Горючее на заправках продолжает медленно, но уверенно дорожать. На сегодняшний день средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляет 12 гривен 73 копейки, а дизельного топлива — 11 гривен 79 копеек. Эксперты считают, что пока цены будут постепенно расти. Особенно с учетом принятого парламентом Закона «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». Напомним, что согласно документу акциз на низкосортное дизельное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3 повышается на 30,6—70,7 процента, до 128 евро за тонну, а на качественное дизтопливо стандартов Евро-4 и Евро-5 — на 44—113 процентов, до 98 евро за тонну. Однако, по мнению специалистов, унификация акцизов на дизтопливо — вынужденная мера, направленная на стабилизацию экономической ситуации в стране.
Прокомментировать новшество, а также нынешнюю ценовую ситуацию на топливном рынке «ФАКТЫ» попросили директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна:
— Что касается акцизов, то есть две новости — хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что правительство таки оставило дифференцированную систему установления акциза в зависимости от качества топлива. Так, поставщики низкосортного дизтоплива стандартов Евро-2 и Евро-3 будут вынуждены платить за каждую тонну на 30 евро больше, чем импортеры или производители дизтоплива стандартов Евро-4 и Евро-5. В результате есть стимул ввозить более качественный продукт. Плохая новость: повышение акциза ляжет на плечи потребителя. По моим расчетам, с учетом нынешнего курса гривни стоимость литра дизтоплива вырастет в среднем на 70 копеек. Это довольно ощутимое подорожание, которое отразится и на других товарах и продуктах.
Справедливости ради надо добавить, что до последнего времени акцизы на дизтопливо в Украине были в десять раз ниже, чем в странах Евросоюза, и существенно меньше, чем в России и Белоруссии. После повышения ставок акцизы будут приблизительно такими же, как в Белоруссии и Российской Федерации. Это неизбежный шаг, так как во всех цивилизованных странах налоги на топливо являются мощным источником наполнения государственного бюджета. Конечно, когда акциз на дизтопливо был низким, он позволял удерживать относительно невысокую стоимость этого горючего. Но такая ситуация нетипична для развивающейся рыночной экономики.
— А как сейчас обстоят дела с наполнением рынка нефтепродуктами? Ведь были опасения, что может возникнуть дефицит горючего.
— Пока ситуация остается напряженной. Мы видим, что в марте поставки дизтоплива снизились на 30 процентов, если сравнивать с мартом прошлого года. Это очень существенно. Особенно настораживает положение накануне посевной. Безусловно, уменьшение поставок и небольшие запасы горючего будут стимулировать высокие цены на дизтопливо.
Что касается бензина, то здесь ситуация гораздо лучше. Нет такого заметного сокращения поставок, хотя значительного избытка бензина пока тоже не наблюдается. Рынок работает «с колес»: поставляемое топливо сразу идет на заправки. Дефицит пока не предвидится, но из-за отсутствия больших запасов удерживаются высокие розничные цены.
Впрочем, главным фактором, влияющим на стоимость горючего, по-прежнему остается курс гривни. Тут, к сожалению, ситуация непростая. Совсем недавно американская валюта подорожала до 10 гривен за доллар, а сейчас импортерам уже нужно привыкать к курсу 11 гривен за доллар.
Цены на АЗС, несмотря на постепенный рост, пока не соответствуют столь высокому курсу. Условно говоря, нынешняя стоимость горючего на АЗС отвечает курсу 10 гривен 50 копеек за доллар, но не 11 гривен. Следовательно, в ближайшие две недели горючее в розничной торговле будет продолжать дорожать. Кроме того, вскоре стоимость дизтоплива вырастет за счет повышения ставок акцизного сбора.
Есть, правда, и положительные предпосылки. В частности, существуют договоренности о разблокировании западного кредитования. Это окажет существенную поддержку финансовой системе и позволит стабилизировать курс на уровне 10 гривен за доллар, а значит, остановит рост цен на горючее.