Народная артистка Украины отметила 60-летний юбилей
Что такое слава, народная артистка Украины Антонина Маренич знает, как никто другой. В 70-80-х годах замечательное трио из Луцка — Антонина, Светлана и Валерий Мареничи — было одним из самых известных в Советском Союзе вокальных ансамблей. Оригинальность трио проявилась в незначительных, на первый взгляд, деталях, — тихий перезвон гитары, губная гармошка, шелестящий звук маракасов, но благодаря им украинская песня покорила сердца миллионов слушателей. Просуществовав на сцене более тридцати лет, в 2004 году коллектив распался. Через некоторое время Антонина и Валерий Мареничи развелись, и с тех пор бывшие супруги не разговаривают, хотя официально проживают на одной жилплощади.
Накануне юбилея (17 марта) народная артистка несколько дней провела в столице. На встречу с корреспондентом «ФАКТОВ» Антонина Александровна приехала сразу после прямого эфира на одной из радиостанций. Ни на минуту не опоздала, выглядела прекрасно и просто сияла от счастья.
- Не думала, что будет столько звонков от слушателей, мне было очень приятно, — начала беседу Антонина Александровна. — И я рада, что люди, которые знают и помнят меня как участницу «Трио Маренич», так же тепло воспринимают меня и как сольную исполнительницу. В Киев я приехала не с пустыми руками — привезла новые песни, и среди них одну собственную, «О, любове!» Эти произведения войдут в мой третий сольный альбом. Хотелось бы, чтобы они стали шлягерами. Хотя мне кажется, что свою главную песню я еще не спела. Значит, все впереди.
- В 2007 году вы отмечали 40-летие творческой деятельности большим концертом во Дворце «Украина». Как будете праздновать свой 60-летний юбилей?
- Был бы обычный день рождения — спряталась бы где-нибудь. Скажем, в Карпатах. А так В домашнем кругу, с мамой, которую я перевезла к себе из Самары, сыном, сестрой. Юбилейный концерт планирую провести осенью, но на какой сцене, пока не знаю — стоимость аренды зала в Киеве меня потрясла А еще говорят: «Кризис, кризис »
- Такие высокие?
- Не то слово! И это при том, что у артистов сейчас сплошные простои. Два года назад мне помогли финансами Министерство культуры и руководство Волынской области. Сегодня же ждать от кого-либо помощи — только время терять. Денег нет.
- Вас тоже коснулся кризис?
- В творческом плане я на себе его не ощущаю, даже наоборот, работаю «по-черному» — каждый месяц по новой песне выдаю. А вот выступать почти не приглашают. Радует, что хоть кредитов у меня нет. Была одна рассрочка, но еще в прошлом году успела по ней рассчитаться.
- Какой подарок хотели бы получить на день рождения?
- Квартиру! Честно! Шестой год обиваю пороги чиновников. Но при нынешней ситуации, мне, по-видимому, ничего не светит. Хотя, если бы наш квартирный вопрос решился лет десять назад, трио, возможно, существовало бы и сейчас. Мы ведь очень долго жили втроем, а потом и вчетвером с нашим маленьким сыном на одной жилплощади и каждый раз спотыкались о быт. Все это очень мешало творчеству.
- И тем не менее «Трио Маренич» гремело на весь Союз. Кому принадлежала идея создания ансамбля?
- В начале семидесятых, когда мы начинали, в составе вокального трио практически никто не выступал, пели в основном дуэтом. Мы с Валерием тоже так начинали, а потом я пригласила свою сестру Светлану, и мы спелись втроем. С сестрой мне было несложно, а вот Валерий поначалу совершенно не мог работать в ансамбле, мне пришлось его учить.
Сегодня часто заявляют, что в эстрадных песнях нет глубины. Но она и не в каждой народной песне есть. Свой репертуар мы формировали сами, и сегодня, когда говорят, что Мареничам удалось народную песню приблизить к эстрадной, а эстрадную — к народной, мне приятно это слышать, потому что во многом это и моя заслуга (являясь художественным руководителем трио, Антонина Маренич самостоятельно разработала уникальный вокальный стиль ансамбля и манеру исполнения на сцене. — Авт. ).
- Мы уже выступали года два-три и были известны как эстрадный коллектив, но большого успеха тогда еще не имели. И вот в 1975 году нас пригласили на фестиваль в Польшу. Кроме нашего трио, там выступали десятки молодых исполнителей, зарубежные ансамбли. Мы тогда спели всего три песни, но не успели даже со сцены сойти, как стали подбегать иностранные арт-агенты с предложениями о работе. Предложений было столько, что мы растерялись и отправили агентов к своему руководству. Нам, конечно, не разрешили работать за границей, но зато после этого фестиваля нас заметили.
- Читала, что в Луцке вы жили в общежитии, где умудрялись и репетировать. Это правда?
- Первый год мы жили в местном мотеле. Помню, специально выставляла на трюмо свои парфюмы — модные в те годы арабские духи, — а стол застилала домашней салфеткой, чтобы в казенной обстановке чувствовать себя хоть немного уютнее. Потом нам дали на троих однокомнатную гостинку, а через время — квартиру, тоже на троих. И вот там мы действительно репетировали новые песни. У нас было такое правило: пока песня не прозвучит со сцены, никто из посторонних не должен ее слышать. Это был наш секрет и защита от недоброжелателей.
- Вы настолько суеверны?
- Я стараюсь поменьше верить в приметы, но есть традиции, которых придерживаются все артисты: не щелкать семечки перед концертом, а то сборов не будет, и не класть афиши на кровать, чтобы не залежались.
- В 2004 году «Трио Маренич» распалось по вашей инициативе. Сегодня не жалеете об этом?
- Не жалею, и о том, чтобы воскресить трио, даже думать не хочу. С тех пор как коллектив распался, мы с сестрой стараемся вообще не вспоминать о тех временах. Светлана говорит, что от этих воспоминаний у нее волосы дыбом встают. Наверное, поэтому она и не хочет возвращаться на сцену. У нас были успех, популярность, но вместе с тем и очень много разочарований. Если представить, что время повернулось вспять и надо пережить все это во второй раз, то я бы этого не хотела.
- С бывшим мужем Валерием Мареничем общаетесь?
- Мы не контактируем, даже не разговариваем друг с другом. Первые два года после развода во мне все так кипело, что, живя на одной жилплощади, я не обмолвилась с ним ни единым словом! Но если бы во время подготовки сольной программы я общалась с Валерием, мне бы просто не хватило сил ее закончить. Как можно общаться с человеком, который не может успокоиться, пока не доведет другого до истерики, и к тому же злоупотребляет спиртным? До сих пор помню, как после каждой репетиции еле находила в себе силы, чтобы доползти до кровати, выслушивая при этом оскорбления и обидные слова о том, кто кого вывел в люди.
Человек может многое выдержать, но должна же быть какая-то мера. И когда я поняла, что у Валерия такой меры нет, подала на развод. Разойтись-то мы разошлись, нам бы еще разъехаться. Продать квартиру нельзя — все на улице останемся, а видеть бывшего мужа в собственной квартире мне невыносимо. Как я могу объяснить свое состояние чиновникам? Они говорят, что моя жилплощадь на полметра(!) больше, чем положено по закону.
- Как сын пережил эти события?
- Богодару уже 25 лет, он все понимает.
- Знаю, что он поет и сочиняет песни. Вы уже пели с ним дуэтом?
- Однажды, но с большим удовольствием спела бы еще раз. Только в последнее время он не хочет этим заниматься. А я не настаиваю. Музыкальные способности у него есть, разовьются, когда придет время.
Творческую деятельность бывшая солистка легендарного трио Антонина Маренич (в девичестве Сухорукова) начинала в Москве, в оркестре Юрия Саульского. Оставив оркестр, некоторое время выступала сольно, затем в дуэте с мужем Валерием Мареничем. В 1973 году Антонина вместе с мужем и сестрой Светланой создает уникальное вокальное трио, в репертуар которого вошли украинские народные песни, а также авторские песни А. Злотника, В. Ивасюка. В 1978 году «Трио Маренич» впервые появилось в телеэфире, песни в его исполнении зазвучали по радио. Через год, в 1979-м, участникам коллектива было присвоено звание заслуженных артистов УССР.
Приобретя популярность в Советском Союзе, трио вскоре стало известным и далеко за его пределами — в Канаде, Соединенных Штатах, Австралии, Йемене, странах Европы. В 2003 году за выдающийся вклад в развитие украинской песенной традиции участники ансамбля были удостоены звания народных артистов Украины. А уже через год по инициативе художественного руководителя ансамбля Антонины Маренич трио прекратило существование. Сама певица занялась сольной карьерой. Она выпустила за это время два альбома и дала несколько концертов, в том числе на главной сцене страны — во Дворце «Украина».