Україна

«До конца мая 2014 года мы собираемся полностью освободить от киосков исторический центр Киева»

16:55 — 9 грудня 2013 eye 1330

После Нового года начнется передел столичного киоскового рынка. Главный архитектор Киева Сергей Целовальник рассказал «ФАКТАМ», каким образом можно будет изменить город к лучшему, постепенно избавляясь от «ужасов» в виде торговых палаток, ларьков, рекламы, и заново открыть красоту и просторы нашей столицы.

«Торговые павильоны во всем городе будут одинаковыми по форме, а в зависимости от реализуемого товара — разными по цвету»

— Состояние городской среды на сегодняшний день просто ужасное из-за засилья рекламы и ларьков, которые в народе называют будками, какой бы вид они не имели, — говорит Сергей Целовальник. — Лично я считаю, что никаких киосков в городе вообще не должно быть, кроме элегантных конструкций по продаже прессы, театральных билетов и цветов. Но реалии у нас иные. Если бы люди имели нормальную работу, то не томились бы в киосках, и этот бизнес не процветал.

Из 18,5 тысячи киосков, существующих сейчас в столице, останется 6,5 тысячи. Добиться этого — трудная задача, которую придется решать, преодолевая сопротивление собственников малых архитектурных форм. Основных владельцев киосковой сети в городе не более 200 человек. Городские власти ознакомили их с новой схемой размещения МАФов, которая ограничивает установку временных сооружений в зонах с определенным радиусом — возле лечебных, учебных, детских учреждений, рядом со входами в метрополитен, на подземных коммуникациях и на центральных городских улицах.

Ознакомили собственников МАФов и со списком разрешенной к продаже в них продукции, а также с тем, что все торговые павильоны будут иметь одинаковый внешний вид во всем городе, а в зависимости от реализуемого товара — разные цветовые маркировки.

Внешний вид всех киосков унифицирован. Ну что в этом может быть красивого — будка и есть будка, хоть с полосочкой, хоть в цветочек! Все это называется «мазать прыщики зеленкой» в то время, когда нужна «внутриполосная операция», как говорят хирурги.

Когда решим проблему с занятостью населения и все смогут ходить за покупками в удобные и уместно размещенные магазины, тогда ларьки попросту исчезнут за ненадобностью.

Киосков должно стать в три раза меньше, и процесс их постепенного сокращения не будет безболезненным. Сейчас многие владельцы таких торговых точек платят в бюджет исправно и имеют все разрешительные документы, но после внедрения новой схемы окажется, что многие ларьки расположены в запрещенном месте. Возникающие конфликты будут разрешаться по приоритетам, обозначенным в принятой городом программе.

«Посмотрите на вывески и щиты на Крещатике: за ними невозможно рассмотреть архитектурный ансамбль улицы»

— Все предложения по размещению МАФов вносят райгосадминистрации, — продолжает Сергей Целовальник. — Затем городская власть заключит пятилетний договор с собственниками киосков, выдав им на руки полный пакет документов, в том числе и на подключение к инженерным сетям.

До конца 2014 года вопрос нового размещения МАФов будет окончательно решен. В первую очередь — к концу мая — планируем полностью освободить от ларьков майдан Незалежности, Европейскую, Контрактовую, Почтовую, Михайловскую, Софиевскую площади, Золотоворотский сквер, улицу Владимирскую, центр Печерска. К концу августа 2014-го по новой схеме расставят киоски на других улицах центра, а до 2015 года — на остальных улицах. По прогнозам, МАФы как вид в столице полностью исчезнут лет через 10—15.

Кроме ларьков, в Киеве больше всего раздражает засилье рекламы. Наши архитекторы называют это не, как принято, «эстетическим шумом», а «неэстетическим зудом». Столичный «зуд» стал уже опасен — действует на психику. И мы теряем в нем город — архитектуру, зелень и даже Днепр. Мое отношение к рекламе как главного архитектора крайне негативное, но как человек, понимающий необходимость наполнения бюджета, я к ней временно толерантен. И экономисты повторяют: бюджету нужны деньги.

Два года назад удалось добиться сокращения числа рекламных установок на 30 процентов, а уменьшения площадей ее поверхности — на 40 процентов.

Но сейчас реклама берет реванш — за счет агрессивности и жуткой цветовой гаммы. Посмотрите на вывески и щиты на Крещатике: вы за ними можете рассмотреть архитектурный ансамбль улицы, увидеть ее перспективу до Бессарабского квартала или рассмотреть фасады памятников архитектуры? И я не могу…