Через месяц автовладельцам начнут поступать «письма счастья». По словам юристов, есть шанс оспорить в суде пришедшие по почте протоколы, ведь они противоречат Конституции и Админкодексу
Украинский парламент в пакете с другими законами «16 января» одобрил введение в стране автоматической фотофиксации нарушений Правил дорожного движения. Закон уже опубликован, и с конца февраля ГАИ сможет вновь высылать автовладельцам так называемые письма счастья.
Многие водители прекрасно помнят «фиксацию» образца 2009 года, когда инспекторы в «автоматическом режиме» с вытянутой руки снимали «Визирами» проезжавшие мимо машины. Однако в ГАИ обещают, что «ошибки прошлого» учтены, новая система станет более совершенной и действительно работающей «автономно» от сотрудников милиции.
Весь прошлый год киевские гаишники испытывали такой комплекс на улице Елены Телиги. Говорят, всего за час висевшая над дорогой камера успевала «нащелкать» нарушений на 40 тысяч гривен! Сейчас же по Украине планируется установить порядка полутора тысяч аналогичных комплексов фотофиксации, которые, правда, еще предстоит закупить. Авторы закона — народные депутаты правящей фракции — рассчитывают, что ежегодно камеры будут пополнять бюджет на 350 миллионов гривен. Так что, даже несмотря на огромную стоимость, окупиться новая техника должна достаточно быстро.
Наказывать «автоматически» планируют не только за превышение скорости, но также за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, движение по тротуарам и пешеходным дорожкам, нарушение проезда железнодорожных переездов. Ряд изданий сообщает, что протоколы по почте начнут присылать и за другие нарушения — например, за стоянку под запрещающим знаком или неоплаченную парковку. Однако в тексте закона упоминаний об этом мы не нашли.
Вилки штрафов для «заочных протоколов» не будет. Наказания должны выписываться по минимуму. Скажем, за превышение скорости более чем на 20 километров в час назначат 255 гривен, за проезд на запрещающий сигнал светофора — 425 гривен, за превышение скорости более чем на 50 километров в час — 510 гривен.
Согласно закону, выяснять, кто был за рулем автомобиля в момент нарушения, гаишники обязаны лишь в случае, если машина зарегистрирована на предприятие или учреждение (из ГАИ придет запрос руководителю компании, игнорирование запроса чревато штрафом на 1—1,3 тысячи гривен). Если же автомобиль записан на частника, протокол направят его формальному владельцу по месту прописки.
На оплату или обжалование дается всего десять дней (обычно — 15 дней). Чтобы люди не пытались ускользнуть от уплаты штрафа (дескать, «ничего мне почтальон не вручал, в почтовом ящике никаких писем не было»), в законе есть хитрая оговорка. Датой вручения протокола считается день, когда у входной двери появился клочок бумаги, где сказано, что на почте вас ожидает заказное письмо. И не имеет никакого значения, когда эту записку обнаружат хозяева, которые могут быть в отъезде, на отдыхе или вовсе временно проживать в другом месте. Пропущенный срок — их личная проблема: неоплаченный штраф уже ушел в государственную исполнительную службу, которая наложит на автомобиль арест.
Отменить протокол весьма непросто и хлопотно. Обратиться в ГАИ с заявлением, мол, я машиной в тот день не управлял, уже не получится. «Перевести» заочный штраф на кого-нибудь другого разрешается только через районный суд. Причем автовладельцу придется доказать судье, что автомобиль угнали или за рулем находился приятель, знакомый или фактически новый владелец машины, купивший ее по генеральной доверенности. Для этого, по мнению юристов, понадобится либо заявление в милицию об угоне, либо письменные признательные показания истинных нарушителей, готовых взять штраф на себя. В противном случае жалобщику ничего не светит.
Мало того, обратившись в суд, хозяин машины может только усугубить ситуацию. В законе предусмотрено, что при оплате штрафа в течение пяти дней автовладелец получает скидку в 50 процентов. То есть за превышение скорости придется заплатить 127 гривен 50 копеек. Решив жаловаться, можно упустить такую возможность и затем вносить штраф в полном объеме.
Впрочем, очевидно, что многие юридически подкованные автолюбители все же попытаются через суд отменить «заочный протокол», доказав его противозаконность в принципе. По словам автора пособия «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимира Караваева, «рецепт», как это сделать, подсказали… специалисты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, давшие негативное заключение законопроекту о «письмах счастья». По их мнению, нормы закона противоречат Конституции Украины, в которой говорится, что никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления. Эксперты отмечают, что это касается и административных правонарушений, при рассмотрении которых согласно Админкодексу милиция должна выяснить, кто именно виновен в их совершении.
Надо сказать, что в 2010 году на основании упомянутых аргументов Конституционный суд уже запрещал фотофиксацию нарушений. Увы, с тех пор «властная вертикаль» стала намного крепче, и шансы, что суды вновь станут на сторону автомобилистов, не велики.
Как же действовать водителям? Прежде всего, не стоит паниковать и отчаиваться. В отличие от «Визиров» камеры фотофиксации установят в четко определенных местах, так что, проезжая каждый день по одному и тому же маршруту, вы вскоре будете прекрасно осведомлены об участках, где ведется съемка. К тому же, теоретически, о камерах должны предупреждать знаки, правда, уповать на них не стоит.
— Предупреждающие дорожные знаки формально должны быть, — отмечают эксперты аналитической группы AUTO-Consulting. — Однако норма эта неявная и относится к полномочиям, а не к обязанностям. За ее нарушение не предусмотрено особых наказаний. Так что соответствующий знак вполне могут не успеть установить или сослаться на отсутствие средств. Кроме того, не регламентировано расстояние, на котором должен быть установлен такой знак.
Безусловно, с началом фотофиксации проблемы могут возникнуть у автовладельцев, продавших автомобиль по доверенности. Им уже сейчас, вероятно, стоит связаться с покупателями или узнать в ГАИ, переоформлен автомобиль на нового владельца или еще нет. Также имеет смысл позаботиться, чтобы кто-то проверял почтовый ящик по месту вашей прописки, если вы там постоянно не проживаете. Вместе с тем в департаменте ГАИ утверждают, что автовладельцам будет достаточно просто контролировать, имеются ли на них непогашенные штрафы по фотофиксации. Каждый желающий (зарегистрировавшись и получив пароль доступа) сможет заходить через интернет в электронную базу нарушений, где будет видно, когда и где вы нарушали. Автовладельцы даже смогут изучить фотографии своего автомобиля в крупном разрешении. Увы, штрафы могут начать рассылать уже с 21 февраля, а базу обещают запустить только с апреля.