Клуб споживачів

Попав на яму, не пытайтесь тормозить — будет только хуже

2:00 — 20 березня 2014 eye 13477

Как всегда, после зимы украинские дороги в плачевном состоянии: эксперты рассказали о приемах вождения, которые помогут сохранить подвеску и колеса машины

Каждой весной у автомобилистов одна и та же проблема — ямы на дорогах. К счастью, в нынешнем году (по крайней мере в столице) она не настолько острая — бывало и похуже. Однако благодарить за нежданный подарок нужно не дорожников, а относительно теплую зиму без частых резких перепадов температуры. Впрочем, и более-менее «живые» дороги по-своему коварны. Отвыкшие от яркого солнышка водители теряют бдительность, становятся рассеянными, рискуя на полном ходу въехать в выбоину. Как сообщают наши читатели, на некоторых трассах «свинью» автомобилистам подкладывают и… сами дорожные службы. Ремонтники вырезают куски асфальта, превращая шоссе в полосу препятствий (по традиции у нас снимают остатки старого асфальта одни бригады, а «стелят» латки другие — интервал между этими работами иногда бывает по нескольку недель). Разумеется, предупредительные знаки стоят далеко не везде. Местные водители об опасности уже знают, а вот «чужаку» подобный «сюрприз» на дороге может дорого обойтись. Как вести себя в ситуации, когда перед машиной возникла яма или наплыв (перепад уровня асфальта)? Эксперты дали несколько советов, помогающих уберечь подвеску автомобиля.

Перед ямой поддайте газку

Главная ошибка неопытных водителей — пытаться снизить скорость, когда колеса машины практически попали в яму. По словам экспертов, тормозить нужно было заранее. Не успели, зазевались — сделаете только хуже! Дело в том, что, когда мы резко нажимаем на тормоз, вес машины переносится на переднюю подвеску — автомобиль клюет носом. В результате сила удара передних колес о неровность значительно возрастает, а значит, повреждаются диски, выходят из строя амортизаторы, ступичные подшипники и прочее.

— Видя, что передние колеса вот-вот наскочат на препятствие, прибавьте газу! — советует эксперт по контраварийной подготовке Виталий Малышко. — На первый взгляд вы действуете вопреки логике, но лишь так вы спасете подвеску машины. Во время ускорения передок автомобиля приподнимется, центр тяжести сместится назад, и передние колеса проскочат препятствие с минимальной нагрузкой (удар придется на задние колеса, но задняя подвеска менее чувствительна и не так дорога в ремонте). Попробуйте этот прием на какой-нибудь тихой улице, положив на дорогу, например, доску, и убедитесь в его эффективности. Опасность такого приема в том, что едущий впереди вас водитель может продолжать тормозить на ямах, и вы, поддав газу, рискуете устроить аварию. Так что будьте осторожны.

Поверните колесо навстречу препятствию

Если яма не столь велика и в нее попадают не оба колеса, а одно, уменьшить силу удара можно за счет маневрирования.

— Предположим, в яму попадает правое колесо, — говорит Виталий Малышко. — Инстинктивно мы хотим крутануть руль влево, чтобы увернуться. Однако профессионал будет вращать руль «навстречу опасности», то есть вправо. Тем самым он перебросит вес на левую часть машины, и правое колесо «перелетит» через яму в щадящем режиме. Естественно, как только вы проскочите препятствие, траекторию движения машины нужно выровнять.

На повороте выбоина опаснее, чем на прямом участке

Яма на прямой трассе — полбеды, говорят эксперты. Куда хуже такое препятствие на повороте. Из-за выбоины автомобиль может опрокинуться, ведь в поворотах он менее устойчив.

— Нужно стараться попадать в яму колесами, которые идут по меньшей дуге, — поясняет Виталий Малышко. — Они разгружены, удар будет слабее. Конечно, это удается не всегда, колдобины на дорогах бывают разные.

Преодолевайте неровности под углом

А что делать, если вы попали на «минное по-ле» — участок дороги с обилием ям разного калибра, трамвайные пути и так далее? Преодолевать их лучше всего не «в лоб», а, как говорят спортсмены, «крестя» под острым углом — поворачивая руль то влево, то вправо. Машина будет переваливаться с боку на бок, но такая манера езды ослабит удары по кузову. Естественно, «крестить» можно только на небольшой скорости, иначе можно потерять контроль над автомобилем.

С точки зрения Правил дорожного движения, все перечисленные выше маневры вполне законны. Ведь выбоины считаются «препятствиями для движения», для проезда через которые автомобилисты могут не только снижать скорость, но и маневрировать (когда речь идет об «опасности для движения», например, перебегающем дорогу пешеходе, водитель имеет право только тормозить, вплоть до полной остановки). Если яму нельзя объехать по своей полосе и ее глубина превышает допустимые нормативами четыре сантиметра, водитель даже вправе выезжать на встречную полосу, пересекая сплошную линию.

Однако в правилах есть оговорка: любые действия должны быть безопасным для других участников дорожного движения. Так что автомобилисту не стоит рассчитывать на снисхождение, если, увиливая от ямы, он задел другой автомобиль. А значит, объезжая ямы, стоит помнить, что ремонт подвески намного меньшее зло, чем ДТП с непредсказуемым исходом.

Объехать выбоину не удалось, и машина разбита? Надеяться, что ремонт оплатит дорожная служба, практически не приходится. Как показывает практика, прибывший на место происшествия экипаж ГАИ составляет протокол на водителя, не выбравшего безопасную скорость движения, как того требуют правила. В итоге пострадавший еще и рискует схлопотать штраф, а возможно, и лишение прав. В большинстве случаев представители дорожной службы на место аварии не являются. Как показывает опыт, добиться правды удается единицам (в основном когда речь идет об открытых люках или оставленных дорожниками ямах). Стоит приготовиться к тому, что судебные разбирательства, включающие множество экспертиз, будут длиться годами: важно не только доказать вину дорожников, но еще и заставить их уплатить компенсацию.