Події

«сосед стал угрожать, открыл защелку на вольере с огромным псом и скомандовал: «фас! « а потом спокойно смотрел, как человек истекает кровью»

0:00 — 2 квітня 2009 eye 395

На Днепропетровщине хозяина собаки, до смерти искусавшей человека, признали виновным в умышленном убийстве и приговорили к девяти годам лишения свободы

От укусов собак люди гибнут очень редко. Во всяком случае, заместитель начальника Днепропетровского областного бюро судмедэкспертизы Сергей Савченко другого такого случая в своей практике не припоминает. Но даже если злой пес нанес своей жертве телесные повреждения, ее хозяин обычно отделывается небольшим штрафом, а нападение собаки квалифицируется как несчастный случай. Гибель

44-летнего Федора Касаткина стала, пожалуй, прецедентом в судопроизводстве — на Днепропетровщине хозяин собаки впервые был признан виновным в смерти человека, которого она искусала.

«Хозяин пса — страшный человек: как-то избил жену, а потом неделю держал ее в холодном подвале»

Даже спустя год после смерти мужа Валентина не может сдержать слез, вспоминая своего Федю. В юности Валя, красивая, белокурая девчонка, вниманием сверстников избалована не была. А все из-за врожденной хромоты. Одна нога у нее немного короче другой, и девушка стеснялась ходить на школьные дискотеки, да и на людях лишний раз появляться ей было неловко. Только за конторкой почтового отделения, куда пошла работать, чувствовала себя на равных с другими. Приветливость и доброта девушки притягивали к ней людей. Тут и заприметил ее Федор. Он в то время работал проводником рефрижераторных поездов и из пунктов следования отправлял на свой домашний адрес посылки с книгами. Чтение было его страстью, поэтому в годы книжного дефицита, пока коллеги во время остановок бегали по рынкам, Федор искал книжные магазины. Вале тоже приглянулся высокий худощавый парень с голубыми глазами, длинными волосами, стянутыми в хвостик.

Когда они поженились, распался Советский Союз. Федя по направлению работал тогда в Узбекистане, где в общежитии железнодорожников и родилась их старшая дочь Настя. Поездки мужа были долгими, сопровождать составы приходилось и по полгода. Но даже с появлением в семье ребенка они не расставались. Маленькое служебное купе с кухонькой и душевой между холодильными вагонами на все это время становилось жильем для Вали и маленькой Насти.

- Объехали практически весь бывший Советский Союз, от Бреста до Владивостока, были в Мурманске, в Тынде, на Байкале, — сквозь слезы улыбается Валентина Касаткина.  — Даже с рождением второй дочки, Таечки, мы везде ездили вместе. Анфиска родилась уже в Днепропетровске: из-за проблем с работой и гражданством из Узбекистана пришлось уехать. Федя устроился машинистом по загрузке металла на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе. Это очень тяжелая профессия. Но у нас вскоре появился долгожданный сын, и муж старался обеспечить семью. Так детей любил, как не каждая мать способна любить. Везде с ними — и в парк, и в цирк, и в больницу. Я как-то спросила: «Федя, а почему к тебе друзья не приходят?» «Мои друзья — это мои дети!» — ответил он.

Детская комната в небольшом частном домике полностью оборудована Федиными руками: двухъярусные кроватки, турник, шведская стенка, канат. Он занимался с ними спортом, закалял, читал им книги. Валя не помнит, чтобы муж хоть раз повысил на кого-то голос. Даже спор о том, как назвать сына, сумел привести к компромиссу. Валя хотела Никиткой, а Федя — старинным именем Елизар. Так и появилась в метрике у ребенка запись: Никита-Елизар Касаткин.

Последним ярким воспоминанием шестилетнего Елизара о папе остался семейный праздник в парке Глобы. Федор вышел там на сцену и в одном из веселых конкурсов, к неописуемому восторгу детей, выиграл целую упаковку йогуртов. За год, прошедший после смерти отца, мальчонка уже многое о нем позабыл, и только разглядывая фотографии, где всегда сидит на руках у папы, начинает вспоминать и плакать. В тот страшный день, 4 апреля, вернувшись из морга, Валентина не смогла сказать детям, что папы уже нет. Он, дескать, в больнице. Но когда утром сынишка, едва открыв глаза, попросил: «Пошли к папе в больницу», — она призналась…

Поверить в то, что муж так страшно и нелепо погиб, женщина не может до сих пор. А поведение соседа, натравившего на Федора кавказскую овчарку, ей кажется страшным и необъяснимым.

- Как он мог спокойно смотреть на истекающего кровью человека?! — плачет, закрывая лицо руками, Валентина.  — Сам не помог и другим не дал! Он же хуже зверя, страшнее этой злобной псины. Она просто выполняла команду, а он убивал осмысленно и жестоко, а самое ужасное — ни за что…

Накануне того дня между семьями, живущими неподалеку, вспыхнул конфликт. Дом Семена Стахова (имя и фамилия изменены) находится в переулке Динника — через забор от дома Валиного отца. Придя, как всегда, навестить папу, Валентина почувствовала в кухне запах газа и вызвала аварийную службу. Чтобы устранить утечку, нужно было перекрыть вентиль на трубе во дворе у соседа. Но тот мастера не пустил, стал кричать на женщину, оскорблять. Она, не стерпев, ответила. Сосед буквально влетев в отцовский двор, изо всех сил ударил женщину по лицу.

- Мне рассказывали, что это страшный человек, — горестно качает головой женщина.  — Супругу и сына он просто терроризировал. Как-то избил жену Наташу и после этого неделю держал ее в холодном подвале. Год назад избил студента, который снимал у моего папы комнату. А в конце 2007 года напал на другого соседа — перебил ему железной трубой обе руки. Пострадавшие даже в милицию не обращались — не хотели связываться. Человек он здесь чужой, приехал вроде бы из Геленджика и женился на местной девушке. С Наташей я в детстве даже дружила, но после замужества она так изменилась, что мы перестали общаться. И вдруг такой конфликт! Вечером, я так корю себя за это, рассказала обо всем мужу. Федя был очень добрым, спокойным человеком, но и в обиду нас никогда не давал. Всегда старался словами убедить людей в их неправоте.

«Ну что? — спросил меня мужик, увидев, что меня искусала овчарка.  — Разобрались?»

Уже на следующий день, когда супруги пошли к остановке встречать Валину подругу, они случайно встретили на улице Семена с женой. Федя подошел к нему и первым протянул руку: «Привет!» О чем они говорили, Валя не слышала, но, видно, Федор собеседника не убедил: Стахов снова попытался ее ударить. А когда муж загородил Валентину, сзади на нее набросилась Наталья, поцарапала, даже сережку из уха вырвала. В этой потасовке и сама обидчица пострадала — цепочка на ее шее порвалась и упала на землю. На что Федя, все еще пытаясь уладить конфликт мирным путем, пообещал: «За ремонт цепочки мы заплатим».

Понимая, что к старенькому отцу ей ходить все равно придется и, значит, встреч со странным семейством не избежать, Валя решила обратиться в милицию. Со свежими ссадинами на шее она, взяв с собой подругу, отправилась в райотдел. Но пока Валентина писала заявление, события в переулке Динника стремительно развивались. Решив во что бы то ни стало уладить конфликт и оградить жену от скандалов, Федор пошел к злополучному дому. По дороге к нему присоединился молодой парень Андрей Береза, знакомый старшей дочери Насти. С его-то слов и стали известны подробности этой трагедии.

- Мы подошли к калитке и постучались, — рассказывал Андрей Береза в суде.  — Но во двор не заходили. Когда вышел хозяин, Настин отец стал спокойно с ним разговаривать: мол, у вас порвалась цепочка, у моей жены потерялась сережка, давайте считать, что мы квиты и претензий друг к другу не имеем. Но тот человек стал угрожать, а потом пошел в глубину двора и, открыв защелку на вольере с собакой, скомандовал: «Хасан, фас!»

Увидев огромную псину, мчавшуюся к калитке, Андрей обратился в бегство. И только на соседней улице увидел, что Федора рядом нет. Было уже темно, но парень все-таки решил вернуться. И нашел мужчину лежащим без сознания напротив той самой калитки. «Почему Федор не убежал от собаки хотя бы на несколько метров?!» — не мог понять парень… (В заключительном акте судмедэкспертов указывалось, что на лбу и под правым глазом погибшего были ссадины и кровоизлияния в мягкие ткани, значит, человек вначале получил сильный удар по голове и потерял сознание. Уже потом на него, беспомощного, набросилась овчарка. ) Взвалив на себя тяжелое тело, Андрей направился в сторону проспекта Правды, где было более людно. Но сзади опять послышалось: «Фас!» И выскочивший из калитки пес вцепился в ногу Андрея.

- Пока я не перелез через какой-то забор, овчарка успела сильно меня покусать, — продолжает Андрей.  — А этот мужик так спокойно мне говорит: «Ну что, разобрались?» И увел свою собаку домой. Я еще метров сто тащил Настиного отца по улице, пока не подъехала милицейская машина…

Прибежавшая минут через десять Валя пыталась сделать мужу искусственное дыхание, умоляла врачей, которые в машине скорой помощи перевязывали раны Андрея: «Спасите мужа!» Но те лишь качали головой: «Поздно… » Он умер от потери крови — были повреждены подколенная вена и артерия. Валентина убеждена, что Федора можно было спасти, если бы хозяин собаки перетянул жгутом поврежденную ногу или хотя бы позволил Андрею сделать это. А ведь 44-летний Семен Стахов прекрасно знал, чем грозит подобная травма: он работал мясником на одной из колбасных фабрик Днепропетровска…

«Нас теперь с детьми некому защитить»

Амур-Нижнеднепровский районный суд города Днепропетровска почти восемь месяцев слушал беспрецедентное дело по обвинению хозяина собаки в умышленном убийстве. Заседание несколько раз пришлось откладывать для служебного расследования — подсудимый обвинял то следствие, то судебную коллегию в давлении и предвзятом отношении.

- На оправдательный приговор шансы у него были: он не признал своей вины и утверждал, что собака выскочила сама, защищая хозяина от ворвавшихся во двор мужчин, — комментирует ситуацию государственный обвинитель Иванна Стрелец.  — И я действительно не припоминаю в своей практике, чтобы собаку признали орудием преступления и посадили ее хозяина — дали девять лет лишения свободы. Суд постановил также взыскать в пользу осиротевшей семьи компенсацию морального и материального ущерба. А собаку передать в специальное кинологическое заведение.

Будут ли выполнены эти судебные решения, Валентина Касаткина не знает: приговор в силу пока еще не вступил. Пес-убийца по-прежнему живет в своем вольере. Когда Валя приходит к отцу, из-за высокого забора, которым тот отгородился от соседей, слышен его злобный вой. За год, прошедший после смерти Федора, семья Стахова не помогла многодетной матери ни копейкой.

- Что-то подремонтировать зову чужих людей, расплачиваюсь металлической утварью, которую еще не растащили, — сетует Валентина.  — Недавно у детей велосипед украли, потом стремянку унесли. Знают, наверное, что меня теперь некому защитить. А Федя был хозяйственный — все по дому делал сам. А какие торты пек! Даже я таких печь не умею. На гитаре научился играть. Как нам жить без него, ума не приложу… Настя в этом году школу заканчивает — наряд на выпускной нужен. В финансово-экономическую академию хочет поступать. А как мне ее учить, если пособие по утрате кормильца на четверых детей составляет всего лишь 800 гривен?..