Україна

Кабмин просит Раду отсрочить введение нормы об обязательном добавлении в нефтепродукты не менее 5 процентов биоэтанола

20:00 — 25 листопада 2013 eye 1486

«С нового года может возникнуть парадоксальная ситуация: продажа горючего без добавления спирта запрещена, но реализация топлива с биоэтанолом тоже незаконна», — говорят эксперты

Чем ближе новый год, тем больше тревоги у владельцев автомобилей, нефтетрейдеров и чиновников вызывает грядущее введение нормы о добавлении в нефтепродукты не менее 5 процентов биоэтанола, а проще говоря, спирта. Эта норма, утвержденная соответствующим законом летом прошлого года, вступает в силу с 1 января 2014 года. Более того, с 2016 года обязательное содержание спирта должно быть уже не менее 7 процентов.

Однако топливный рынок Украины до сих пор не готов к новшеству. Этот факт признают уже даже в правительстве, ранее инициировавшем принятие злополучного закона, и просят парламент отсрочить вступление в силу нормы об обязательном добавлении биоэтанола.

Минэнерго признает, что с 2014 года литр бензина может подорожать на 4 гривни

На днях Министерство энергетики и угольной промышленности обратилось в Комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности с просьбой внести на рассмотрение и поддержать законопроект о переносе начала обязательного добавления в бензин не менее 5 процентов биоэтанола с 2014-го на 2016 год, а 7 процентов — на 2018 год.

Министерство в своем письме просит парламентский комитет поддержать законопроект, поскольку без урегулирования ряда факторов продажа горючего с биоэтанолом может привести к резкому росту цен на топливо. Среди причин предполагаемого подорожания министерство называет дефицит биоэтанола. Внутреннее производство способно удовлетворить потребности рынка максимум на 56 процентов. Еще одна причина — нормативная неурегулированность импорта и дальнейшего добавления биоэтанола в бензин.

«Тонна импортного спирта по сравнению с биоэтанолом отечественного производства, который освобожден от уплаты акцизного налога, будет дороже более чем на 60 тысяч гривен», — сообщается в письме Минэнерго. По мнению специалистов ведомства, при добавлении 5 процентов биоэтанола по этой стоимости в бензин розничная цена топлива вырастет примерно на две гривни за литр.

Также министерство обращает внимание, что результатом добавления спирта в горючее является производство нового продукта, который повторно будет обложен налогом, что увеличит цену литра еще примерно на две гривни. Таким образом, общий рост стоимости может составить четыре гривни за литр.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:

— На днях в Киеве прошла международная конференция, на которой, помимо наших соотечественников, присутствовали специалисты топливного рынка из Эстонии, Румынии, Венгрии, Швейцарии, Германии, Болгарии, Чехии, Литвы, Латвии, Великобритании, Молдовы, Польши, Грузии и России. Особое внимание было уделено проблеме добавления биоэтанола в нефтепродукты, а также европейскому опыту в этом вопросе.

На сегодняшний день ни отечественные производители спирта, ни нефтетрейдеры, ни правительство не готовы к введению нормы об обязательном содержании биоэтанола в горючем. До сих пор нет нормативно-законодательной базы, разъясняющей, кто, где и как должен добавлять спирт в топливо. Нет элементарных стандартов качества смесевого бензина. Не ясно, как он будет облагаться налогом. Если по существующим нормам, то литр горючего с этанолом будет стоить гривен на 5 дороже. Кроме того, представители спиртовой отрасли уже признают, что в стране не хватает производственных мощностей для изготовления таких объемов спирта. И даже если нарастить мощности, часть сырья все равно придется завозить из-за рубежа.

Но самое главное, и это подтверждается мнением европейских экспертов, — в странах Евросоюза сейчас наблюдается сворачивание программ по добавлению биоэтанола, так как они оказались невыгодными, а иногда даже причиняли вред. По сути, сегодня Евросоюз вместо нефтепродуктов вынужден импортировать биокомпоненты, чтобы потом добавлять их в бензин.

«Двигатели автомобилей, выпущенных до 2000 года, фактически не приспособлены для смесевого топлива»

— Европейские эксперты считают: для внедрения таких программ нужно очень много времени, чтобы не только подготовить нормативную базу, но и создать мощности для производства смесевых бензинов, — продолжает Сергей Куюн. — Некоторые люди думают, что достаточно влить несколько ведер спирта в цистерну с бензином и получится биотопливо. Это не так. Смесевой бензин сложный и очень капризный продукт, имеющий очень маленький срок хранения. Кроме того, двигатели автомобилей, выпущенных до 2000 года, фактически не приспособлены для данного топлива. А в Украине таких машин очень много — гораздо больше, чем в европейских странах. Кстати, в Германии именно протесты автомобилистов стали препятствием на пути внедрения подобных продуктов.

Сегодня государственные чиновники наконец-то поняли, что введение нормы нужно как минимум переносить. Примет ли такое решение Верховная Рада, сказать трудно. В парламентском комитете по ТЭК довольно сильное лобби сторонников добавления биоэтанола. Как следствие, законопроект о переносе нововведения, поданный в парламент еще в конце августа, до сих пор не рассмотрен комитетом. Хотя по регламенту на это отводится месяц.

Однако я очень сомневаюсь, что норма сможет действовать с нового года. Ведь даже если какое-то предприятие и произведет смесевое топливо, продать его будет невозможно. Это противозаконно, так как весь товар в Украине должен реализовываться в соответствии со стандартами качества. А таких стандартов на новые виды горючего пока нет.

В итоге в начале 2014-го может сложиться парадоксальная ситуация: продажа горючего без добавления спирта запрещена, но реализация топлива с биоэтанолом тоже незаконна. Это приведет к полной неразберихе и перебоям в продаже горючего на заправках. Не исключено, что часть нефтетрейдеров просто приостановят поставки, чтобы понять, как работать в новых условиях.

Поэтому, чтобы избежать проблем на рынке нефтепродуктов, парламенту следует перенести дату введения обязательного добавления биоэтанола. Более того, я считаю, что и сам закон очень несовершенен и требует изменения. Этот документ предлагает нам совершить скачок, который даже Европа еще не смогла сделать. Там на протяжении десяти лет внедряли стандарт Е-5, то есть добавление в нефтепродукты до 5 процентов биоэтанола. А нам предлагают вводить сразу стандарт бензина Е-10 — с содержанием свыше 5 процентов биоэтанола. На сегодняшний день горючее Е-10 прижилось только в Финляндии и Франции. Другие страны Евросоюза не стали его внедрять, так как с ним очень много проблем. Да и вообще, Европа постепенно отказывается от насаждения биотоплива и от дотационных программ по его введению. Все будет решать рынок.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»