На днях с трибуны Верховной Рады глава Компартии Петр Симоненко заявил о необходимости спасать Украину путем превращения страны в федерацию, а крымские депутаты сообщили о намерении изменить Конституцию автономии и просить защиты у России
Прозвучавшая в парламенте идея федерализации украинского государства не была поддержана законодателями, но продолжает будоражить умы политиков. Выдающиеся же деятели науки, культуры и искусства находят ее опасной.
«Федерализация — чисто теоретическая угроза, как и введение чрезвычайного положения, — считает известный украинский поэт и публицист Виталий Коротич. — Чтобы его объявить, нужно, как минимум, иметь армию, которая будет выставлять патрули, контролировать комендантский час… Такой армии у Украины нет, потому эти «мечты» даже высказывать неприлично. Вот и федерализация такая же чушь собачья, потому что это, по сути, гражданская война. Попробуйте сегодня разделить население! Тот, кто этого хочет, явно не думает о последствиях. Сепаратистское заявление крымчан, мне кажется, из того же ряда.
В первые два дня Майдан показал, что у нас есть великолепный, роскошный народ, но в последующие дни стало ясно: при наличии такого народа у нас нет государства. А если его нет — нечему распадаться, понимаете? Государство — это работающая законодательная и исполнительная власть, реальная защита прав и свобод населения, независимый суд… Если государство существует, оно, конечно, может распасться, но Украина, как оказалось, находится только в стадии формирования, брожения умов, и здесь трудно сказать нечто определенное".
«Я считаю безответственными любые заявления по сепаратизму и федерализму, — полагает председатель Донецкой областной госадминистрации Андрей Шишацкий. — Мы вместе (всей страной) должны выбираться и потом в спокойной, хорошей атмосфере уже о чем-то рассуждать. Федерализм хорош для сильных государств — таких, как Федеративная Республика Германия. А мы сейчас не можем себе позволить играть в федерализм. Это все может плохо закончиться, вплоть до потери независимости».
«Федералізація країни і адміністративно-територіальний устрій взагалі не першочергове питання, — считает академик Игорь Юхновский, народный депутат четырех созывов Верховной Рады. — Ви спочатку забезпечте людей, дайте гідні зарплати і пенсії, захистіть від знущань, зробіть податки такими, аби їх можна було сплачувати, знаючи, куди вони йдуть, а потім уже вирішуйте, унітарна наша держава чи федеративна.
Що ж стосується сепаратистських заяв, зокрема тих, що лунали в Криму, то я би з них тільки сміявся. Яка російська автономія, який подарований Україні Крим? Мені 88, і в 1950-ті роки я був уже політично свідомою людиною. Хрущов не дарував Крим, він його рятував, бо росіяни, які заселилися туди замість депортованих татар, так занехаяли господарство, що ця територія фактично лежала в руїнах! Тому вона увійшла до складу України в обмін на наші землі над Прип’яттю, Орловщину і так далі. І коли ці, вибачайте, гівнюки кричать, що хочуть вдруге увійти в ту ж річку, у мене слів немає! Ці заяви антиукраїнські, антидержавні, і їх потрібно дуже різко припиняти — це вже питання до Служби безпеки. Хто має право на автономію в Криму, так це корінне населення — кримські татари".
На прошлой неделе президиум Верховного Совета Крыма инициировал внесение изменений в Конституцию АРК, проведение общекрымского референдума о статусе автономии. Гарантом последнего депутаты пожелали видеть… президента и Госдуму Российской Федерации.
Служба безопасности уже начала уголовное производство в связи с подготовкой к посягательству на территориальную целостность Украины. Производство открыто на основании заявления члена фракции «Батькiвщина» Ивана Стойко, обратившегося в правоохранительные органы с требованием принять незамедлительные и жесткие меры по недопущению развертывания сепаратизма в Крыму.
«СБУ работает против действующей власти и половины страны, — так одиозный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко прокомментировал расследование Службой безопасности уголовного дела по фактам подготовки к посягательству на территориальную целостность Украины. — Страна стоит на грани раскола и развала, а СБУ не просто невинно наблюдает за этой картиной со стороны, но и занимается „охотой на ведьм“ в Крыму! Бесчеловечность или непрофессионализм?! А может, просто продажность?!»
«Федералiзацiя — це дурниця, нiсенiтниця, неповага до народу України! — возмущается знаменитый режиссер Роман Виктюк. — Якщо це станеться, буде величезна бiда, цього не можна допустити! Я думаю, люди все зроблять, аби нiякого подiлу не вiдбулося, вiрю в цю нацiю».
«Коли є велика держава, де живе мужнiй i сильний народ, здатний об’єднатися заради змiн на краще, вона має лишатися такою, як є, — уверена народная артистка СССР, Герой Украины Ада Роговцева. — Ми не загарбники, нам чужого не треба, але те, що входить до складу України i 22 роки iснувало як єдине цiле, розривати не можна — неприпустимо!»
«Конечно, Восток, Юг и Запад Украины отличаются друг от друга, — констатирует народный артист России Александр Розенбаум, — и нужно понимать, что люди, живущие в этих регионах, воспитаны в разных традициях. И давно пора повиниться в том, что Советский Союз аннексировал западные области, присоединил насильственно, без их согласия: любые извинения приведут к улучшению взаимопонимания, однако наши правительства не могут это сделать никак.
Но надо также понимать, что и на Западе, и на Востоке проживают украинцы, и от разъединения Украина ослабнет — как одна ее часть, так и вторая. И разумеется, мне, как человеку, близкому Украине, любящему ее и не мыслящему без нее своей жизни, очень хочется, чтобы она была сильной и осталась целостной, несмотря на все разногласия. Верю, что украинцы, живущие в разных регионах, сумеют договориться между собой, не оглядываясь на все закордоны и не надеясь ни на кого, кроме себя".
«Нам ще не вистачало ввести федеративну Україну — тодi вже можна одразу стрiлятися, бо ми i так на волоску тримаємося! — утверждает директор Института философии НАН Украины академик Мирослав Попович. — Не будучи, в принципi, противником федеративного устрою держави, у випадку України я вважаю його таким, який утруднить її полiтичне життя. За умов нинішньої великої суспiльної кризи це просто самогубчий акт.
Рiзниця мiж Заходом i Сходом є, i це поняття не штучне, бо у рiзних регiонах спостерiгається переважання рiзних полiтичних сил. Але справа зовсiм не в полiтичних симпатiях i не в географiї, нашi регiони мають однi i тi ж болячки — що Схiд, що Захiд. I важливе зараз не те, якi уявлення панують на Донеччинi про захiднякiв чи у Львовi про жителiв Донбасу, а те, що в нас депресивна економiка, що скрізь злиднi панують… Я думаю, варто розiбратися не одне з одним, а з тим зубожiнням, в якому ми сидимо… У пошуках розв’язання цiєї проблеми немає подiлу на Схiд i Захiд — є подiл на злодiїв i чесних трудяг, на бездарностей, якi рвуться до влади, i талановитих людей, яких туди просто не пускають, от i все".