В Севастополе майор милиции и моряк дальнего плавания спасли 27-летнего мужчину, который из-за несчастной любви собирался спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома
Об этой новогодней истории, к счастью, завершившейся «хэппи эндом», в Севастополе говорят до сих пор. Наш корреспондент встретилась с героями-спасателями. Виновник переполоха — несостоявшийся жених до сих пор наотрез отказывается общаться с кем бы то ни было. А с представителями СМИ — тем более.
— Думали ли вы, что за два часа до Нового года окажетесь на крыше девятиэтажки? — спрашиваю у 41-летнего Валентина Макарова, заместителя начальника отдела уголовного розыска Гагаринского райотдела милиции Севастополя.
— Даже в голову не приходило, — смеется собеседник. — 31 декабря, около 22.00, заступив помощником ответственного по нашему райотделу, я поехал проверять наряды милиции — у Гагаринской райгосадминистрации, у здания Украинского культурного центра, в бухте Камышовой. Тут звонит оперативный дежурный и говорит, что надо проследовать на улицу Косарева, где на крыше девятиэтажки по оцинкованному парапету ходит человек. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, он грозится спрыгнуть вниз. Я сразу поехал туда. Там уже находилась наша сотрудница-участковый. Спрашивает меня: как поступим? Прибыли пожарные, но тоже не знали, что делать. Все будет нормально, стал я всех успокаивать, Новый год отпразднуем как положено. А до Нового года — два часа. Поинтересовался у пожарных, есть ли у них брезент, чтобы натянуть внизу, в случае если взобравшийся на крышу юноша захочет прыгнуть. Они ответили, что такое спецсредство в МЧС уже давно не практикуется. Но даже если его найти, то, падая с высоты девятого этажа, парень все равно этот брезент пробьет. Мы готовы, говорят, полезть на крышу, но юноша угрожает: если появится кто-то в форме, я спрыгну. Никакая милиция, мол, мне не нужна. Более того, оказалось, что после проникновения на крышу решетку, ведущую туда, он умудрился закрыть на замок.
— Похоже, делал все осознанно.
— Судить сложно. Во всяком случае, залезть на крышу через люк было невозможно. А этот, извините, придурок, изгалялся над нами как мог — сидел на парапете, ходил по нему, крыл всех матом, на увещевания не реагировал. Мы нашли в толпе девушку, которая говорила с ним по телефону и плакала. Оказалось, это ее парень. Ты, говорю девушке, разговаривай со своим Ромео о чем угодно, уверяй, что любишь, жить без него не можешь, только отвлекай его постоянно, пока он не протрезвеет. Если мы прямо сейчас полезем на крышу, он просто спрыгнет — и все. Мы же не знаем психики этого человека. Тем более он мог не сознательно спрыгнуть, а просто поскользнуться и упасть вниз. Да он, плачет девушка, напился водки, ничего не соображает. У него произошел конфликт с моим папой, который сказал, что ему такой зять не нужен. В ответ парень заявил: я вам сейчас устрою Новый год!
Тем временем Валентин Макаров вызвал на место происшествия скорую помощь.
— Это если парень шлепнется, так чтобы медики быстро оказали ему необходимую помощь и отвезли в реанимацию, — объясняет свои действия майор. — Затем мы поломали металлические заборчики возле дома, чтобы парень в случае падения не наткнулся на штыри. А бабушки, которые те заборчики устанавливали, как увидели, давай нас чехвостить. (Смеется.) Они же красоту вокруг своего дома годами создавали, а тут мы ее ломаем. Народу собралось во дворе! Уже начали фейерверки пускать. Многие стали фотографировать происходящее. Все это время девушка разговаривала с парнем по телефону. Но он то включал трубку, то выключал, словом, трепал нервы как мог. И я понимаю, что Новый год может сорваться, надо спасать праздник — ради пожарных, врачей скорой помощи, милиции и остальных людей тоже. Ждать, пока парень протрезвеет, как-то не хотелось. Увидеть его, расплющенного, на асфальте — тоже мало приятного. Решили аккуратно стянуть юношу с крыши.
Я снял милицейскую форму, чтобы не раздражать молодого человека на крыше или не напугать, не дай Бог. По моей рекомендации так же сделали и остальные сотрудники милиции — поверх формы натянули курточки. Девушку того парня оставили посреди двора, чтобы он только на нее смотрел. Она, бедная, стояла, махала руками, что-то кричала ему, постоянно общалась с ним по телефону. И тут ко мне подходит молодой человек, в руках — пакеты с подарками. Представился: Сергей. Он шел кого-то поздравлять, как потом выяснилось. Говорит: давайте помогу. Ты кто, спрашиваю. Отвечает: моряк палубной команды рыбообрабатывающего судна. Ну у нас в городе все знают, что это за работа. Ребята из палубной команды ничего не боятся. Смотрю, и на вид он — спортивный, ловкий. Пошли, говорю.
Начали мы с ним искать ключ от таких же люков, ведущих на крышу, только из соседних подъездов. А людей в квартирах мало — все уже где-то празднуют по барам, ресторанам, в гости уехали. Обошли квартиры в трех подъездах и только в одной нашли ключ от чердака. Открыли люк соседнего подъезда, вылезли на крышу. Серега скинул свои туфли (лакированные, нарядные, новогодние), чтобы не стучали. А мои кроссовки, к счастью, были на резиновой подошве. Сняли мы с себя верхнюю одежду, чтобы ничего не шуршало и не гремело, и тихо, по-пластунски поползли по крыше к этому красавцу, который вышагивал по парапету. Благо он нас не видел. Схватили хлопца с двух сторон, извините, не удержались, врезали для отрезвления и приведения, так сказать, в чувство, надели наручники и спустились с ним вниз. А тут как раз наступил Новый год по российскому времени, салюты начались. Людей во дворе полно. Все нам хлопают, фотографируют. Мы усадили горе-жениха в милицейскую машину и повезли в психбольницу. Врачи вызвали двух санитаров и увели парня в палату отдыхать. В общем, Новый год мы успели встретить как положено.
— Знаю, что это не первый случай, когда вы спасаете людей, пытающихся покончить жизнь самоубийством.
— В феврале 2012 года, когда я тоже был на дежурстве, одна девушка вылезла на девятом этаже в слуховое окно и, держась за стенку, встала на парапете с криком: «Сейчас спрыгну!» У нее тоже, как потом оказалось, были проблемы с любимым человеком. Мне удалось схватить ее, извините, за пятую точку и за волосы и через это же слуховое окно затащить на чердак. Вот она реально могла упасть при малейшем неосторожном движении, ведь стояла на узеньком парапете. Чуть-чуть потеряла бы равновесие — и все. Она сначала кинула в нас свой мобильный телефон, не попала, он разбился внизу вдребезги. В том доме даже палисадников не было. Если бы улетела вслед за ним, и косточек не собрала бы. Сейчас она родила ребеночка, перестала употреблять наркотики, ведет пристойный образ жизни. Когда встречаемся на улице, улыбается.
— А вы почему предложили свою помощь милиционерам и полезли на крышу, рискуя жизнью? — спрашиваю у второго героя новогодней ночи. — Ведь не на службе были. Более того, до вашего прихода во дворе уже собралось около сотни человек, которые наблюдали за происходящим.
— Не просто наблюдали, а снимали все на телефоны, даже на видеокамеры. А почему помощь предложил? Да не могу я пройти мимо, если кому-то нужно помочь, видно, таким родился, — смущается 32-летний Сергей Морарь.
— Что ощущали там, наверху, когда поняли, что нужно, не мешкая, принимать решение — любой ценой стащить парня с парапета?
— Я ни о чем не думал, кроме того что человека просто надо спасать, — говорит Сергей. — Понимал, что, если, не дай Бог, он просто поскользнется, сразу полетит вниз с 9-го этажа. Нельзя допустить, чтобы перед Новым годом он своим родным и близким сделал такой «подарок» — погиб или покалечился.
— Говорят, у вас есть друзья среди сотрудников милиции и вы хорошо знаете специфику их работы. Валентин Макаров теперь тоже стал другом?
— Конечно, — кивает. — Был у меня друг-милиционер, Женя Скоробогатов, который несколько лет назад полез спасать детей в бомбоубежище на улице Истомина и погиб («ФАКТЫ» писали об этом. — Авт.). Женя был одним из моих лучших друзей. С моей супругой они были знакомы с десяти лет. Мы и сейчас навещаем его родителей, поддерживаем связь с его вдовой и дочкой. Поэтому я не понаслышке знаю, что работа сотрудников милиции очень тяжелая и ответственная.
— Вы в данной ситуации проявили себя не менее мужественно. Чувствуете себя героем?
— Разве что чуть-чуть, — смеется Сергей. — Все-таки спасли человеку жизнь.
— Как ваша жена отреагировала на случившееся, когда узнала?
— Я ей сам все рассказал, потому что вернулся домой с подарками, которые должен был вручить. Она, конечно, была в шоке. Сразу даже не нашлась, что сказать.
— Куда вы отправили мужа в тот новогодний вечер? И когда узнали о том, что ваш супруг, вместе с сотрудником милиции, совершил подвиг? — спрашиваю у Татьяны Морарь.
— Это был вечер 31 декабря, — вспоминает Татьяна. — Муж отправился в соседний дом к нашим знакомым, пожилой паре, чтобы поздравить их с Новым годом. Его долго не было. Хотя от нас туда идти каких-то пять минут. Часа через полтора Сергей вернулся и стал рассказывать о том, что в гости он не попал, но… спас человека, который хотел спрыгнуть с крыши. Помогал сотруднику милиции.
— Что ощутили, когда представили, что муж был на крыше девятиэтажки? Ведь неизвестно, чем все могло закончиться.
— (Улыбается.) Зная своего мужа десять лет, я даже не удивилась, честно говоря, его поступку. Потому что было много случаев, когда он помогал совсем чужим людям. И в этот раз я не испугалась. Хотя потом мне звонили наши знакомые и говорили: Таня, гордись мужем, ведь конец всей этой истории мог быть и не таким счастливым. Но я о плохом тогда даже не думала.
— Ты знаешь о том, что твой папа совершил подвиг? — спрашиваю у восьмилетнего Никиты, сына Сергея и Татьяны.
— Да. И я им горжусь. Мы сегодня ходили в милицию, к начальнику. Там папе грамоту вручили. Я расскажу своим друзьям о том, что мой папа совершил геройский поступок. Он работает моряком, а я хочу быть подводником. Для этого нужно быть сильным, мужественным и честным. Я хочу быть похожим на папу и на дядю Женю (Скоробогатова. — Авт.)
После праздников Валентин Макаров и Сергей Морарь встретились с начальником городского управления милиции Севастополя Александром Гончаровым, который объявил им благодарность и вручил ценные подарки.
*Начальник городского управления милиции Севастополя Александр Гончаров (в центре) вручил грамоты и ценные подарки Валентину Макарову и Сергею Морарю, который пришел на церемонию награждения с семьей (фото автора)