Сегодня, 27 марта, в городке Виндзор завершились двухдневные слушания по обстоятельствам смерти Борис Березовского 23 марта 2013 года. В своем заключительном слове королевский коронер Питер Бедфорд обобщил все показания и свидетельства, а также выводы экспертов в области судебной патологии, прозвучавшие в местной ратуше в среду и четверг, но пришел к неожиданному для большинства выводу — причину смерти Березовского окончательно установить невозможно.
В британском законодательстве подобный вердикт называется открытым. Родственники покойного имеют право настаивать на проведении дальнейшего расследования. Однако дочери Бориса Березовского Елизавета и Екатерина, присутствовавшие на слушаниях, заявили, что пока не могут сказать, воспользуется они этим правом или нет.
Закон гласит, что расследование может быть возобновлено и по инициативе властей в случае, если в деле появятся новые материалы. И тогда коронер должен будет все же вынести решение. Существует несколько вариантов: смерть от естественных причин, самоубийство, случайная смерть, смерть в результате профессионального заболевания, непредумышленное убийство, предумышленное убийство.
Патологоанатом Министерства внутренних дел Великобритании Саймон Пул заявил, что провел детальную экспертизу после смерти Березовского и не увидел ничего, что указывало на причастность к смерти бизнесмена третьих лиц.
Большинство других свидетелей заявили о том, что последние месяцы своей жизни Борис Березовский находился в состоянии депрессии. Его часто посещали мысли о суициде. Он обсуждал это со своими детьми, а также телохранителем. Принимал различные антидепрессанты.
Казалось, все говорило о том, что Березовский покончил с собой. Однако, решающими, похоже, оказались показания немецкого патологоанатома Бернда Бринкманна. Профессор специализируется как раз на случаях повешения и удушения. Этот эксперт заявил, что опальный олигарх умер насильственной смертью. Более того, Бринкманн уверен, что в убийстве принимали участие не менее двух человек.
Профессор обратил внимание коронера на то, что следы, оставшиеся на шее Березовского, не соответствуют типичному V-образному следу, оставляемому веревкой (или шарфом) при самоповешении. Также деформация лица покойного отличается от типичных для подобного самоубийства повреждений.
Бринкманн так описал происходившее год назад в особняке в Аскоте. Березовский подвергся внезапному нападению сзади. И оно было совершено в спальне, а не в ванной. Убийцы быстро задушили жертву. Это объясняет отсутствие следов борьбы. Затем тело перетащили в ванную, где его и обнаружил телохранитель.
Дочь Березовского Елизавета сначала заявила, что была готова поверить в самоубийство отца, однако услышанное ею за последние два дня заставило ее изменить мнение. «Все-таки остаются сомнения», — добавила она. Елизавета даже высказала версию, что Бориса Абрамовича отравили. Но ни один из тестов не выявил в его организме ничего, что подтверждало бы подобные подозрения.