роль в таком впечатляющем приросте количества ваших покупателей?

— Думаю, да. Мы исследовали бизнес-модели и пришли к выводу, что для старта это правильное решение.

— Сколько товаров у вас есть на сайте?

— В день появляется четыре с половиной тысячи новых товаров. Во время акций — порядка шести тысяч.

— А сколько товаров вы ежедневно фотографируете?

— Процентов пятьдесят от этих цифр — ежедневная съемка, до двух с половиной тысяч в день.

— У вас собственная фотостудия?

— У нас одиннадцать студий, четыре из них — предметные, снимающие аксессуары, обувь, и семь — это модельная съемка.

— Какую проводите ротацию от сезона к сезону? Как долго один товар может оставаться у вас на сайте?

— Есть несколько правил. Мы не выставляем один товар чаще, чем раз в четыре недели. Но каждый раз он должен быть дешевле. В идеале его продажа происходит сразу, при первом же показе. А вообще, товар предлагается максимум пять раз.

— У вас есть сеть примерочных?

— Нет. Это большой вопрос, причем не украинский. Все ключевые площадки электронной коммерции размышляют по поводу размеров. Я сторонник не офлайн, а онлайн, IT-решений. Но одну примерочную у себя на выдаче мы сделали, нам это ничего не стоило, тестируем, смотрим.

— Каков социальный портрет среднестатистического покупателя компании modnaKasta? Это, наверное, женщина?

— Есть несколько проектов в Европе, которые вообще не пускают мужчин к себе на сайт. Они говорят: «Мужчинам тут не место. Здесь женщины ведут свои беседы». Мы называем профайл наших покупателей Women Plaza. Это девушки, которые работают в бизнес-центрах, уже имеют определенный доход, интересуются модой, хотят выделиться. Ключевой тезис — соотношение цены и качества. У них есть огромное желание получить за минимум денег максимум ценностей. Эту задачу мы решаем уже три года.

— Соотношение цены и качества — ключевая составляющая модели. А если подписываете договор с украинским продавцом модной одежды, настаиваете на эксклюзивности?

— Эксклюзив достигается не договоренностями и контрактами, а положением на рынке. Я в этом убедился на своем опыте. Мы работаем на рынке, где продукт ограничен, сток ограничен. Если я мало ввез и все продал, то, в принципе, это эксклюзив. Могу тебе сообщить конфиденциально: у нас есть эксклюзивные контракты. Кроме того, у modnaKasta задача — остаться единственным игроком на рынке.

— Компания modnaKasta открыла новый офис, я видел его фотографию.

— За 24 месяца мы переезжали три раза. И один раз разъезжались: офис делился на две части. Я знаю, что это такое. Переезд хуже пожара. Теперь я посмотрел на пять лет вперед, мы построили пять этажей, почти 5 тысяч квадратных метров, есть куда развиваться.

— Мы сегодня уже говорили о компании KupiVIP. Хочу привести цитату ее основателя Оскара Хартманна. Он сказал: «Фокус на действии — ключевой принцип моей жизни. Я всегда фокусируюсь на действиях. Ненавижу, когда за знанием и философией не стоит сильное и мощное действие». Согласен?

— Абсолютно поддерживаю. У нас в компании я создал список «пяти книг, которые обязательно нужно прочитать». Все они об электронной коммерции. Их объединяет одно: если ты пришел в онлайн-ритейл, есть две новости — хорошая и плохая. Хорошая: он огромный. Плохая: если ты не собираешься работать шесть дней в неделю, то скоро ты с этого рынка вылетишь. Здесь огромное количество бизнес-процессов, работы, трудозатрат, несравнимых с другими бизнес-моделями.

P. S. Полный текст интервью с Андре­ем Логвиным можно найти на сайте www.prostranstvo.kiev.ua.

Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ», фото с сайта forbes.ua