Представители федерального правительства Германии, земли Бавария и адвокаты 81-летнего коллекционера Корнелиуса Гурлитта (на фото в заголовке) подписали 7 апреля соглашение о дальнейших действиях в деле о так называемой Швабингской художественной находке — коллекции картин и рисунков, обнаруженных два года назад в квартире Гурлитта, расположенной в мюнхенском районе Швабинг.
Напомним, что власти ФРГ сообщили об этом только в конце прошлого года, за что их уже не раз подвергали критике. Всего было изъято почти 1400 произведений живописи и графики, в том числе шедевры Малевича, Пикассо, Матисса. Эксперты оценивают стоимость всей находки в сумму свыше миллиарда евро!
Корнелиус Гурлитт потребовал еще в прошлом году вернуть ему всю коллекцию. Он заявил, что получил ее по наследству от отца, который был известным в Европе искусствоведом и торговал произведениями живописи. Именно он консультировал нацистов в 30-е годы, когда они объявили работы художников начала XX века «дегенеративным искусством». Картины, попавшие под это определение, изымались из музеев и частных собраний. Нацисты намеревались их публично уничтожить. Часть произведений действительно была сожжена. Поэтому находка в Мюнхене стала подлинной сенсацией.
*Картина немецкого художника Макса Либерманна «Всадники на пляже» считалась уничтоженной нацистами
Переговоры с Гурлиттом и его адвокатами оказались сложными. В соответствии с подписанным соглашением, пенсионер дал свое согласие на проверку происхождения картин после снятия с них ареста, наложенного немецкой прокуратурой. «Картины, проверка происхождения которых не будет завершена в течение года, будут возвращены Корнелиусу Гурлитту», — говорится в соглашении.
Проверкой происхождения картин будет заниматься прокуратура баварского города Аугсбург. Поддержку следователям, по решению правительства Германии и властей федеральной земли Бавария, будет оказывать оперативная экспертная группа из искусствоведов и юристов под руководством юриста Ингеборг Берггрин-Меркель. Гурлитт имеет право направить для работы в оперативную группу своего представителя.
В интервью «Дойче велле» Берггрин-Меркель пояснила, какие картины из коллекции Корнелиуса Гурлитта подлежат проверке в первую очередь: «Из всего количества картин и рисунков следует вычесть те, что однозначно не входят в число художественных произведений, поменявших владельцев во времена „третьего рейха“ при сомнительных обстоятельствах или отобранных у законных владельцев, то есть картины и рисунки, которые были приобретены отцом Корнелиуса Гурлитта на законных основаниях еще до прихода к власти нацистов. Эти произведения, а их около 300, находились во владении Корнелиуса Гурлитта и будут далее принадлежать ему по праву».
Ингеборг Берггрин-Меркель подчеркнула, что к этой истории интерес в обществе не спадает. «Но несмотря на ожидания, связанные с обнаружением коллекции, следует помнить о законных правах, которыми действительно обладает Гурлитт, — считает юрист. — Его интересы и интересы наследников, претендующих на часть картин, изъятых у Корнелиуса Гурлитта, необходимо привести к общему знаменателю».
Берггрин-Меркель также подчеркнула, что власти Германии будут рассматривать претензии прежних владельцев и их наследников на те или иные картины и после срока, оговоренного в соглашении, подписанном 7 апреля.
В настоящее время в оперативную группу, которую возглавила Берггрин-Меркель, входят 14 человек. Объем работы предстоит огромный, поэтому не исключено, что число экспертов будет увеличено.
«Мы работаем с цифровыми изображениями картин, так как не имеем постоянного доступа к оригиналам, — рассказала Ингеборг Берггрин-Меркель. — Как только у нас будут появляться результаты по отдельным произведениям, они будут передаваться прокуратуре, по заданию которой мы работаем. Это единственно возможный путь. Мы будем сообщать результаты как господину Гурлитту, так и тем, кто предъявил на картины свои претензии. Причем делаться это будет по каждому произведению отдельно».
Адвокаты Гурлитта также довольны подписанным соглашением. Они всячески подчеркивают, что их клиент полностью осознает необходимость возвращения картин законным владельцам или их наследникам в случае, если это будет доказано. Однако, как считают адвокаты, таких произведений в коллекции мало — не более трех процентов. В качестве доказательства своей точки зрения они указывают на то, что за время, минувшее с момента объявления о находке, претензии были предъявлены только на шесть картин, причем на одну из них претендуют два человека.
Фото в заголовке bild. de