Ситуация на топливном рынке обостряется. Цены на заправках с начала месяца увеличились на 23—50 копеек. Сейчас в среднем по стране литр бензина А-95 стоит 11 гривен 31 копейку, а дизельного топлива — 10 гривен 5 копеек. Более того, не исключены перебои с поставкой горючего на АЗС. Эксперты называют две основные причины возникших на рынке проблем — девальвация гривни и введенные Национальным банком Украины ограничения на покупку валюты импортерами. Хотя 20 февраля в Киеве был еще один фактор, создавший ажиотаж, — паника в связи со слухами о закрытии городских автозаправочных станций. Очереди рассосались уже через несколько часов, когда киевляне поняли, что бензина хватит всем, а вот системные проблемы на топливном рынке остались.
На днях исполняющий обязанности вице-премьер-министра Украины Юрий Бойко заявил, что, несмотря на временно возникший ажиотажный спрос на горючее, предпосылок для возникновения дефицита нет. По словам чиновника, в настоящее время в стране есть около 200 тысяч тонн бензина и 400 тысяч тонн дизельного топлива. Этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос.
Но другие проблемы остаются нерешенными. Обесценивание национальной денежной единицы, наблюдающееся в последние недели, приводит к заметному подорожанию импортных товаров, которые закупаются за евро и доллары. Как рассказал «ФАКТАМ» директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн, около 90 процентов стоимости горючего имеет прямую валютную привязку. Примерно 55 процентов в цене — это стоимость ввозимых из-за рубежа нефти и нефтепродуктов, так как наша страна импортозависимая. А еще 30—35 процентов — различные налоги и сборы. Кстати, большая их часть тоже привязана к иностранной валюте. К примеру, акцизный сбор номинирован в евро. Естественно, изменение курса гривни напрямую влияет на цену топлива.
По словам эксперта, каждая новая копейка в стоимости доллара означает дополнительную копейку в цене бензина на АЗС. Сергей Куюн считает, что при курсе 9,1—9,2 гривни за доллар литр бензина А-95 подорожает до 12 гривен, а дизтоплива — до 11 гривен.
Кроме того, стоит напомнить, что согласно постановлению Национального банка Украины от 6 февраля юридические лица и физлица-предприниматели обязаны предварительно перечислять деньги для покупки валюты на специальный банковский счет, с которого эти средства могут быть направлены на приобретение валюты не ранее чем на шестой операционный день со дня внесения. То есть фактически оборотные средства, необходимые для закупки импортных товаров, в том числе нефтепродуктов, замораживаются на неделю. Более того, приобретение валюты не гарантируется, а ее курс на день торгов неизвестен.
Нефтетрейдеры уже бьют тревогу, поскольку ограничения, введенные НБУ, не позволяют операторам топливного рынка планировать свою деятельность, заключать долгосрочные договоры с зарубежными партнерами. Да и стоимость нефтепродуктов в таких условиях будет расти.
— Похоже, в Нацбанке не видят различий между финансовыми спекулянтами и предпринимателями, обеспечивающими стабильность реальной экономики, — заявил директор спецпроектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев. — Такая близорукость на руку коммерческим банкам, которые не преминут воспользоваться сложной для участников рынка ситуацией в своих целях. Тогда следует ожидать не только подорожания нефтепродуктов на АЗС, но и их дефицита накануне полевых работ.
Однако и это еще не все проблемы. По словам президента Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, еще с 12 февраля началось блокирование таможенной службой оформления нефтепродуктов из Румынии и Беларуси. Все это может привести к временному прекращению поставок горючего из этих стран и возникновению дефицита.
Даже в правительстве поняли, что ситуация с валютой может иметь весьма негативные последствия для топливного рынка. Об этом говорилось в письмах исполняющего обязанности министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого на имя исполняющего обязанности премьер-министра и председателя Национального банка Украины. В частности, Эдуард Ставицкий утверждает, что рынок нефтепродуктов Украины на 70 процентов зависим от импорта, соответственно, участники испытывают постоянную потребность в иностранной валюте для расчетов с контрагентами.
— Временные ограничения при покупке валюты не позволяют операторам рынка планировать свою деятельность, оперативно реагировать на колебания цен, приобретать нефть и нефтепродукты на мировых рынках в наиболее выгодные и благоприятные моменты, что приведет к повышению себестоимости поставок и в итоге — к увеличению цен для потребителя, — считает Эдуард Ставицкий.
Исполняющий обязанности министра отметил: из-за задержек с оплатой основные поставщики — Беларусь и Румыния — уже рассматривают возможность перенаправить свои объемы топлива на более платежеспособные и стабильные рынки сбыта. По данным Минэнергоугля, за первые две недели февраля запасы топлива в Украине сократились почти на 100 тысяч тонн.
Поэтому Эдуард Ставицкий предложил внести изменения в постановление НБУ, уточнив, что ограничения не касаются закупок валюты для расчетов за нефтепродукты, природный газ и электроэнергию. Пока реакции на это предложение не последовало.
Фото Сергея ДАЦЕНКО, «ФАКТЫ»