Події

Легендарный советский бард геофизик александр городницкий: «впав на старости лет в детство, нашел следы атлантиды»

0:00 — 20 березня 2009 eye 677

Сегодня патриарху авторской песни исполнилось 76 лет. Накануне он побывал в Запорожье с концертом памяти своего друга иктора Берковского

Известный поэт и бард Александр Городницкий, патриарх классической советской авторской песни, недавно побывал в Запорожье с концертом. Причину визита он объяснил так: очень хотел положить цветы к мемориальной доске своего друга-барда Виктора Берковского, родившегося в Запорожье.

«В океане я обнаружил странные сооружения, похожие на развалины города»

- Как ваше здоровье, Александр Моисеевич, все-таки 76 стукнуло?

- Как говорят, не дождетесь. Пока здоровье позволяет — езжу, выступаю (минимум раз в месяц, иногда по два), пытаюсь что-то писать. Недавно в моем родном Петербурге закончился цикл из восьми концертов.

- Говорят, еще ходите на работу в Институт океанологии имени Петра Ширшова Российской академии наук? Каким из своих научных достижений гордитесь особенно?

- Я ничем не горжусь, ибо гордыня — это грех. Но кое-что, как мне кажется, я сделал первым. Измерил, например, электрическое поле океана, о котором никто в мире до этого не подозревал. Впервые (это тема моей докторской диссертации) теоретически просчитал мощность твердой оболочки нашей планеты — литосферы — под океаном. Впав на старости лет в детство, нашел следы Атлантиды — после того, как попытался обосновать модель ее гибели с позиций современной науки.

- Вы верите в то, что Атлантида существовала?

- Да. Потому что во время погружений в океане мне удалось обнаружить возле Гибралтара странные сооружения, похожие на развалины древнего города. Именно в том месте, которое описал Платон — «по ту сторону Геркулесовых столбов». Атлантидой занимались кто угодно: журналисты, археологи, сумасшедшие, последователи Блаватской. А должны были изучать ее океанологи. Я утверждаю, что такой архипелаг был между Азорскими островами и Гибралтарским проливом.

В последние годы пытался расшифровать ряд библейских легенд, тоже опираясь на современные знания. Доказываю, например (я читал на эту тему лекции в России, Израиле и Америке), что гибель Содома и Гоморры, а также войска фараона «от волны пришедшей» (цунами, возникшее в Средиземном море) и всемирный потоп — абсолютно реальные вещи, получившие отражение в Библии. Об этом рассказывает один из моих фильмов на телеканале «Культура». Цикл называется «Атланты в поисках истины».

- Нас всех пугают глобальным потеплением…

- Как геофизик заявляю: никакого глобального потепления не будет. Температура поверхности Земли зависит только от расстояния до Солнца, а оно периодически меняется. И сейчас мы уходим от него. Более того — в 2030 году наступит глобальное похолодание.

- А чем закончится экономический кризис?

- Как нас учили в школе — подъемом экономики.

- Вы долгое время занимались поиском медно-никелевых месторождений в Норильске. Сегодня владельцы «Норникеля» очень богатые люди. То есть вы обнаружили, а другие владеют. Не обидно?

- Это капитализм, о котором нас долго предупреждали. Сегодня все в чьих-то руках. Я человек старый, выросший под советский барабан. Привык трудиться. Нас учили, что любое богатство не может быть приобретено честным путем. Завидую людям, которые могут все это как-то повернуть. А у меня психология абсолютно советского человека. Я много лет проработал на Крайнем Севере — это Туруханский край, Игарка, Норильск. Позднее — Кольский полуостров, Колыма. В 1962 году под Игаркой открыл меднорудное поле, заложив скважину, стоившую огромных денег. К счастью, там обнаружили месторождение редкоземельных элементов, иначе меня бы посадили в тюрьму. Люди тогда получили огромные деньги, посты, ордена. А я об этом не знал, потому что пошел плавать в океане. Когда позже приезжал в Норильск, меня как почетного гостя возили, поили и кормили. И только позже понял: обхаживали, потому что в список первооткрывателей в свое время внесли только начальство.

- Наука — это одна сторона вашей деятельности. А вторая…

- Пишу стихи и песни. Книг у меня уже неприлично много — 31. Только что вышел томик стихов, написанных за последние два года. В моем возрасте это уже не годится. Как сказал один поэт: «Писать стихи до тридцати почетно, и стыд кромешный после сорока». При советской власти меня не печатали совсем, после перестройки начали активно печатать. В 1999 году я стал первым лауреатом Государственной премии имени Булата Окуджавы. Вручал Ельцин. Я тогда сказал: «Борис Николаевич, хочу сказать вам спасибо за то, что эта премия стала в России возможна. Потому что никто из бардов первого поколения от этого государства ничего, кроме поношений и гонений, не получал. Ни сам Окуджава, ни Галич, ни Высоцкий. Я так понимаю, что это не мне, а через меня — им». Ельцин был огромный мужик, я ему по плечо. Схватил мою руку, затряс: «Правильно говорите, это будет хорошая память». Очень жаль, что при Путине этой премии не стало. Почему? Вопрос не ко мне.

«Темная ночь» остается моей любимой песней»

- Почему в советское время вас не печатали?

- В 1968 году я был в числе авторов литературного альманаха «Молодой Ленинград». Там печатались Сергей Довлатов, Иосиф Бродский… После одного из литературных вечеров на нас написали донос. Подсчитали, сколько в альманахе было авторов-евреев, и объявили это «сионистским шабашем». Ко всем были применены карательные меры. Мне отказали в приеме в Союз писателей, в издании второй книги. Пятнадцать лет я был в «черных списках» всех толстых журналов Москвы и Петербурга, меня не печатали, запрещали выступления. Но я благодарен людям, которые это делали. Потому что активно начал сочинять песни. И избежал позора за издание ранних, очень плохих стихов.

- С чего для вас началась авторская песня?

- С Марка Бернеса. В 1944 году в эвакуации в Омске увидел фильм «Два бойца», смотрел и плакал, потому что видел Ленинград, который, как я думал, потерял навсегда. Щемящая интонация песни в исполнении Бернеса «Темная ночь», звучавшей в фильме, пронзила меня, как стрела. Долгие годы потом не слышал ничего подобного. И когда в 1962 году на борту парусника «Крузенштерн» услышал первые записи неизвестного мне тогда Булата Окуджавы, почувствовал ту же щемящую интонацию. «Темная ночь» остается моей любимой песней.

К слову, с ней связана одна смешная история. В России проводился конкурс «Лучшая песня ХХ века». В числе экспертов на сцене были Никита Богословский и я. Хор Турецкого пел «Подмосковные вечера», кто-то исполнял «Темную ночь», Лолита Милявская — «Давай закурим, товарищ, по одной»… Олег Газманов пел, яростно прыгая, «Ты морячка, я моряк». Ей и было присвоено звание лучшей песни ХХ века. Министр культуры Михаил Швыдкой обернулся ко мне: «Интересно, что скажет злой Городницкий?» Я был весь зеленый от досады, ведь «Темная ночь» стала знаковой песней целого поколения! И сказал: «Я, конечно, люблю исполнителя Олега Газманова, его умение двигаться на сцене. Но слышал эту замечательную песню по телевидению в гораздо лучшем исполнении Владимира Жириновского».

«Наших детей пытаются убедить, что мы живем в большом уголовном лагере»

- Одну из ваших очень известных песен — «Перекаты», критиковал, кажется, сам Бернес?

- На своем юбилее незадолго перед смертью он сказал, что у молодежи сейчас популярна песня, где есть такие слова: «Люблю тебя я до поворота, а дальше — как получится». Я, сказал Бернес, против такой любви. Но дело в том, что моя песня о человеке, который идет по непроходимой реке, и за любым поворотом может быть тот перекат, где обрывается человеческая жизнь и вся любовь кончается. То есть дальше — как получится. Один мой друг действительно так погиб. Пару лет назад в Иркутске с этой песней была другая история. Выступал я в двухтысячном зале филармонии, где чуть ли не в штормовках собрались геологи со всей округи. В перерыве выхожу в фойе и слышу, как один мужик с бородой говорит другому: «Интересный к нам человек приехал. Он все наши песни знает».

- По гороскопу вы Рыбы, то есть человек творческий, эксцентричный. Умеете в жизни справляться со своими эмоциями?

- Не уверен. Недавно на концерте получил записку: «Уважаемый Александр Моисеевич. Сколько у вас было женщин? И почему?» Я растерялся… В моей книге воспоминаний описано несколько случаев, когда мне не удалось совладать с эмоциями и ничего хорошего из этого не получилось. Книга вышла в издательстве «Вагриус» в автобиографической серии «Мой ХХ век». Там печатали книги многих великих людей, я по недосмотру оказался в их списке. Моя книга вышла такая толстая, что недовольный редактор сказал: «У Троцкого была меньше».

- Что для вас важнее — наука или поэзия?

- Когда был молодой, отвечал: «Одна — как жена, другая — как любовница», имея в виду, что от законной жены получаю зарплату. А на старости лет запутался. И если бы мне задали вопрос, кто именно любовница, я бы не ответил. Люблю обеих!

- Современную авторскую песню слушаете?

- Старикам свойственно брюзжать, и я не исключение. Сегодняшняя авторская песня с явлением 60-х годов ничего общего не имеет. Тогда она возникла на почве невозможности печататься и как протестное явление. Такие песни были у Александра Галича, у моего друга Юлия Кима. Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юрий Визбор — профессиональные литераторы, у них были не просто тексты песен, а стихи, положенные на мелодию. В этот разряд попадают и музыканты Евгений Клячкин, Сергей Никитин, Александр Дулов, Саша Суханов, мой любимый друг Виктор Семенович Берковский. Не говорю уж о Высоцком, которого считаю одним из крупнейших поэтов ХХ века. На смену этому пришли люди, хорошо владеющие гитарой, музыкально грамотные исполнители и текстовики. То, что сейчас называют авторской песней, я бы назвал самодеятельной эстрадой. Где социальный протест? У нас что, не с чем бороться? Кроме того, появилось такое опасное явление, которое неудачно назвали русский шансон. Это и не русский, и не шансон. Наших детей пытаются убедить, что мы живем в большом уголовном лагере. Считаю это отравлением целого поколения. Когда в средневековой Дании хотели отравить короля, то капали яд не куда-нибудь, а в ухо. У нас происходит то же самое.

- 23 марта известному барду Евгению Клячкину исполнилось бы 75 лет…

- В моем родном Питере пройдет вечер памяти Клячкина, на котором я должен быть ведущим. Он был замечательным человеком, автором песен, удивительным мелодистом. Композитор Альфред Шнитке считал его самым ярким композитором из этого поколения вообще. Его песни на стихи Бродского я считаю золотым фондом авторской песни. Не выдержав серьезных антисемитских нападок, Женя уехал в 90-м году в Израиль и там погиб. (Летом 1994 года во время купания в Средиземном море у Клячкина случился сердечный приступ.  — Авт. ). Трагедия в том, что Женю не встретили в Израиле с распростертыми объятиями, как он думал. Переживания повлияли на его творчество. Это пример того, что человек не должен уезжать, как бы ему тяжело ни было, из родного дома.

Из досье «ФАКТОВ»

Александр Городницкий — ученый-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской федерации, член Российской академии естественных наук. Участник более 20 рейсов научно-исследовательских судов в различные районы Мирового океана, принимал участие в поисках Атлантиды.

Поэт, один из основоположников авторской песни, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999 год). Автор более 30 книг. В числе его сочинений — ставшие бардовской классикой «Снег», «Песня полярных летчиков», «Перекаты», «Над Канадой небо синее», «Атланты», «Жена французского посла». Стихи и песни Александра Городницкого включены в школьные программы. Его именем названы малая планета Солнечной системы и горный перевал в Саянах.