Известному украинскому поэту и композитору исполнилось бы 65 лет
Пять лет назад Владимиру Ивасюку присвоили звание Герой Украины. Посмертно. Он ушел из жизни в расцвете лет, когда ему исполнилось всего 30. Но даже за столь короткое время, отпущенное Ивасюку на земле, создал песни, которые сегодня считаются украинской классикой: «Червона рута», «Водограй», «Я пiду в далекi гори». Природа щедро одарила Владимира Ивасюка талантами. Он был блестящим поэтом, талантливым композитором и самобытным художником. Виртуозно играя на фортепиано, виолончели и скрипке, получил еще и медицинское образование. Владимир мечтал писать большие классические произведения, но судьба не отпустила ему на это времени. В апреле исполняется ровно 35 лет, как его не стало. Смерть Владимира Ивасюка до сих пор остается загадкой. Его нашли повешенным в военной зоне Брюховичского леса недалеко от Львова. Говорят, когда хоронили поэта и композитора на Лычаковском кладбище во Львове, в городе не осталось ни одного живого цветка.
— Знаете, что первое вспоминается мне о брате, — начинает разговор младшая сестра Владимира Ивасюка Оксана. — Это зимний Кицмань — город, в котором жила наша семья. Володя с друзьями и двоюродными братьями собираются кататься на лыжах в саду и берут меня с собой. Я бегу за ними по снегу изо всех сил, боясь отстать. Потом Володя берет фотоаппарат, снимает зимние пейзажи, меня… Я всегда ждала Володю и сестру Галю со школы. Так хотелось, чтобы они поиграли со мной, но у них никогда не оставалось для этого времени — школа, кружки изобразительного искусства, репетиции, выступления…
— Рассказывают, что ваша семья была одним из центров культурной жизни городка.
— Наши родители были удивительными, очень талантливыми людьми. Папу во время войны сослали в Сибирь, он был в ГУЛАГе, а в родной Кицмань вернулся лишь через год после окончания Великой Отечественной. Папа был одаренным поэтом. Владел 11 языками, восемь из которых знал в совершенстве. Во многом благодаря ему и Володя прекрасно говорил на французском. К тому же у отца был отличный музыкальный вкус. Он очень любил украинский фольклор и издал три книги буковинских народных сказок. Мама была родом из Херсонщины и обладала красивым, звонким, сильным голосом. Работала учительницей и даже создала учительский хор. Помню, как мама любила нам петь: «Там, де Ятрань круто в'ється». Конечно, родившись в такой семье, мы все получили музыкальное образование. Мама вспоминала, что уже в три года Володя заинтересовался музыкой, обожал, когда мама брала его на репетиции своего хора.
— На правах старшего брата Володя занимался вашим воспитанием?
— У нас была разница в 11 лет. Володя был первым, кто усадил меня за пианино. Он был очень настойчив, не разрешал отлынивать от занятий. Естественно, мне было интереснее просто разговаривать с ним, чем играть. Поэтому мои занятия на фортепиано превращались в своеобразный диалог, в котором постоянно звучал Володин голос: «Оксано, грай, будь уважною». У нашего отца была огромная библиотека, которую он собирал со времен учебы в гимназии. Володя прочитал все от первой до последней книги и постоянно интересовался, какого писателя я сейчас изучаю. Время моего взросления было тесно связано с братом, который вел меня по жизни. Мама говорила, что ни на кого я не смотрела такими широко открытыми глазами, как на Володю. Наверное, она была права. Переехав из Кицманя в Черновцы, наша семья из семи человек жила в крохотной двухкомнатной квартире. Но мы совершенно не замечали неудобств. Кстати, именно там Володя и написал свои знаменитые песни «Червона рута» и «Водограй».
— Но ведь первая в его жизни композиция была посвящена именно вам?
— Он написал мне песню «Колыбельная для Оксаночки», но она не была первой. Еще будучи 15-летним, он сочинил две композиции: «А мне 16 лет» и «В 20 лет». Были у него песни и до этого, Володя называл их композиторскими пробами и исполнял в школьном ансамбле «Буковинка».
— Говорят, Владимир Ивасюк блестяще учился и шел на золотую медаль. Но оценку подпортила история, связанная с памятником Ленина.
— Она была совершенно невероятной, случайной, но во многом повлиявшей на судьбу брата. Это случилось незадолго до окончания школы. Володя с друзьями гуляли в парке и ради шутки один из них забросил картуз на голову Ильича. Мальчишки испугались, решили снять шапку, кто-то залез на памятник, и тут вдруг оказалось, что гипсовый бюст не закреплен. Ленин упал, повредился, а ребят забрали в милицию. Чтобы не дать большого хода делу, Володя ездил за помощью и поддержкой к известному актеру Ивану Миколайчуку. Тот помог и в результате дело замяли, но золотая медаль брату уже не светила. История с бюстом Ленина аукнулась и позже, когда Володю отчислили с первого курса медицинского института. Кто-то рассказал ректору о «деле Ивасюка». Но, знаете, это не выбило Володю из колеи. Он пошел работать слесарем на завод «Легмаш», где создал заводской хор. Рассказывал, что его коллеги по цеху все удивлялись, как можно быть слесарем с руками скрипача. Через год после работы на заводе Володя опять поступил в медицинский. Играл в местном оркестре и через три года уже написал «Червону руту».
— Песня дала название первому украинскому музыкальному фильму.
— «Червону руту» снимали в 1971 году в Карпатах. Там были задействованы София Ротару, Назарий Яремчук, Вася Зинкевич, ансамбль «Смерiчка». А первый раз «Червона рута» прозвучала на Театральной площади в Черновцах. Ее исполнила учительница музыкальной школы Елена Кузнецова, обладательница замечательного сопрано. Потом Володя написал композицию «Водограй», с которой София Ротару стала лауреатом фестиваля эстрадной песни «Сопот-74». Это был ошеломляющий успех. Брат стал по-настоящему знаменит и у него появились недоброжелатели. Начиная с этого времени, ему практически закрыли выезд за границу.
— Но почему?
— Мне сложно ответить на этот вопрос, думаю, никто, кроме самого брата, не знает, что же случилось. Большой успех влечет за собой большую зависть. К тому же все прекрасно знали о том, что Ивасюк — истинно украинский музыкант, который больше всего на свете любит свой язык, традиции, культуру. В 1975 году два режиссера из Таллина сняли фильм «Эль в Карпатах», в котором звучали песни Ивасюка. Но картина была запрещена. По-моему, ее показали только по эстонскому телевидению. В то время был расцвет русификации, а участвующие в фильме София Ротару, Василий Зинкевич, Назарий Яремчук выступали на желто-голубом фоне. Это абсолютно украинский фильм, что по тем временам было сродни протесту против советской власти.
— В последний год жизни Владимиру Ивасюку было предложено переехать в Москву и он якобы согласился.
— Володя никогда бы на это не пошел. Творить он мог только в Украине, его здесь вдохновляло абсолютно все: горы, море, люди. Я помню, как мы с ним несколько раз путешествовали по Крыму. Бывало, Володя прямо на берегу на камнях раскладывал партитуры своих сочинений и дорабатывал под шум волн. Он обожал Коктебель. Знал досконально историю этого края и с упоением рассказывал о художнике Максимилиане Волошине. На надувном матрасе мы с ним вместе заплывали в Сердоликовую бухту. «Ти бачиш, яка тут красота, — говорил Володя. — Я мiг би залишитись тут назавжди». Мы обследовали каждый уголок Нового света, брат рассказывал мне легенды каждой из бухт. А в реликтовой можжевеловой роще он любил лежать, наблюдая за движением облаков.
— Как вам кажется, брат предчувствовал свой ранний уход из жизни?
— Не думаю. Хотя последние годы он стал молчаливым, сосредоточенным, очень оберегал нашу семью. Думаю, он понимал, что его творчество перешло границу дозволенного в Советском Союзе фольклоризма. Это угнетало. Конечно, Володя мог найти себе покровителей, но это совершенно не в его характере. Он старался не говорить о своих переживаниях родителям, которые всегда были рядом, готовы помочь. Володя был гордым и самодостаточным человеком. Наверняка, он прекрасно понимал, что происходит вокруг, но никогда не подавал виду. У него был очень сильный характер.
— По одной из версий, причиной его смерти стала ревность.
— Последние годы у Володи был роман с львовянкой Татьяной Жуковой. Вряд ли эта история и то, что случилась с братом, как-то связаны между собой. Вообще в отношениях с женщинами Володя был очень галантен. Его первая большая любовь случилась еще в школе, в Кицмане. После таких эмоциональных всплесков у Володи всегда рождались замечательные стихи. Сейчас я думаю: Боже, скольких песен, написанных Ивасюком, мы лишились.
— Помните свою последнюю встречу с братом?
— Это было на 30-летие Володи, которое он приехал отмечать в Черновцы. На дне рождения собрались много его друзей. Пришел Левко Дуткивский с супругой Аллой, Василий Стрихович. Тогда была еще жива наша няня Магдалина, она сидела на почетном месте. Это была очень душевная встреча, все говорили Володе теплые слова. Стол ломился от разных блюд, конечно, была всеми нами любимая печеная картошка. Даже намека не было на то, что можем больше не увидеть Володю. Он уехал домой, во Львов, а 24 апреля пропал. Рассказывали, что в обед ему кто-то позвонил, он собрался, пошел в сторону консерватории и больше его не видели. Тело Володи нашли почти через месяц, 18 мая, в Брюховичском лесу. То, что мы пережили, не передать словами. Первый год я вообще не могла поверить в реальность происходящего. Все время казалось, что вижу своего брата среди людей на улице. Теперь он приходит ко мне лишь во сне.