Житель Полтавщины бросился вытаскивать девочку, барахтавшуюся в полынье, еще не зная, что ее подружка уже пошла под воду. К счастью, обе малышки спасены
— Моя семилетняя дочь Настя как будто чувствовала беду, — волнуясь, говорит 38-летний Александр Сердюк, электромонтер Великобагачанской центральной районной больницы. — Никогда не просилась на пруд (а он у нас неподалеку от дома, я шучу, что мне рыбу можно с порога ловить). И тут вдруг спросила, можно ли ей взглянуть, растаял ли лед на пруду. Только прошла несколько метров, как закричала: «Они провалились!»
Это сейчас Александр Сердюк, житель села Довгалевка, понимает, что дочка говорила о двух провалившихся. Видимо, девочки ушли под лед на ее глазах. Но отец не хочет бередить детскую душу расспросами. Теперь это уже не столь важно.
— Я, как был в спортивных штанах, рубашке, пиджаке и шлепанцах, так и бросился к пруду, — рассказывает Александр Иванович. — Мне бежать до него метров сто с пригорка. И поскольку водоем с нашего подворья виден, как на ладони, я сразу же заметил ребенка, держащегося за край льдины, метрах в шести-семи от берега. Супруге Оксане велел на всякий случай принести из сарая веревку. За лестницей, чтобы по ней добраться по льду до малышки, возвращаться было некогда, ведь понимал, что время идет на секунды.
Подбежав к пруду, Александр рассмотрел, что лед с противоположной стороны, откуда, видимо, и отправились в опасное путешествие девочки, был крепким у берега. А с другой солнышко его уже хорошо подтопило, прямо у ног мужчины плескалась вода.
«Помогите!» — слабым голосом позвала малышка. «Держись покрепче!» — приказал ей Александр, сбрасывая на ходу шлепанцы.
— Можно сказать, 7 марта я открыл купальный сезон, — шутит мужчина. — Раньше никогда не «моржевал», а тут довелось. В тот момент не чувствовал холода. Залез в воду и попытался лечь на лед, чтобы доползти до тонущего ребенка, однако провалился. Лед хоть и толстым был, сантиметров десять, но уже крошился. Мне не оставалось ничего другого, как кулаками пробивать себе дорожку к девчушке, барахтавшейся из последних сил в полынье. Не знаю, где у меня взялись силы толочь острый лед, но я упрямо двигался вперед. Хорошо знаю дно пруда — здесь есть ямы глубиной до шести метров, но, слава Богу, они были намного левее.
Когда вода достигла Александру до плеч, он, наконец-то, смог схватить левой рукой перепуганного ребенка. Если бы девочка, не дай Бог, оторвалась от льдины, за которую держалась, ушла бы на дно — для нее глубина была смертельной.
— Я не знал, чей это ребенок — в нашем селе ее не видел, — продолжает Александр. — Девочка повторяла: «Даша, Даша, где Даша?» Я не сразу понял, о чем она говорит. Думал, просто называет свое имя. Кстати, позже выяснилось, что спасенную действительно зовут Даша, Дарья Нечай. Но тогда она говорила о своей подружке Даше, которая была с ней на пруду.
Александр инстинктивно оглянулся вокруг и только тогда заметил красную куртку, видневшуюся из-подо льда. Мужчина до сих пор не может понять, как сразу не увидел второго ребенка. Свободной правой рукой он потянул за курточку и поднял на поверхность девочку, младше той, которую он только что спас. Малышка не подавала признаков жизни.
— Никогда не забуду ее стеклянных глаз с расширенными зрачками, — тяжело вздыхает мой собеседник. — Честно сказать, думал, что это уже труп. Но не оставлять же его в воде? Надо заметить, обе девочки были крупные, тяжелые в набухшей одежде. Обратно я двигался с трудом. Особенно мешали обломки льда, которые я раздвигал торсом и ногами. Кстати, синяки до сих пор с тела не сошли. Но тогда думал об одном: только бы не поскользнуться и не упустить девочек. А когда услышал, что младшая захрипела, вдохнув воздуха, у меня немного отлегло от сердца.
Старшую девочку Александр передал в руки жене Оксане, которая тоже зашла в воду, а младшую сам понес к своей хате. По дороге им встретилась почтальон Вера Бондарь. Она сообщила о происшествии мужу, и тот вызвал «скорую».
До приезда медиков (к счастью, они добрались из райцентра в село минут за десять) семейство Сердюк делало все возможное для спасения «утопленниц»: сняли с них мокрую одежду, укутали в одеяла, растерли водкой, отпаивали теплым чаем. И если старшая Даша находилась в более-менее нормальном состоянии, лишь жаловалась, что ей холодно, то у младшей глаза все время закатывались под лоб.
Почтальон Вера Бондарь узнала девочек. Родители четырехлетней Даши Коблик живут с противоположной стороны пруда. А шестилетняя Даша Нечай из райцентра Великая Багачка приехала на выходные к бабушке с дедушкой, которые приходятся соседями семье Коблик. В тот день подружки вместе отправились гулять. Увы, взрослые не проследили, куда они пошли, хотя уже надвигались сумерки. В обеих семьях (кстати, вполне благополучных) были уверены, что дети находятся под присмотром соседей. А девочки тем временем скользили по опасному весеннему льду, пробираясь на противоположный берег.
Наверное, находясь в шоковом состоянии, родители одной из девочек упрекнули Александра в том, что он не достал из воды… новых сапожек дочки. Мужчина ни на кого не обижается. И не прислушивается к тем, кто говорит: мол, он совсем безбашенный, подумал бы о собственных детях — семилетней дочке и десятилетнем сыне.
— Для меня главное, что девочки живы, и мне не стыдно теперь смотреть людям в глаза, — твердо отвечает мужчина.
Спустя четверо суток подружек выписали из больницы домой в удовлетворительном состоянии. Они, несмотря на то, что побывали в холодной купели, даже насморка не подхватили.
— Обе девочки находились в состоянии сильного переохлаждения, при котором страдают все внутренние органы, — рассказывает исполняющая обязанности районного педиатра Наталья Баховская. — При поступлении в больницу температура тела у каждой составляла всего тридцать пять градусов. Маленьких пациенток согревали одеялами, грелками, теплым питьем. От четырехлетней Даши Нечай врачи не отходили всю ночь. У малышки была рвота, поднялась температура.
— Дашу Нечай спасло то, что вода попала ей в желудок, а не в легкие, — объясняет начальник Великобагачанского районного отдела Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Сергей Гайворонский. — Когда девочка нырнула под лед, дыхание у нее оказалось перекрытым. Сколько минут не дышала, сказать сложно. Александр Сердюк думает, что минут шесть — приблизительно столько ему понадобилось, чтобы добраться до тонущих деток. И все это время он не видел младшей девочки. В любом случае, детям повезло, что в нужный момент рядом оказался неравнодушный человек.
Об Александре Сердюке коллеги по работе отзываются с большим уважением.
— Это труженик, прекрасный семьянин, — говорит завхоз районной больницы Лидия Луговская. — Ему очень тяжело в жизни приходится. Чтобы управиться с большим домашним хозяйством, поднимается в четыре утра. В шесть уже несет к трассе, за километр от дома, свежевыдоенное молоко — бывает, 30, бывает, 40 литров, чтобы сдать его государству и получить какую-то копейку. В восемь утра уже на работе. Отпуск берет, когда приходит пора сено заготавливать. Одним словом, на таких, как он, мир держится. И неудивительно, что Саша бросился спасать девочек. Он настоящий герой. Наше руководство обещало поощрить его. А фонд социального страхования от несчастных случаев вручил его дочери Анастасии благодарственное письмо за то, что не растерялась и позвала родителей на помощь. К письму прилагался также увесистый кулек со сладостями и фруктами.
Александр Сердюк хочет поскорее забыть то страшное происшествие. Но пока не получается. В первую ночь вообще до утра провалялся без сна — озноб колотил. Шутка ли, так перемерз, что окоченевшими пальцами даже пуговицы на одежде расстегнуть не мог — пиджак и рубашку пришлось разрезать. Пару недель на сердечных препаратах сидел. Спина и ноги даже сейчас ноют, почки было прихватили.
— Но в моей ситуации болеть некогда, — добродушно улыбается Саша. — Выпил таблетку от гриппа — и считаю себя здоровым. Только сыну с дочкой после того случая приказываю отпрашиваться даже в туалет. Самое ценное в нашей жизни — дети…
Начальник сектора по связям со СМИ и общественностью областного управления по чрезвычайным ситуациям Светлана Рыбалко сообщила, что их ведомство готовит документы на присвоение Александру Сердюку звания «Герой-спасатель года».
*"Сколько жить буду, не смогу забыть о едва не случившейся на этом пруду трагедии", — говорит Александр Сердюк (фото автора)