Культура та мистецтво

Владимир Конкин: «На роль Папы Карло в „Приключениях Буратино“ Николая Гринько утвердили с большими трудностями»

7:00 — 12 квітня 2014 eye 9071

25 лет назад ушел из жизни известный украинский актер

Николай Гринько стал популярным к 40 годам. Именно тогда его заметили известные российские режиссеры Алов и Наумов, открывшие для кино этого высокого и загадочного актера. Они сняли Гринько в картине «Павел Корчагин». Потом были «Стежки-дорожки», «Мир входящему», «Опасные гастроли», «Война и мир», «Афоня», «Приключения Электроника», «Единожды солгав». Андрей Тарковский называл актера своим талисманом, а Леонид Нечаев грозил отказаться от «Приключений Буратино», если роль Папы Карло не дадут Гринько. Николай Григорьевич снимался в основном в Москве, но Киев так и не оставил. Говорил, что его сердце навсегда отдано Украине. А еще — любимой Айше. Вторая супруга Николая Григорьевича, музыкант Айше Чулак-оглы, стала его второй половинкой и неизменной спутницей. Айше отказалась от собственной карьеры, всю свою жизнь посвятив знаменитому мужу. Она хранила ему верность и долгих 24 года, когда Гринько уже не было в живых. Ее сердце перестало биться в прошлом году. Теперь память о великом актере осталась только на кинопленке и в воспоминаниях близких друзей.

«Андрей Тарковский называл Николая Григорьевича своим талисманом»

— С Николаем Григорьевичем я познакомился у вас, в Киеве, на Киностудии имени Довженко, — вспоминает известный советский актер Владимир Конкин. — В то время мы оба состояли в ее штате. Это было время расцвета кино и постоянной занятости. Собственно, об этом и мечтает каждый человек в нашей профессии. Гринько не заметить было невозможно. Он был звездой киностудии! Увы, не особо почитаемый в Украине.

*Владимир Конкин говорит, что во внешности Николая Гринько было что-то загадочное

— Как вы думаете, почему?

— Зависть. К сожалению, тогда, да и сейчас, наш брат не любит, когда рядом находится слишком успешный его коллега. Украинские режиссеры считали, что внешность Николая Григорьевича не соответствует среднестатистическому советскому гражданину. В нем действительно было что-то загадочное. Гринько мало говорил, практически не участвовал в актерских посиделках и держался особняком. Он был высоченного роста, под два метра, при этом худой, поджарый. Создавалось впечатление, что его постоянно что-то гложет изнутри.

— Говорят, благодаря этому особому образу Гринько и полюбил знаменитый российский режиссер Андрей Тарковский.

— Он называл Николая Григорьевича своим талисманом. А это, знаете ли, дорогого стоит. Тарковский обладал удивительным нюхом на актеров. И каждый, кто попадал к нему на съемочную площадку, был вовлечен в его сумасшедшую энергетику. Актеры, не снимавшиеся у Андрея, страшно завидовали тем, кого приглашал к себе мастер. Среди счастливчиков был, безусловно, и Гринько.

Мы встретились с ним на одной съемочной площадке в картине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты». Николай Григорьевич играл полковника. Роль была небольшая, иногда мне казалось, что Гринько это очень расстраивает. Помню, однажды с грустью он как-то признался: «Володя, а ведь я не сыграл ни одной главной роли в картине украинского режиссера». Правда, работать с Леонидом Быковым было большой удачей, кого бы ты ни играл. Военная форма удивительно шла высокому сухощавому Николаю Григорьевичу. Ведь он и сам был на фронте во время Великой Отечественной войны. Рассказывал, что служил стрелком-радистом и даже был комсоргом полка.

— Николай Григорьевич рассказывал, как он решил стать актером?

— Я знал, что Гринько потомственный актер. Его мама и папа служили в труппе рабоче-крестьянского передвижного театра. Сами они были из Херсона. Николай Григорьевич признавался: «Ни о какой другой профессии, кроме актерской, я никогда не мечтал». Немногие знали, что он еще и замечательный эстрадный артист. Ведь несколько лет работал в эстрадном оркестре «Днепр», который гастролировал по Украине. Смеялся, что иногда во время выступлений его путали со знаменитым в то время Тарапунькой.

Надо признать, что Гринько действительно был актером от Бога. В какой бы роли он ни появлялся, даже самой маленькой, его невозможно было не заметить. У него был слишком мощный внутренний магнит, зритель влюблялся в него сразу. В коридорах Киностудии имени Довженко Гринько появлялся крайне редко. Он был одним из самых востребованных актеров советского кино. Но, встречаясь, мы непременно обменивались рукопожатиями и последними новостями. Кстати, рука у Николая Григорьевича была очень крепкая. Так сожмет тебе ладонь, что сразу чувствуется внутренняя силища человека.

Гринько считался одним из самых элегантных актеров на киностудии. У него были неплохие гонорары и, конечно, он мог позволить себе многое, что было недоступно другим актерам. Правда, машину так и не купил. Шутил, что просто ни в одну со своим ростом не влезет. Одно время мечтал о даче, но до покупки дело не дошло. Единственным хобби Гринько была рыбалка. Николай Григорьевич часами мог рассказывать об особенностях той или иной удочки, лески, крючков. Правда, мне казалось, что это его увлечение скорее на словах, потому что времени на рыбалку у него не оставалось.

— Известно, что Николай Гринько мечтал заниматься режиссурой.

— Да, он даже написал сценарий к картине «Украдене щастя», в которой сам хотел сняться. Но, увы, на киностудии его не поддержали и сценарий положили на «полку». Можно себе только представить, какие чувства бушевали внутри этого великого актера. Наверное, он признавался в них только своей замечательной супруге Айше. В актерской среде ее знали абсолютно все. Их пару невозможно было не заметить. Высоченный Гринько и миниатюрная Айше. Она сопровождала Николая Григорьевича везде, куда бы он ни ехал. У него были проблемы с желудком, поэтому Айше всегда готовила сама. Он питался паровыми котлетками, гречневой кашей. Помню, с такой печалью смотрел на жирный украинский борщ, который привозили для актеров. Увы, позволить себе его он не мог.

*Папа Карло (Николай Гринько), излучающий доброту, полюбился не одному поколению детей. Кадр из фильма «Приключения Буратино»

— Помните, когда последний раз виделись с Николаем Григорьевичем?

— К сожалению, на съемках мы встретились лишь один раз. Когда я уже жил в Москве, а Гринько часто снимался на «Мосфильме», пересекались в коридорах студии. Его популярность росла как на дрожжах. Особенно после того, как снялся в детских картинах «Приключения Электроника» и «Приключения Буратино». На роль Папы Карло Николая Гринько утвердили с большими трудностями. Считалось, что этот герой должен быть толстеньким и невысокого роста. Режиссер картины Леонид Нечаев взял Гринько на свой страх и риск. Но потом никто уже не мог себе представить другого Папу Карло. Однажды встретившись с Гринько на киностудии «Мосфильм», я признался ему, что очень люблю смотреть «Приключения Буратино». Николай Григорьевич улыбнулся мне своей загадочной улыбкой и сказал: «Детские картины любят только светлые люди». Мне кажется, и сам Гринько был именно таким.

Лариса Кадочникова: «Айше и Коля прожили вместе 30 лет и ни разу не поссорились»

— Первый раз я увидела Николая Гринько, когда он снимался у Сергея Параджанова в картине «Тени забытых предков», — вспоминает известная актриса Лариса Кадочникова. — Роль у него была небольшая и на съемочной площадке мы практически не сталкивались. А вот немного позже оказалось, что мы с Николаем Григорьевичем вместе приглашены на один из кинофестивалей. Более того, организаторы купили нам билеты в одно купе. Мы ехали вчетвером: я с мамой (актрисой Ниной Алисовой) и Гринько со своей супругой Айше. Мы проговорили всю ночь и буквально влюбились друг в друга. Остались дружны на всю жизнь. Я часто приходила к Коле домой, он с супругой бывал у меня в гостях. Правда, встречи наши были не очень частыми, потому что Николай Григорьевич все время был занят в кино. Он снялся практически во всех фильмах Андрея Тарковского. Я же всегда с восторгом и немного с завистью смотрела на то, как активно он работал. Признаюсь, сниматься у Тарковского было предметом мечтаний любого советского актера. Айше сопровождала Колю во всех его командировках. Рассказывала, как непросто давалась ему работа у Андрея. Бывало, Николай Григорьевич спорил с мастером и иногда даже влиял на решение Тарковского.

— Рассказывают, что одна из любимых ролей Николай Григорьевича была сыграна в картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». Многие находили внешнее сходство между Николаем Григорьевичем и Антоном Чеховым.

— Помню, как все восхищались, насколько точно Гринько передал характер великого русского писателя. Действительно, внешне они были удивительно похожи. Француженка Марина Влади играла Лику Мизинову. Боже, я до сих пор помню, как она была хороша в этой роли. Кстати, Айше рассказывала, что уже много позже Марина Влади и Николай Гринько продолжали поддерживать дружеские отношения и переписывались друг с другом.

После съемок в картине, говорят, Гринько так вошел в образ Антона Чехова, что даже всерьез задумывался о переезде в Ялту. Надо признать, я не могу вспомнить ни одной проходной роли у Гринько. Несмотря на то, что далеко не все его герои были главными персонажами. Он был из тех актеров, которым повезло, — его выбирали очень хорошие режиссеры.

Как-то Айше мне призналась, что Николай Григорьевич мечтает сыграть короля Лира. Сказала, что Гринько всю жизнь шел именно к этой роли. Когда он узнал, что в Грузии начинаются пробы фильма «Король Лир» Григория Козинцева, сразу туда засобирался. В результате оказалось, что актер на главную роль уже выбран, а кастинги проходили лишь для вида. Но Колю таки вызвали. Айше рассказывала, что она поехала в Тбилиси вместе с мужем. Несколько часов ему накладывали грим, образ был потрясающий. Зная, что пробоваться будет сам Николай Гринько, смотреть на это примчалась вся студия. Это был как театр одного актера. Павильон был забит. Рассказывают, что Гринько был гениален. Айше после возвращения сказала: «Колю в кино не взяли, но роль, о которой мечтал всю жизнь, он таки сыграл».

— Николай Гринько и Айше Чулак-оглы считались одной из самых счастливых пар в советском кино.

— Коля умер 25 лет тому назад, и мне кажется, вместе с ним ушла и частичка Айше. После его смерти Айше стала болеть. Поставила памятник на могиле, куда первые годы ходила каждый день. Айше просто не могла без него жить, день и ночь думала только о нем. Они встретили друг друга, когда Коле было уже 37 лет, а Айше исполнилось 25. Знаете, это была судьба. Сопротивляться чувству оба не стали, расставшись со своими прежними возлюбленными. Они прожили вместе 30 лет и ни разу не поссорились! Это была удивительно красивая пара. Айше очень хорошенькая — пикантная, остроумная. Гринько считался настоящей звездой кино.

— Почему они так и не переехали в Москву, где в основном снимался Николай Григорьевич?

— Я сама часто задавала им этот вопрос. Они и сами не могли точно на него ответить. Последние годы жизни Николая Григорьевича они получили наконец от государства хорошую квартиру в центре города. Оба обожали Киев, без проблем ездили по Советскому Союзу, и им было комфортно. Коля хорошо зарабатывал, жили в полном достатке. У Гринько обнаружилась тяжелая болезнь — лейкемия, но он ушел из жизни, можно сказать, легко, во сне. А Айше… Все годы без него она шла ему навстречу. И теперь они снова вместе.