Священники на Полтавщине считают это хорошим знаком: так Господь показывает, что он с нами
У жительницы села Рашевка Гадячского района Полтавской области Марии Нефортуны три года назад сгорел сарай. Женщина предполагает, его подожгли завистники. Но дело не в этом. Злоумышленники (если они действительно были), сами того не желая, сделали пенсионерку и ее родню намного богаче. На пепелище зять Марии Васильевны нашел две небольшие дощечки, размером десять на пятнадцать сантиметров каждая, на которых со временем проявились… лики святых. Ценность иконок с каждым годом возрастает.
|
|
*С каждым днем на темных дощечках изображения проявляются все явственней
— Подворье, на котором я сейчас живу, купила у местного батюшки еще моя свекровь, — рассказывает 88-летняя Мария Нефортуна. — Ни самого священника, ни хаты, стоявшей здесь когда-то, я не помню. Свекровь рассказывала, что в тот дом попал фашистский снаряд. Новую хату построили ближе к улице, а на месте воронки очень долго, вплоть до пожара, стоял сарай.
— С пепелища я вывез три грузовика всякого хлама, — вспоминает зять Марии Васильевны Василий Буханенко. — Среди прочего были две небольшие темные дощечки — не обгоревшие, просто очень старые. Я хотел было сжечь их, а потом почему-то отложил в сторону. Занес на веранду, да и забыл. А когда месяца через полтора взглянул, диву дался: на дощечках начали проступать лики святых. Понес одну к местному батюшке. «Что это такое?» — спрашиваю. «Святой Николай», — ошеломил он меня. Я попросил отца Богдана освятить эту иконку.
— Это действительно чудо Божье, случившееся на моих глазах, — рассказывает отец Богдан (Лаврись). — Когда Василий Дмитриевич показал мне едва заметное изображение на дощечке, я четко увидел только глаза и руки, по которым определил, что это старинная икона с ликом святого Николая. Остальные черты лица и ряса проступали постепенно, пока не приобрели нынешний вид. Я несколько раз заходил к Марии Васильевне домой и наблюдал, как краски все больше проявляются. На второй дощечке, как мы полагаем, лик Иисуса Христа. Когда обе иконы были созданы и какова их ценность, должны сказать эксперты. По моему мнению, им не меньше ста лет.
Найденные святыни отец Богдан не просит преподнести в дар церкви, полагая, что они должны находиться в семье, в которой их почитают. Мария Васильевна говорит, что собирается передать их по наследству кому-то из трех дочерей или пятерых внуков. Сожалеет лишь о том, что среди вывезенного и сожженного мусора могла быть не одна реликвия. Но кто же это предполагал?
Для икон, кое-где пострадавших от жуков-короедов, наследники бабушки Марии привезли из Киева рамки, и теперь образа стоят на столе в гостиной. Частенько сельчане наведываются к Марии Васильевне посмотреть на чудо, помолиться перед ликами святых.
Люди сведущие утверждают, что иконы написаны на липе, они долго пролежали в сыром месте, поэтому и потемнели. Однако старинные краски, оказавшиеся очень прочными, возможно, и дальше будут себя проявлять.
— Это очень хороший знак, — рассказывал благочинный Гадячского района, настоятель Святомихайловской церкви УПЦ Киевского патриархата, миргородский протоиерей отец Ростислав (Степанюк). Увы, на днях он ушел из жизни. — Господь посылает свое знамение на хозяйку икон, ее родню, а возможно, и на все село, на всю Гадяччину. То, что образа обновляются, свидетельствует о том, что Господь благословляет нас, дает знать, что он с нами.
Мария Нефортуна сознается, что уверовала в Бога после сорока лет, когда у нее обнаружили злокачественную опухоль.
— Люди говорят: «Як до горя, то й до Бога», — рассказывает пожилая женщина. — Так и со мной случилось. Батюшка, продавший дом моей свекрови, передал ей листочек с написанной от руки молитвой. Этот листочек (свекровь называла его «святое письмо») не раз помогал нашей семье. Мои дети, например, отправляясь на экзамены, всегда просили бабушку прочитать им тот текст. И я, когда ехала в Киев на операцию, всю дорогу перечитывала его. Это теперь знаю молитву наизусть, а тогда от бумажки не отрывалась. «Все у тебя будет хорошо, письмо тебе поможет, верь в это», — убеждала меня свекровь. Через два месяца после удаления злокачественной опухоли во время контрольной проверки профессор сказал: «У вас все благополучно». У меня будто камень свалился с души. На повторных осмотрах я слышала те же слова. Больше ни разу в онкодиспансер не попадала…