Культура та мистецтво

Михаил Жванецкий: «Мне кажется, что россияне завидуют украинцам. Потому что смогли свалить зарвавшихся, охамевших, обнаглевших ворюг»

9:00 — 6 березня 2014 eye 9229

Сегодня знаменитый сатирик, народный артист Украины и России отмечает 80-летний юбилей

Свой день рождения Михаил Жванецкий отметит в Москве. В этот день в концертном зале имени Чайковского у него запланирован юбилейный вечер. Писатель прочтет произведения, написанные более чем за сорокалетнюю карьеру, а также новые работы, в которых выражает свое острое мнение по поводу событий в современном обществе. Не обошел вниманием и последние события в Украине, в частности, в Крыму: «Мне кажется, что россияне безумно завидуют украинцам. Потому что смогли, позволили себе свалить зарвавшихся, охамевших, обнаглевших ворюг. Это не исключает того, что могут прийти новые. Но они точно будут знать, что существует сила противодействия, способная дать им отпор. А закомплексованное российское большинство оправдывает свое бездействие, свою ненависть и свое бессилие „желанием стабильности“, тем, что „они все там бандеровцы и фашисты“ и т. д. А на самом деле это просто зависть, что украинцы смогли, позволили себе, не промолчали, не утерлись… А под конец — да вы все нищие там будете, в этом Евросоюзе!.. А в Таможенном союзе все просто невероятные богачи».

7 малоизвестных фактов из жизни Михаила Жванецкого

1. Говоря о своем детстве, Михаил Жванецкий вспоминает «что-то очень солнечное, пляжное… Пока не грохнула война. Дальше — поезд, Средняя Азия, школа, Победа, возвращение в Одессу». Родители-врачи мечтали о том, чтобы их сын стал врачом или музыкантом. Однако он поступил в Одесский институт инженеров морского флота. В студенческие годы Жванецкий начал писать миниатюры и монологи и создал студенческий театр миниатюр «Парнас-2». Концерты шли с аншлагами.

Знаменитые афоризмы Жванецкого:

«Ум и талант не всегда встречаются. А когда встречаются, появляется гений, которого хочется не только читать, но и спросить о чем-то».

«Или умереть, к чертям собачьим, или жить, гори оно огнем».

«Если раздуть свои радости до размеров неприятностей, то можно и от них получать наслаждение».

«Внутреннее благородство кого хочешь выведет из себя».

«Концов счастливых не бывает. Если счастливый — значит, не конец».

После окончания вуза работал в порту сменным механиком, затем инженером на одесском заводе «Продмаш». «Восемь лет погрузки-выгрузки, — вспоминает Михал Михалыч, — разъездов на автопогрузчике, сидения в пароходе, в трюме, в угле, когда видны только глаза и зубы. Там я мужал…» В 1960 году он переходит на работу в Центральное проектно-конструкторское бюро.

2. Во время гастролей в Одессе Ленинградского театра миниатюр в 1962 году Жванецкий познакомился с Аркадием Райкиным. «По-комсомольски бодрый (не нахальный, но бодрый) я попросил Райкина, чтобы он нас посмотрел. „Нас“ — это спектакль Одесского театра миниатюр „Парнас-2″, — вспоминает Михаил Жванецкий. — Как сейчас, помню декорации — деревянная рамочка и марлевая занавесочка… А Райкин взял и не отказал: „Ну хорошо, приезжайте в театр, после спектакля мы вас посмотрим“. Представляете? В еще не остывшем от оваций самому Райкину зале! Мы вышли на сцену, показали спектакль, хохот был оглушительный! Тогда Аркадий Исаакович сказал (это его слова): „Мишенька, заведите себе толстую тетрадь и пишите. Пишите для меня“. Ну я стал высылать тексты Райкину. Он потом приехал в Одессу, тут же забрал из нашего театра в свой Карцева и Ильченко. Я же остался в Одессе. И вот однажды, сидя в трюме парохода, который привез в наш порт уголь из Мариуполя, я чинил транспортирующий агрегат. За пазухой у меня — толстенький конвертик, письмо от Ромы Карцева. И вот я, черный как черт, ресницы вообще были несмываемые (очень красиво, кстати), весь перемазанный углем, не выдерживаю. Тут же под свет фонарика начинаю читать это письмо, написанное библейским стилем: они поехали с Райкиным к начальнику милиции, они получили прописку… Еще в конверте была программка спектакля, где я увидел в списке авторов свою фамилию“.

3. Райкин пригласил Жванецкого в свой театр на должность завлита в 1964 году. „В порту я зарабатывал в месяц 89 рублей, а тут за один монолог, исполненный Райкиным, гонорар — 150, — рассказывал в интервью Михаил Жванецкий. — Да что там деньги, когда он сделал мне предложение написать для него спектакль! И я бросил все, поехал к нему. Написал спектакль „Светофор“, постановка которого была осуществлена в 1969 году. В основу легли миниатюры „Дефицит“, „Авас“, „К пуговицам претензий нет“ и „Век техники“. Авторские отчисления за это составляли уже тысячу двести рублей в месяц. Я стал богатым человеком. Стол в гостинице, где я жил, был накрыт 24 часа в сутки. Постоянно приезжали какие-то моряки, портовики, и я думал: „Сопьюсь к чертовой матери!“ Как я уцелел?“ В театре Райкина Жванецкий сотрудничал с Романом Карцевым и Виктором Ильченко, для которых написал более 300 миниатюр и монологов. Но вскоре писатель решил уйти из театра и стал работать самостоятельно. Снискав всесоюзную славу, Михаил Жванецкий в 1988 году создал Московский театр миниатюр, бессменным художественным руководителем которого является до настоящего времени.

4. В январе 2002 года сатирик стал жертвой ограбления. Трое преступников угнали джип Mercedes, а самого писателя при этом жестоко избили, отобрали документы и 600 долларов. Затем вывезли его на безлюдный пустырь возле Московской кольцевой автодороги и выбросили из машины. Воры забрали с собой портфель Михал Михалыча, в котором были тексты новых произведений.

5. Неотъемлемым аксессуаром Жванецкого является портфель. С ним писатель не расстается никогда. В 2004 году в Ялте рядом с концертным залом „Юбилейный“ открыли памятник „Портфель Михаила Жванецкого“. Точная копия этого атрибута известного сатирика отлита из бронзы в Киеве по макету ялтинского художника Игоря Лысенко и установлена на каменном постаменте. На портфеле выгравированы цитаты Жванецкого. Писатель был уверен, что и этот портфель долго не продержится. „Буду рад, если памятник не стырят и не перепилят — все же бронза, а время сейчас бурное… Но если это произойдет, тогда я украду чьи-то провода и ночью опять поставлю это все на место. Свет в конце тоннеля есть, но тоннель, сука, не кончается“, — пошутил писатель во время открытия памятника.

6. О своей личной жизни Жванецкий говорить не любит. А вот к прекрасному полу весьма неравнодушен. Признается, что без любви жить не может: „Любовь — она, как хорошенькая женщина, „очень вкусна со снежком“. И говорить о ней нужно либо коротко, либо ничего. Что до остального, то нынешнее состояние мировой фармацевтической промышленности и прочие медицинские уловки помогают женщинам позже рожать, а мужчинам — позже стареть. Кто женился на молодой, расплатился сполна: она его никогда не увидит молодым, он ее никогда не увидит старой. Если серьезно, не было б женщин, о ком бы я писал?! Понимаю, описать женское мышление может только великой писатель, тот, кто создал „Мадам Бовари“, „Анну Каренину“. Описать женщину изнутри почти невозможно. Опираясь на свои слабости, она становится такой сильной, изворотливой. И ты, несмотря на весь свой ум и опыт, не понимаешь — она тебя любит или видит в тебе отца своего ребенка“. Кстати, у сатирика пятеро детей — три дочери и два сына. С 1991 года Михаил Жванецкий женат на костюмерше Наталье, матери его младшего сына Дмитрия.

7. К своему возрасту юморист относится философски. „Это все ерунда!“ — заявил он в недавнем интервью „ФАКТАМ“. — Не задумываюсь о нем, просто не ощущаю его. У меня нынче период наслаждения старостью. Не молодостью, а старостью. Как сказал мне гениальный Фазиль Искандер: „Миша, молодость приходит и уходит и старость приходит и уходит“. Слава Богу, что она пока есть. Наслаждаюсь своим возрастом. Наверное, потому, что наконец приобрел спокойствие, благородство. Перестал суетиться и стал сейчас лучше, чем тридцать лет назад. Это сто процентов. С возрастом, мне кажется, в нашу жизнь приходит что-то хорошее, ты приобретаешь вкус. Он не может появиться в молодые годы, вкус возникает позже — в одежде, в мыслях, в стиле. Так что с возрастом ты становишься лучше. Могу лишь повторить: „Что такое шестьдесят? Это — испуг в ее глазах, все остальное — то же самое“. В 79 лет еще не все округлилось, а кое-что уже не совсем прямое (смеется). Интересный возраст. В этом возрасте появляется настоящая семья, ибо настоящая семья наступает тогда, когда оба никому не нужны. Не хочу сказать, что возвращаюсь с ярмарки, еще сижу на ней. Остальные туда идут, и я уже могу им что-то рассказать».