Шоу-бізнес

Александр Стефанович: «В соперничестве Пугачевой и Ротару Алла всегда была в положении догоняющей»

7:30 — 15 квітня 2014 eye 32449

Сегодня легендарная певица отмечает 65-летний юбилей, к которому ее бывший муж и продюсер снял фильм «Кураж»

15 апреля день рождения отмечает самая яркая российская певица Алла Пугачева. Юбилей народная артистка России будет праздновать в узком семейном кругу. Сейчас все свое время она посвящает воспитанию сына Гарри и дочки Лизы, рожденных суррогатной матерью в сентябре 2013 года. Кроме того, Алла Борисовна открыла «Школу хороших манер для детей», в которой будет лично преподавать этику и музыкальные предметы, прививая с раннего детства настоящий вкус юным дарованиям. Большую сцену Примадонна покинула еще в 2009 году, устроив грандиозный прощальный тур. Алла Борисовна пыталась организовать свой фестиваль в Ялте «Крым Мюзик фест», но он продержался всего два года. Видимо, бизнес не для нее. Ее проекты прогорали — будь то выпуск духов, журнала, обуви, постановка мюзикла «Чикаго».

Зато песни Пугачевой, выдержав испытание временем, любимы поклонниками и сейчас. Исполненная Аллой сразу же после окончания школы песня «Робот» прозвучала в эфире Всесоюзного радио. Певица гастролировала вместе с агитационной бригадой радиостанции «Юность» по Заполярью. Славу и признание ей принесла песня «Арлекино», за которую она получила Гран-при престижного фестиваля «Золотой Орфей». В репертуаре Пугачевой более 500 песен, а общий тираж дисков составляет примерно 250 миллионов экземпляров.

Не менее бурная и личная жизнь певицы. Обсуждают не только ее песни, внешность, наряды, но и непростой характер, скандалы и любовников. В 20 лет Пугачева вышла замуж за литовского артиста циркового жанра Николаса Орбакаса, от которого родила дочь Кристину. Спустя четыре года стала женой продюсера Александра Стефановича. Но через четыре года и этот брак распался. Очередным избранником звезды стал музыкальный продюсер Евгений Болдин. Потом были романы с рокером Владимиром Кузьминым, певцом Александром Челобановым. Сенсацией стало венчание в мае 1993 года 45-летней Пугачевой с 27-летним певцом Филиппом Киркоровым. Этот брак оказался самым продолжительным (11 лет). Правда, союз называют удачным бизнес-проектом Аллы Борисовны, дивиденды от которого она якобы получает и сейчас. Как призналась сама певица, с 2001 года у нее сложились нежные отношения с юмористом Максимом Галкиным (у них разница в возрасте — 27 лет). Они стали супругами. 38-летний Максим снимается в кино, гастролирует, а его жена сидит с детьми. Алла Борисовна почти не появляется на светских мероприятиях и не дает интервью.

Пугачева не боится выражать свою политическую позицию. Она поддерживала «оранжевую революцию» в Киеве, голосовала на президентских выборах за российского бизнесмена Михаила Прохорова, а сейчас написала письмо Владимиру Путину с просьбой прекратить травлю лидера «Машины времени» Андрея Макаревича. Музыканта некоторые коллеги заклеймили за то, что он осудил оккупацию Крыма Россией. Пугачева считает, что осуждать его за это, а тем более лишать заслуженных наград, пресса и политические деятели не имеют права. Пугачева сравнила гонимого музыканта с писателем Борисом Пастернаком, который подвергался преследованиям из-за того, что согласился принять Нобелевскую премию. Пока реакции российского президента на письмо Примадонны не последовало.

Отрезок яркой биографии легендарной певицы стал основой художественного музыкального фильма «Кураж», снятого бывшим мужем Пугачевой Александром Стефановичем. Картину сегодня покажут по российскому и украинскому телевидению. Ее создатели утверждают, что это самая дорогая телевизионная работа. В ней задействованы 230 актеров, множество экстремальных съемок (с вертолетами, кораблями, машинами), снятых в разных странах мира.

— Сейчас все вокруг только и говорят, что фильм был задуман специально к юбилею Аллы Пугачевой, но это не так, — рассказал «ФАКТАМ» по телефону режиссер, сценарист, писатель и продюсер Александр Стефанович. — Мы планировали выпустить легкую музыкальную картину как подарок женщинам к 8 Марта. Но кинопроизводство — штука непредсказуемая, процесс затянулся. И вот выход фильма совпал с юбилеем Аллы Борисовны.

— Отличный подарок!

— Я не общаюсь с ней вот уже 35 лет, и поздравлять ее сейчас было бы лицемерием с моей стороны. Не знаю, как она отреагирует на фильм, и спрашивать не собираюсь. Она же не советуется со мной, какие песни ей петь. На самом деле фильм ведь не о Пугачевой.


*Алла Пугачева и Александр Стефанович прожили в браке четыре года

— А о ком же? Актриса ведь очень похожа внешне на Аллу Борисовну.

— Мы очень долго искали актрису на главную роль. Пробовались сотни известных красавиц в возрасте от 25 до 35 лет. Роль досталась молодой театральной актрисе, имя ее пока называть не буду. Специально держим интригу. Журналистов на площадку не пускали, следили, чтобы не было утечки информации.

— В интернете все равно появилось фото юной Пугачевой, выныривающей в прозрачном халатике из бассейна.

— Получилась такая эротическая сцена. Кстати, основана она на реальных событиях. Мы приехали с Аллой в «Олимпию» (ресторан возле стадиона «Лужники» в Москве) на выступление группы «Машина времени», чтобы обсудить возможные совместные проекты. Сидели в ресторане несколько часов, а жара была жуткая, прямо до потери сознания. И тут подходит к нашему столику мужчина и спрашивает: «Не хотите освежиться?» Это оказался директор «Лужников». Он пригласил нас с Аллой искупаться в бассейне. Мы с удовольствием, только с собой не было ни плавок, ни купальника.

Мне то что, я могу и в семейных трусах. А как Алла? Неподалеку тетка мороженое продавала, за десятку я взял у нее халат. И мы радостно нырнули в воду. Потом подошли ребята из «Машины времени»: Макаревич, Кутиков, Ефремов. Им, оказывается, передали, где мы. Вылезаем из бассейна: «Спасибо за концерт, ребята. Извините, до конца не дослушали. Такая жара». «Знакомьтесь, — продолжаю я, — это Андрей, а это — Алла». Макаревич, подавая Пугачевой руку, почему-то отводит взгляд. И другие музыканты тоже. Я поворачиваюсь к Алле и вижу, что мокрый халат прилип к ее телу, и она стоит практически голая. Пугачева, наконец, заметила свой прикид, расхохоталась. Так состоялось знакомство.

Именно этот эпизод просочился в прессу. Девочка в фильме сыграла так, что циничный и видевший все на свете мосфильмовский контингент неоднократно устраивал ей овации, чего практически не бывает. На кастинге пробовались все наши самые главные звезды. Можете назвать любую известную девушку от 25 до 30 лет — и попадете в точку. Но как только мы увидели эту театральную актрису, сразу поняли: фильм у нас в кармане. Это картина об эпохе 70—80-х годов, о развитии советской эстрады. Веселый, легкий, отвязный хулиганский фильм с прообразами великих людей. Есть и реальные персонажи, к примеру, режиссер Карен Шахназаров, поэт-песенник Леонид Дербенев, его жена. Снимали, кстати, прямо в их квартире. Как по мне, картина получилась нейтральной, с положительными образами, она вне политики. Надеюсь, что ее сможет увидеть и уважаемый мною украинский зритель. Очень переживаю за вашу страну. У меня ведь тоже украинские корни, мама — наполовину украинка, наполовину полька.

Сначала я написал роман «Кураж». В нем все герои под своими именами, факты документальные, правдивые. Потом переделал роман в сценарий, ввел вымышленные персонажи, сделал комедийную историю, образы — обобщенными и снялся в главной роли — сыграл самого себя. Мой герой и есть центральной фигурой в фильме, вокруг которой развиваются события: многочисленные романы, разборки с КГБ и прочие прелести жизни той эпохи. Один из персонажей — жена главного героя, певица Галла. Это собирательный образ Пугачевой, но не ее копия. Я показал историю любви известного режиссера и молодой певицы. Вместе они идут к славе, он придумывает всякие трюки, способы завоевать публику, а она с легкостью это осуществляет. Они стараются обмануть советскую систему, цензуру и прочие ограничения. Показаны и отношения Галлы с другими артистами.

— Ее главной конкурентке Софии Ротару какая роль отведена?

— Это творческое противостояние двух талантливых, но очень разных артисток. София Ротару — уникальный человек, образец порядочности, красоты и внутреннего света. Безумно люблю и уважаю эту певицу, снял ее в фильме «Душа». Помогал найти ее образ. Помню, с художниками составили целый список нарисованных специально для нее нарядов и аксессуаров, которые она покупала во время заграничных гастролей. Все эти образы Ротару продемонстрировала в фильме.

Я был свидетелем развития отношений Аллы Борисовны и Софии Михайловны. Вражды, каких-то ссор между ними никогда не было. Это творческое соперничество уважающих друг друга певиц за право возглавить музыкальный Олимп. Причем Алла всегда была в положении догоняющей. Соня раньше получила звания и заслуженной, и народной, какие-то награды. Они соперничали, как знаменитые поэты Роберт Рождественский и Евгений Евтушенко.

— Как вы познакомились с Аллой Борисовной?

— Нас познакомил Леня Дербенев (поэт-песенник. — Авт.). Сказал: «Саша, нужно помочь одной талантливой девочке, только учти, она без тормозов». Тогда я даже не знал, как ее зовут. Стройная, худенькая девочка, весь вечер играла на фортепиано и пела. Она сразу же произвела на меня впечатление. Я пригласил ее в ресторан. Там Алла откинула номер: разрезала палец, выдавила кровь и на первой странице моей записной книжки написала: «Определите на досуге мою группу. Потому как петь — мое кровное дело». Я воспринял это как команду к действию, пригласил ее к себе домой. На столе у меня стояла пишущая машинка. Когда Пугачева вышла из комнаты, я настучал на листочке: «Алла, ты мне безумно нравишься! Ты самая прекрасная певица на свете, а кроме того, самая очаровательная женщина. Очень рад, что у тебя нашлось немного времени для меня, этого я никогда не забуду. Я сегодня почти счастлив, если оно (счастье), конечно, есть. По этому поводу Дербенев уже написал бы десять песен, а я одним пальцем на машинке стучу, что придет в голову». Вот, собственно, с этого и начался наш творческий союз и роман.

— Как создавался образ той Пугачевой, который увидели зрители?

— Специально никто ничего Алле не навязывал. Она и так была очень яркой, не похожей на других, с харизмой, как сейчас говорят. Основные направления развития ее как певицы уместились в пяти строчках. Листочек с этими фразами я прицепил у нас на кухне над столом. Уже тогда придумал «Театр Аллы Пугачевой». Певица должна на сцене быть и актрисой, а не стоять, как столб, у микрофона. Каждая песня — это театральная постановка, со сценическим пространством, реквизитом, костюмами. Песни Аллы трогали за душу, они были как исповеди, пережитые драмы. Я запретил ей петь гражданские песни. Одним из самых сложных пунктов было «управление слухами». Правда, сейчас уже трудно разобраться, что было на самом деле, а что ловко придумала Алла. В этом деле она спец.

Выступления Пугачевой всегда продумывались до мелочей, до пуговиц на платье. Как-то по дороге на концерт в Харькове из машины украли ее платье. После этого случая мы обратились к Славе Зайцеву, и он придумал плащик-трансформер. Алла могла перевоплощаться в разные образы: от монашки до дивы. Она стала самой популярной певицей Советского Союза. На сцене была звездой, а жили мы за Кольцевой дорогой, в квартире площадью 16 квадратных метров.

— А говорят, что артисты в то время деньги носили в спортивных сумках и не знали, куда девать валюту.

— Это было чуть позже, когда Алла собирала стадионы по всей стране. Но мешок денег за это не получала, всего лишь свою ставку — 8 рублей. Билет на ее концерт стоил тогда от 3 до 10 рублей. Директора артистов зарабатывали на левых концертах, но при этом не вылезали из тюрем. ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. — Авт.) работал, как надо. Нас с Аллой за подобные вещи тоже таскали. После концертов в Симферополе полгода вызывали в прокуратуру на допросы. Мы ничего противозаконного не сделали, но нервы нам потрепали.

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»