Бывший крымчанин основал интернет-сервис общественного контроля за состоянием дорог
Плохие дороги — одна из самых наболевших тем не только для автомобилистов страны. Случается, что из-за побитого дорожного покрытия или огромной ямы целое село может оказаться чуть ли не в ловушке, и ситуация не меняется годами. Основатель проекта «УкрЯма» Павел Белоусов вместе с сотней волонтеров разработал инструмент контроля за состоянием дорог и вложил его в руки народа. Уже два года «УкрЯма» помогает украинцам добиваться решения дорожных проблем. Сейчас проекту требуется помощь всех неравнодушных. На украинском ресурсе «Спільнокошт» он собирает средства на усовершенствование сервиса и разработку мобильного приложения.
— Мы разработали «УкрЯму» для общественного контроля за состоянием дорог, — рассказывает основатель проекта Павел Белоусов. — Сервис позволяет буквально за несколько секунд сообщить о плохой дороге, нарушении при ее ремонте или не рассмотренной вовремя жалобе.
Система работает очень просто. Предположим, человеку надоела яма на въезде во двор его дома. Он ее фотографирует и размещает снимок и информацию (адрес) на сайте. Сайт в автоматическом режиме генерирует жалобу. Остается только распечатать ее и отправить по адресу, который укажет программа. Все, что нужно, — это нажать пару кнопок, потратить 2 гривни на конверт и сходить на почту. Такой инструмент увеличивает шансы без особых усилий и знаний юридических тонкостей довести до логического конца дело по любому участку дороги.
Сейчас мы работаем над новым решением: договариваемся с «Укравтодором» о том, чтобы все жалобы можно было отправлять с сайта, напрямую к ним.
— Как раз на «Укравтодор» многие и привыкли сетовать. Какая гарантия того, что жалобы не будут просто откладываться в сторонку, а ямы — оставаться на своих местах?
— Если по истечении месяца дорогу не отремонтируют, можно в таком же автоматическом режиме отправить жалобу уже в прокуратуру. Пользователям не придется прилагать усилия, чтобы письмо продвигалось выше. Впрочем, мы надеемся, что подобными рычагами влияния пользоваться не доведется. Ожидаем от «Укравтодора» эффективного и оперативного реагирования. Очень хотим с ним сотрудничать.
Кстати, сначала мы думали, что жалобы нужно направлять в ГАИ. На самом же деле оказалось, что процедура такая: гаишники выезжают на место, смотрят, не нарушен ли ГОСТ. После чего составляют акт и направляют его в «Укравтодор», горсовет или другую структуру, которая держит на своем балансе тот или иной участок дороги.
— Это как-то влияет на оперативность решения вопроса?
— Конечно. В предписании, которое они отправляют в нужную организацию, сказано, что нарушен ГОСТ и, если это не будет исправлено в ближайшее время, последует штраф. Одно дело, когда в горсовет приходит письмо от обычного жителя, и совсем другое, если это письмо от ГАИ с подписью начальника.
Нам часто приходят письма с отзывами и историями. Так вот, один парень рассказал, что после направления жалобы ему позвонили гаишники, позвали на встречу, выслушали. Буквально через несколько дней пригласили его принять работу — приехать к месту, где была яма, и посмотреть, насколько качественно она заделана и все ли его устраивает.
Данный случай далеко не единственный. Мой товарищ, очень принципиальный человек, не уставал жаловаться на плохие дороги в ГАИ. И, вы не поверите, работники инспекции начали присылать ему фотоотчеты, хотя это не входит в их обязанности.
Павел показывает на сайте снимки. Разбитую дорогу в Виннице отремонтировали в течение десяти дней после поступления жалобы. В Киеве, в Деснянском районе, яму залатали через пять дней, а один из столичных дворов «причесали» за двое суток. Немного дольше шли работы в селе Гнедин Бориспольского района. Там участок дороги, который был сплошь в дырах, полностью переложили на протяжении двух недель.
*Благодаря общественному контролю разбитые дороги ремонтируют в течение одной-двух недель после поступления жалобы
— Похоже, все не так безнадежно, как мы привыкли думать.
— Мне кажется, в нашей стране такая политика: нет жалобы — нет проблемы. Люди высказывают недовольство соседям, друзьям, родственникам… В общем, кому угодно, только не тому, кому действительно необходимо пожаловаться. Многим это кажется бессмысленным. Они привыкли отмахиваться от проблемы под предлогом: «Такая уж у нас страна». Мол, все равно ничего не сделают. Это неправильно. Нынешнее состояние дорог — результат равнодушия граждан, а также бесконтрольности в данной сфере. А ведь дороги содержатся за наши деньги! За два года существования «УкрЯма» неоднократно доказывала: удовлетворение жалобы — никакое не чудо.
— Как получилось, что вы занялись этой проблемой?
— Еще в детстве переехал с родителями из Белоруссии в Крым. Прожил там 25 лет. Занимался различными интернет-проектами, и не только коммерческими. В 2010 году почувствовал необходимость стать полезным. Захотелось заняться каким-то общественным проектом. В курортной Алуште собрать команду было очень сложно. У всех свои дела — сдача квартир, мелкий бизнес. На просторах сети начал искать идею, которая не требовала бы значительных затрат. «УкрЯма» не была придумана мной. В интернете я нашел ребят, которые развивали что-то подобное в России и согласились поделиться своими наработками. В общем, принялся я за проект. Сначала сам, потом ко мне присоединился товарищ. Он стал системным администратором, а я изучал и структурировал законодательство. Даже не будучи юристом, легко разобрался в этой сфере. Постепенно нас становилось все больше. В общей сложности над проектом трудились около сотни волонтеров. Каждый находил себе работу по душе — от бесплатной юридической консультации до печати и отправки жалоб по почте. Разработка логотипа, написание текстов для сайта, контроль над удовлетворением жалоб — все это делали неравнодушные волонтеры. «УкрЯма» — полностью народный проект. Кстати, последние четыре месяца я живу во Львове. Здесь люди гораздо активнее, с удовольствием занимаются полезной общественной деятельностью. Тут можно планировать рост, в Крыму — нет. К тому же Львов очень красивый город, и здесь просто сказочный капучино.
— Актуально будет спросить: бандеровцы не ущемляют?
— Замордовали просто, — смеется Павел. — На самом деле ни разу не сталкивался с негативом. Все очень приветливые. Свободно говорю на русском, и никто на меня косо не смотрит.
— Сейчас вы собираете средства на украинской платформе «Спільнокошт». На что планируете потратить заявленную сумму в 100 тысяч гривен?
— Из-за событий в стране проблемы с дорогами, как и многое другое, отошли на второй план и сбор средств пошел вяло. Мы получим финансирование только в случае, если удастся собрать заявленную сумму. Хотелось бы сделать сервис еще более удобным. Планируем разработать мобильное приложение, усовершенствовать юридические инструменты давления на власть.