К секретным космическим разработкам в Советском Союзе были привлечены выдающиеся ученые, инженеры, конструкторы и военачальники. Тщательно разработанные ими узлы и блоки космических ракет привозили на специально построенный в казахской степи стартовый комплекс «Байконур».
Первым главным конструктором советских ракетно-космических систем был Сергей Королев. Главной целью была подготовка человека к пилотируемому полету на орбиту Земли. Поэтому каждый пуск прибавлял знаний о поведении живых организмов в космосе при перегрузках и невесомости. В силу сложившейся тогда политической обстановки, стараясь догнать СССР в освоении космоса, США стали запускать больше спутников. На один наш старт приходилось 3-4 американских. США отставали от СССР в весе спутников и мощности ракетных двигателей. Зато Америка опережала Советский Союз по средствам связи, телеметрии и электронике.
В марте 1960 года в Советском Союзе была создана первая группа будущих космонавтов. В конструкторском бюро Королева знали: американцы тоже ведут интенсивные работы по подготовке полета человека в космос. Между правительствами и учеными двух стран складывалась острая конкуренция.
25 марта 1961 года с космодрома «Байконур» в автоматическом режиме стартовала ракета-носитель с манекеном человека, которого в шутку называли Иван Иванович. После успешного приземления спускаемого аппарата Королев сообщил о полной готовности полета человека в космос.
29 марта 1961 года состоялось заседание Государственной комиссии, руководителем которой был заместитель министра оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. Заслушав доклад Королева и получив заверения от каждого из присутствовавших конструкторов и ученых о надежности всех систем, Устинов подписал разрешение на полет. В тот же день доклад Королева был окончательно отредактирован и отправлен на подпись главе государства Никите Хрущеву.
12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, его полет длился 108 минут, а первым американским астронавтом стал Алан Шепард. Он стартовал 5 мая этого же года. Ракета «Редстоун» подняла в космической капсуле «Фридом-7» астронавта на высоту 186,2 километра. После 15 минут 22 секунд Шепард начал постепенно спускать аппарат в заданный район посадки. Главное, что сделал Шепард, — доказал, что человек в условиях невесомости может осуществлять ручное управление космическим кораблем.
Подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»