Історія сучасності

«На Благовещение Бог благословляет землю, — говорили в старину люди, — но никаких дел в этот день начинать нельзя»

8:00 — 6 квітня 2014 eye 20681

В понедельник, 7 апреля, православные и греко-католики будут отмечать праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Спасителя, пришелся на шестую неделю Великого поста. Неделя эта заканчивается Вербным воскресеньем (13 апреля) — Входом Господним в Иерусалим, а значит, «червоне яєчко вже недалечко»…

Благовещение наши предки считали не только великим праздником, но еще и началом нового хлеборобского года. Ведь в это время Бог благословляет землю, пробуждая все жизненные силы природы. Правда, работать, а тем более на земле, 7 апреля строго-настрого запрещалось, да и никаких дел нельзя было начинать. В праздничный день люди собирались семьей за столом, угощали родных и кумовьев вином, пирогами с рыбой, а также пели традиционные веснянки-щедрiвки, желая друг другу здоровья, достатка и хорошего урожая в нынешнем году.

Если ночь накануне праздника выдалась теплая и прошел дождь, значит, летом и осенью не будет недостатка в хлебе и овощах

К одному из двенадцати самых больших праздников в году готовились заранее. Тем более что хлопот весной всегда немало. Нужно вымести после зимы двор, побелить-подкрасить хату, навести порядок в доме, перебрать одежду в сундуках… Кроме того, по старому обычаю вечером перед Благовещением хозяин сжигал на подворье прохудившуюся обувь и старые головные уборы.

Кстати, накануне праздника, 6 апреля, когда отмечается день памяти святого Захария, наши предки определяли по погоде, урожайным ли будет год. И если обычно предсказывают по приметам в дневное время, то на Захария это делали ночью. Так, если ночь выдалась теплая, значит, летом и осенью не будет недостатка в хлебе и овощах. Богатый урожай обещает также тихий теплый дождик, когда ночью не слышно ни ветра, ни шума воды, а наутро встаешь — земля щедро полита и светит солнце.

Хозяйки на Благовещение вставали еще затемно и хлопотали у печи, чтобы в честь праздника побаловать постящихся вкусными блюдами. Причем огонь в печи нужно было разжечь без чьей-либо помощи, бо позичати у сусiдiв вогонь на Благовiщення — великий грiх. Девчата старались успеть провести на рассвете еще один забавный ритуал: подружки отправлялись в лес «трясти березу» и собирать под ней «сережки». Верили, что, если закопать их на огороде, вырастет хороший урожай капусты. Ну, а задача мужчин — утром выпустить из хлева всю скотину: щоб вона волю та весну вiдчула. Пасечники, не выставившие ульи во двор на Теплого Олекси (30 марта), обязательно делали это на Благовещение, какой бы ни была погода.

Праздник традиционно начинался с церковной службы, на которую шли целыми семьями — и стар, и млад. Одевались нарядно, причем в костюме (в вышивке сорочки, на головных уборах) обязательно должен был присутствовать голубой цвет — Богородичный. Тех, кто оставался дома из-за хлопот по хозяйству, считали в народе безбожниками: «Це велике свято, не можна працювати. Навiть птиця не несеться i кубла не в'є». Если увидит Бог, что птичка в этот день вьет гнездо, может даже лишить ее на некоторое время способности летать, говорили люди.

По традиции после литургии в храме освящают просфоры. В старину благовещенские просфоры хранили за образами и использовали как целебное средство от лихорадки. Также их перетирали и «угощали» крошками пчел, щоб добре роїлися, а еще «сеяли» на поле: тодi дощ ниву не минатиме. Ну, а если закопать на пашне целую просфору, она защитит посевы даже от града.

Люди верили: там, где поют веснянки, «град не поб'є посiвiв, дiвчата будуть швидше виходити замiж i виросте хороший льон»

Из-за поста на Благовещение в гости ходить не полагалось. Отмечали праздник в узком семейном кругу. К обеду подавали несколько рыбных блюд и красное вино. Также хозяйки пекли сладкие постные пироги и особое печенье — «галепи», — которому придавали форму плуга, бороны, серпа или лапок аиста. Этими коржиками встречали з вирiю лелек, приносивших весну. Увидев в небе птиц, люди с радостью кричали: «Буську, буську! На тобi галепу, а менi дай жита копу!»

Минтай под маринадом

Для приготовления потребуется: 1 кг филе минтая, 100 г муки, 2 луковицы, 2 морковки, 1 крупный болгарский перец, 150 г томатной пасты, черный перец, соль, сахар, уксус и острый красный перец — по вкусу, растительное масло для обжаривания.

Филе минтая разморозить, обсушить при помощи бумажного полотенца и порезать на кусочки шириной примерно 3 сантиметра. Посыпать их солью и перцем, обвалять в муке. Обжарить рыбу с двух сторон до румяной корочки.

Морковь натереть на крупной терке, лук и перец порезать крупными кубиками. На растительном масле обжарить до прозрачности лук, выложить морковь, перец и, помешивая, довести до готовности. Добавить к овощам томатную пасту, соль, острый перец, пару столовых ложек уксуса и немного сахара, чтобы получился насыщенный кисло-сладкий маринад. Влить немного воды (около 50 мл) и потушить под закрытой крышкой пять — семь минут. В судок положить слой обжаренной рыбы, полить частью маринада, затем положить еще один слой рыбы и так далее. Остудить при комнатной температуре и убрать в холодильник на сутки. Выложить минтай под маринадом на блюдо, украсить зеленью и подавать на стол в качестве холодной закуски.

Девчата на Благовещение первый раз водили весенний хоровод — «кривий танець». Этот танец — символ вечности и, по мнению многих этнографов, является самой древней веснянкой. Исполнять его полагалось так. Выйдя на луг, подружки выбирали одну из девушек — Лелю, украшали ее зеленью, вплетали в волосы весенние цветы. Затем в землю вставляли три деревянных колышка таким образом, чтобы они образовали треугольник. Девчата брались за руки, и Леля вела их между колышками. Считалось, что в таком танце человек пытается познать смысл жизни и тайну смерти:

«А ми кривого танцю йдем, танцю йдем.

А ми йому кiнця не знайдем, не знайдем!

Та вода по каменю, та вода по бiлому

Стиха йде, стиха йде…»

Кстати, в некоторых регионах Украины, например в Полесье, петь веснянки до Благовещения запрещалось, поскольку это могло помешать пробуждению растений. «До Благовiщення як заспiвають, корiнь не оживе, — говорили на Житомирщине, — на голий лiс (пока на деревьях не появятся первые листочки. — Авт.) не спiвають». Впрочем, и опаздывать с веснянками не советовали, ведь там, где звучат эти песни, «град не поб'є посiвiв, дiвчата будуть швидше виходити замiж, виросте хороший льон».

Поскольку парней девушки на «кривий танець» не приглашали, те отправлялись в лес… искать пролiски. По старинному поверью, парубок должен сорвать цветок и спрятать за пазухой, а когда на Пасху в храме запоют «Христос воскрес!» — достать и положить под образ: это принесет счастье.

Вообще, первые весенние цветы в народе называли рястом. А топтати ряст означало просить у Бога здоровья. Поэтому, найдя ряст, пролiсок или сон-траву, срывали их, бросали под ноги, топтали и приговаривали: «Топчу, топчу ряст, Бог здоров’я дасть».

Пожилые люди 7 апреля всегда обращали внимание на погоду: «Яка погода на Благовiщення, така й на Великдень буде». Солнечный день сулил богатый урожай. А еще в народе говорили: «До Благовiщення зими не кляни, бо вона ще може повернутися».

После Благовещения можно начинать работы в поле. Старинная поговорка гласит: «Вiд Введення (4 декабря. — Авт.) до Благовiщення порати землю — грiх». Поля должны отдохнуть и силы набраться, а «все, що посiють на Благовiщення, погано ростиме». И только после того, как Бог землю благословит, можно начинать сеять: «Господь вкладає голову в землю, щоб її розiгрiти, i вiд того будиться всяка живина, що спала в землi».

А 8 апреля верующие будут отмечать Собор архангела Гавриила. В народе архангела считали не только благовестником, но и володарем блискавок. По легенде, молния появляется в небе в тот момент, когда архангел разрывает тучи, чтобы отыскать прячущихся в них чертей. А гром гремит, если Гавриил стреляет в нечисть из небесной пушки. Люди старались всячески задобрить благовестника, попросить у него защиты, чтобы во время грозы он уберег от огня их дома и посевы.

Именно с этого дня начинались полевые работы. Сначала крестьяне шли в церковь, чтобы освятить зерно. Причем на службу приходили в нарядных сорочках, в которых последний раз были на причастии. Затем дома смешивали освященное зерно с посевным, завязывали в новый рушничок хлеб, выпеченный на Крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста, и отправлялись на ниву. Сеять полагалось натощак, щоб хлiб уродив, и обязательно с молитвой, щоб чиста нива була. Считалось, что за тем, кто, работая в поле, ругается, следом ходит нечистый и бурьян сеет.

Когда сев заканчивали, хозяин говорил: «Нивко, нивко, верни мою силу». Хлеборобы собирались, ломали «крестопоклонный» хлеб и, обмакивая его в воду, ели. Дома мужчин встречали обильным, но постным ужином. А детей, помогавших сеятелям, угощали коржиками с маком и медом.

Постный Оливье с кальмарами

Для приготовления потребуется: 500—600 г мороженых кальмаров, 5—6 средних картофелин, 2 морковки, 3—4 крупных соленых огурца, 1 крупная луковица, 400 г консервированного горошка, постный майонез, соль, перец — по вкусу.

Кальмары разморозить, почистить от внутренностей, промыть, облить кипятком и снять кожицу. Переложить в кастрюльку, залить горячей водой и варить 2 минуты. Затем остудить и порезать на небольшие кусочки. Картофель и морковь сварить, нарезать кубиками. Также мелко порезать огурцы и лук. Все выложить в большую миску, добавить горошек, майонез, соль, перец и тщательно перемешать.