Заробитчанин из Закарпатья несколько месяцев проработал в крупнейшем мегаполисе Нигерии
«ФАКТЫ» уже рассказывали о Владиславе Рошко из Закарпатья, которому довелось работать в джунглях Экваториальной Гвинеи. Расчищая площадки для строительства водохранилища, наш заробитчанин испытал все прелести экзотики, включая охоту на обезьян и питание слоновьим мясом. Однако на этом его опыт работы на черном континенте не закончился. Вскоре после возвращения Владиславу снова предложили лететь в Африку. В этот раз он работал в Нигерии, в огромном восьмимиллионном городе, на фабрике по производству мебели. Оказалось, что жить и работать в «джунглях мегаполиса» намного сложнее, чем в условиях дикой природы.
— В Экваториальной Гвинее я проработал меньше запланированного срока из-за травмы, — рассказывает Владислав Рошко. — Во время расчистки джунглей огромное дерево, падая, зацепило меня, поэтому после лечения пришлось возвращаться домой за месяц до окончания контракта. Впрочем, долго без работы я не оставался. Через несколько месяцев позвонил приятель из Киева и предложил снова лететь в Африку. Фирма из Нигерии (ее владелец — израильтянин) искала специалиста на мебельную фабрику, а поскольку я когда-то занимался мебелью и имел опыт работы в Гвинее, моя кандидатура сразу подошла. Желание инвесторов из Африки найти рабочую силу в Украине понятно — у наших специалистов высокая квалификация, а платить им можно меньше, чем гражданам Евросоюза. Поэтому после собеседования я оформил документы и летом прошлого года вылетел в Африку.
*Белый человек для местных жителей — не только экзотика, но и ходячий кошелек, из которого под любым предлогом пытаются выудить деньги (фото из семейного альбома)
Нигерия, как и Экваториальная Гвинея, расположены на западе континента, на побережье Гвинейского залива, однако условия работы и жизни в этих странах кардинально отличаются. В этот раз мне пришлось работать не в джунглях, а в Лагосе — огромном мегаполисе с восьмимиллионным населением, напоминающем муравейник. Нигерия — крупнейший экспортер нефти на африканском континенте, около 90 процентов ее валютных поступлений — именно нефтедоллары, поэтому здесь крутятся большие деньги. Сам мегаполис — город разительных контрастов. Здесь очень высокие цены на недвижимость, к примеру, небольшой дом в благополучном районе стоит несколько миллионов долларов. И в то же время основная масса населения живет в трущобах. К этому следует добавить, что инфраструктура в Лагосе ужасная, а криминогенная обстановка очень сложная. Нас, группу украинцев, поселили в микрорайоне Лэкки в отдельном доме с бассейном и кухаркой, так что условия проживания были хорошими. Микрорайон считается благополучным — по периметру он огражден забором, а на въездах установлены блокпосты с вооруженными автоматчиками. Охранники проводят фейс-контроль всех въезжающих, а могут и позвонить по конкретному адресу, чтобы поинтересоваться, действительно ли там ждут гостей. Каждый дом, а также магазин, ресторан, пиццерия или другое общественное заведение тоже ограждены высоким забором с колючей проволокой. Туда невозможно зайти просто так, прямо с улицы. Причина подобных беспрецедентных мер безопасности — уличные банды.
Жилье в Лагосе строят с учетом максимальной автономности. Центрального водопровода нет, поэтому у каждого своя скважина (питьевую воду приходится покупать дополнительно). Вместо линий электропередач — отдельные дизельные генераторы, а интернет и телефонная связь — только беспроводные. Кабельные сети постоянно обрезали бандиты, требуя деньги у операторов или клиентов, поэтому от них пришлось отказаться. Канализации как таковой нет, стоки выводятся в канавы, которые в благополучных районах прикрыты бетонными плитами (впрочем, они слабо удерживают ужасную вонь). Очистных сооружений я нигде не видел, по всей вероятности, нечистоты просто сбрасываются в океан.
Мебельная фабрика, на которую ежедневно возили украинцев, находилась в другом микрорайоне, который не считается благополучным. В прошлом году на нее совершили вооруженный налет — когда администратор рано утром открыл дверь, внутрь ворвались люди с пистолетами и отобрали все деньги и оргтехнику. С украинцами такого, к счастью, не было.
— На производстве мебели работает около ста человек, — продолжает Владислав. — Все руководящие должности занимают белые, а простую работу выполняют чернокожие. Над ними необходим тотальный контроль, иначе производство остановится. Что касается выполнения своих обязанностей, то нигерийцы очень похожи на гвинейцев, но они более агрессивны и хуже относятся к белым. Хотя мы нормально сработались. Получают местные работники около 200 долларов в месяц, что очень мало. Продукты там недешевые, у меня на еду ежемесячно уходило около 400 долларов, при том, что питались мы в основном курятиной и рисом (свинина и говядина невкусные, а картошка, помидоры и другие «европейские» овощи и фрукты дорогие). Зато дешевые алкоголь и табак. Нигерийцы тратят на продукты намного меньше — около половины своей небольшой зарплаты, но питаются плохо. Их рацион — сухая лапша, какие-то консервы, невкусная рыба и местные фрукты. Еще треть от их 200 долларов идет на проезд.
Дорожное движение в Лагосе — это отдельная тема. Метро, трамваев или троллейбусов нет, весь общественный транспорт — старые, разваливающиеся микроавтобусы-маршрутки. Автомобильный поток очень плотный, а правил никто не придерживается — быстрее проедет тот, кто проворнее и наглее. Из-за этого 90 процентов автомобилей — с солидными вмятинами и царапинами. Если кто-то въедет «соседу» в бок или погнет бампер — ничего страшного, водители пару секунд эмоционально отругают друг друга и поедут дальше. За состоянием машин здесь практически не следят, их просто заправляют и ездят, пока те не развалятся. Однажды во время движения по скоростной трассе вдоль побережья у нашего автомобиля сломалась шаровая опора, и мы едва не вылетели в океан… Маршрутки курсируют только по основным магистралям города, а если кому-то надо в сторону, его может подвезти таксист на скутере, берущий пассажира на заднее сиденье. Однажды я видел, как скутерист посадил себе на колени барана с огромными рогами и куда-то вез, словно малого ребенка. Белым ездить в маршрутках общего пользования противопоказано — это опасно для здоровья, поэтому нас на работу возил свой микроавтобус.
— Белых на улицах Лагоса практически не видно: днем они работают в офисе, а вечером встречаются в клубах и ресторанах с охраной, — говорит Владислав. — Мы тоже бывали в таких заведениях. Что в них неприятно поражает — так это очень навязчивый сервис. Заходишь в туалет, а там уже ожидают несколько «boys» — один открывает дверь, другой включает воду, еще один принимается чистить щеткой твою одежду. И все ожидают чаевых… Когда выпадало свободное время, ходили и в другие публичные места, например, на пляжи, ведь Лагос — портовый город на океанском побережье. Чистые пляжи повышенного комфорта для белых расположены достаточно далеко, часто к ним приходится добираться на катере. Для нас это долго и дороговато, поэтому мы посещали пляжи общего пользования — не такие чистые и не вполне безопасные. Можно сказать, что это был своеобразный экстрим. Иногда выбирались на пляж пешком, так нигерийцы от удивления останавливали машины, кричали и свистели нам вслед. Для них пеший белый без охраны за пределами благополучного микрорайона — все равно, что для нас медведь на улице. Впрочем, местные жители воспринимают белых не как экзотику, а как ходячий кошелек, из которого под любым предлогом стараются выудить деньги. Если для чернокожих вход на пляж бесплатный или стоит 500 найра (около 35 гривен), то с белого попытаются содрать в пять раз больше. Как-то наша группа, не желая платить такую безбожную цену, решила въехать на пляж с другой стороны, так за нами ринулась целая толпа охранников, некоторые из которых скакали на лошадях. Чтобы не конфликтовать, пришлось ехать в другое место.
А вообще, появляться в толпе белым небезопасно. Любителям экстрима советуют обязательно брать с собой хоть немного денег на случай грабежа. Если белого остановят вооруженные преступники и не найдут денег, могут запросто со злости прострелить ногу или руку. Категорически нельзя появляться в трущобах. Эти глиняные, цементные и деревянные постройки, раскинувшиеся на огромных просторах, мы видели лишь издалека через окно микроавтобуса. Трудно представить, как в тесных лачугах без элементарных удобств, в условиях антисанитарии живут сотни тысяч людей. При всем этом нигерийцы очень религиозны. Христиане составляют около половины населения страны, однако их обряды адаптированы к местным обычаям и очень отличаются от наших. Каждое воскресенье люди наряжаются в яркие одежды и ходят в церковь. Службы здесь очень эмоциональные — с бубнами, гитарами, пением и танцами, будто какое-то шоу.
— А вглубь страны вам приходилось выезжать?
— Передвигаться между городами белому лучше на самолете. На автомобилях это опасно — за городом человека запросто могут ограбить или похитить с целью выкупа. Да и местная полиция обдерет белого как липку. Мне приходилось несколько раз выезжать на автомобиле на окраину города, так меня постоянно останавливали, требуя денег. Когда машину тормозит патруль и в салон запрыгивают полицейские с автоматами, хочешь не хочешь, а придется платить. Нужно просто знать психологию местной полиции. Один раз, например, от меня потребовали 500 долларов за какое-то выдуманное нарушение, но я дал две тысячи найра (около 15 долларов), сказал — до свидания, и этого было достаточно. Нигерия насквозь пропитана коррупцией, ее никто и не пытается как-то маскировать. Последний раз я прилетал в Лагос в конце декабря, и все службы в аэропорту (таможенники, пограничники, отдел миграции, карантина
В Гвинее мне приходилось работать в дикой природе, среди джунглей, где запросто можно встретить питона или слона. Лагос — это «джунгли мегаполиса», жить и работать в которых оказалось намного сложнее. Вот почему я не засиживался в этой стране, а вернулся при первой же возможности. В Украине сейчас происходят такие события, что мои руки и голова больше пригодятся здесь. А дальше будет видно. Знаю, что наши специалисты разрабатывают проект строительства гидроэлектростанции на севере Нигерии, в саванне. Так что не исключено, что в будущем снова поеду туда на заработки.