Ровно 25 лет назад состоялся первый полет самого большого в мире самолета
— Я единственный из членов экипажа, поднявшего четверть века назад «Мрию» в первый полет, и сейчас продолжаю летать, причем на этом же уникальном самолете, — говорит штурман-испытатель Авиационного научно-технического комплекса имени Олега Антонова Сергей Нечаев. — Мне 57 лет, а работать в воздухе разрешается до 65. Кстати, мой знакомый штурман из подмосковного города Жуковского Леонид Попов летал до 70 лет.
В крайние два месяца мы выполнили на «Мрии» два заказа — перевезли гигантскую турбину весом 180 тонн из столицы Хорватии Загреба на Филиппины, а из Китая в Турцию доставили два локомотива метро. Топлива за две эти воздушные экспедиции сожгли примерно на миллион долларов. Но заказчиков это не останавливает. Значит, выгодно использовать именно самый большой в мире самолет.
*"Мрия" создавалась специально для перевозки космических кораблей многоразового использования. Сейчас на самолете транспортируют сверхтяжелые грузы
— Расскажите о том, как готовились к полету.
— Его назначили на 20 декабря 1988 года. Но погода в тот день стояла очень плохая, поэтому решили взлет отложить. На следующее утро метеоусловия оказались приемлемыми. Поднять машину предстояло с аэродрома «Святошин» в Киеве. Главным гостем был лидер Советской Украины Владимир Щербицкий. Вначале провели имитацию взлета и только затем командир экипажа Александр Галуненко доложил генеральному конструктору Петру Балабуеву о готовности совершить полет. После взлета направились в сторону Малина, Бородянки, Овруча (райцентры Киевской области. — Авт.). Конечно, немного волновались, но были сконцентрированы на работе, ни на что постороннее не отвлекались. Выполнить программу полностью не удалось — начала портиться погода, и мы пошли на посадку.
— Обычно в первом же полете выявляются различные недочеты в работе оборудования самолета, но этот случай стал редким исключением — мы не зафиксировали ни одного отклонения, — говорит заслуженный летчик-испытатель Герой Украины Александр Галуненко на круглом столе, посвященном юбилею «Мрии», который прошел в Государственном политехническом музее. — Я тогда в шутку сказал конструкторам: «Если вы так и дальше будете работать, необходимость в летчиках-испытателях отпадет». Такой отличный результат объяснялся тем, что «Мрию» создали на базе другого самолета-гиганта антоновского КБ — «Руслана», в ходе испытаний которого работа систем и агрегатов была доведена до должного уровня.
*Александр Галуненко: «После первого полета „Мрии“ прошло уже четверть века, но до сих пор никто не создал самолета, превосходящего ее по размеру». На этом снимке Александр Васильевич запечатлен рядом с крылатым гигантом на авиасалоне в Киеве (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Успех отметили в ресторане?
— Тогда было не принято отмечать в ресторанах такие события, — говорит Сергей Нечаев. — Но отпраздновали знатно — на одной из служебных квартир, предназначенных для командированных. Когда уже хорошо друг друга поздравили и захотелось песен, ребята вспомнили, что я играю на гитаре. Но инструмента там не оказалось. Я говорю: «Не беда, сейчас привезу из дома». Моя супруга была беременна, и чтобы ее не волновать, я не рассказывал ей о первом полете «Мрии». И вот приезжаю домой навеселе. Наташа открывает дверь и с порога заявляет: «Я уже все знаю. По телевизору вас показывали». «Вот и хорошо, — отвечаю. — Давай гитару, я поехал. Мы празднуем на служебной квартире. Скоро вернусь».
— Вы получили большие премиальные? На что их потратили?
— Кажется, четыре тысячи рублей. Купил «Жигули». Уже собрал определенную сумму плюс эти четыре тысячи. Впрочем, в те времена автомобили были дефицитом. Даже если имелись деньги, люди годами ждали своей очереди. Подсобил известный путешественник Дмитрий Шпаро. Весной того года мы с летчиком-испытателем Сергеем Горбиком помогали советско-канадской экспедиции, которой руководил Шпаро. Возглавляемая им команда шла на лыжах к Северному полюсу, а мы перевозили для нее припасы. В благодарность путешественник добился выделения нам автомобилей.
— Где проходили испытательные полеты с кораблем «Буран»?
— В Казахстане на космодроме Байконур, — отвечает Александр Галуненко. — «Буран» к тому времени совершил свой первый и единственный полет на орбиту. Выполнив программу испытаний на космодроме, мы полетели на «Мрии» домой для подготовки к участию в международном авиакосмическом салоне во французском городе Ле-Бурже. Летать над Киевом запрещается, но мы решили сделать подарок горожанам — приближаясь к столице, попросили по радио Управление воздушным движением разрешение пройти над городом. В виде исключения нам дали на это добро, и мы пересекли Киев на малой — всего 600 метров — высоте. Это было днем 19 мая 1989 года. Стояла прекрасная погода. Сотни тысяч людей увидели потрясающее зрелище — «Мрию» с «Бураном». Киевляне до сих пор помнят об этом уникальном событии.
— «Благословение» лететь в Ле-Бурже нам дал лично председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков — это было в Москве в аэропорту «Внуково», — говорит Сергей Нечаев. — Понятно, что «Мрия» с «Бураном» стали сенсацией авиасалона. Правда, публику на борт не пускали — заходить можно было только специалистам. Под видом инженеров приходили и сотрудники спецслужб. Этих людей как-то сразу распознаешь по поведению. Запомнился один из них — уж слишком настырный оказался, пытался говорить на русском, одет был в потертый пиджачок. Как мы его запутали! Он, бедный, ушел совершенно измотанный и с кашей в голове от наших «пояснений».
— А вот когда летал на «Мрии» в Соединенные Штаты, пускали на борт всех желающих, — вспоминает Александр Галуненко. — Видели бы вы, какие выстраивались огромные очереди! До сведения посетителей доводилось, откуда мы прилетели, но люди недоумевали: как такой уникальный самолет мог быть создан не в Америке. Они спрашивали, где находится Украина. Попробуй каждому объясни, если люди идут нескончаемым потоком. Так мы на карте мира обвели границы нашей страны. Только в очередной раз звучал вопрос: «А где это?» — мы тут же наглядно демонстрировали на карте. Но больше всего меня удивило, что даже американские специалисты отказывались верить, что «Мрия» сделана не в Соединенных Штатах.
О том, как создавался этот уникальный самолет, рассказал его ведущий конструктор Анатолий Вовнянко:
— За несколько месяцев до смерти генерального конструктора Олега Константиновича Антонова в апреле 1984 года к нему в Киев приехал Валентин Петрович Глушко, руководивший проектом «Энергия» — «Буран». Антонов сказал, что космический корабль и ракету «Энергия» можно возить по частям на самолетах «Руслан». Глушков ответил: «Олег, я уже и так вожу по частям на другом самолете. Мне нужна такая машина, которая поднялась бы в воздух с полностью собранным кораблем». Тут нужно сказать, что Антонов и Глушко дружили, обращались друг к другу на ты. С этого разговора и началась работа над «Мрией». Я подключился к проекту в августе 1985 года, когда уже были выполнены определенные наработки. Петр Васильевич Балабуев, ставший генеральным конструктором нашего КБ после смерти Антонова, назначил меня ведущим конструктором «Мрии». Кстати, идея так назвать самолет принадлежит Балабуеву.
Всего за три года мы создали самую большую в мире крылатую машину. Срок почти фантастический для столь грандиозного проекта. Были задействованы сотни предприятий по всему Советскому Союзу. Мне часто приходилось бывать на них в командировках и возить с собой документы с грифом «секретно». В таких случаях полагается ездить в сопровождении вооруженного охранника. Я правило игнорировал: прятал бумаги под рубашку — и в путь. Однажды за это поплатился: на Ташкентском авиазаводе меня арестовал начальник особого отдела. Хорошо, что директор этого предприятия заступился: «Не ты, а Вовнянко несет ответственность за документы, поэтому не вмешивайся». Но и потом я возил документацию «на животе».
После триумфальных показов «Мрии» за рубежом уникальный самолет остался не у дел — в 1994 году его отправили на стоянку, где он находился семь лет. Но когда минули самые тяжелые годы кризиса, руководство антоновского КБ решило восстановить и модифицировать самолет, ведь на мировом рынке авиаперевозок для него есть работа. В апреле 2001 года состоялось второе рождение крылатого гиганта — он поднялся в небо.
— В советские годы был собран планер второго экземпляра «Мрии», — говорит Александр Галуненко. — Есть смысл установить в самолете современное оборудование — и получим второй экземпляр крылатой машины. Дело в том, что фирмы, выпускающие сверхтяжелую технику (гигантские турбины, генераторы), еще на этапе проектирования решают, как доставить свою продукцию потребителю. Пока «Мрия» существует в единственном экземпляре, далеко не все компании решаются сделать на нее ставку, предпочитая, скажем, «Русланы» — их сейчас около двадцати. Если же будет две «Мрии», заказов на услуги этого самолета станет гораздо больше.