На крупнейшем в Украине интернет-аукционе Aukro.ua, которым руководит 31-летний предприниматель, за год было заключено сделок на миллиард гривен
Покупкой товара в интернет-магазине сегодня уже никого не удивишь. Таких магазинов становится все больше. А как быть, если вы желаете что-то продать, например, старый мобильный телефон? И что делать, если определить цену этого аппарата сложно? Здесь вам тоже поможет всемирная сеть, а точнее, аукцион. Как это обычно происходит, рассказал 31-летний руководитель крупнейшего в Украине интернет-аукциона Aukro.ua Сергей Марищук.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Сергей Марищук.
Сергей Марищук родился в Днепропетровске в 1983 году. С отличием окончил факультет прикладной экономики Днепропетровского национального университета по специальности «экономическая кибернетика». Поступил в аспирантуру. В электронной коммерции с 2004 года. Руководил интернет-проектами в России и Казахстане. С 2007 года возглавляет торговую площадку Aukro.ua. Женат. Воспитывает сына и дочь. Живет и работает в Днепропетровске.
Aukro.ua — крупнейший всеукраинский интернет-аукцион, входит в международный холдинг Allegro Group, который предоставляет услуги в сфере электронной коммерции в Украине, Польше, Чехии, Румынии, России и других странах. В составе холдинга Allegro Group Ukraine крупные специализированные проекты: Aukro.ua, Emarket.ua, Slando.ua, Vcene.ua, Prom.ua, Ria.ua, ModnaKasta.ua, а также процессинговый центр для интернет-платежей PayU. Основной акционер Allegro — южноафриканский фонд Naspers. Ежемесячно на Aukro.ua продается до 900 тысяч товаров. В штате компании более 100 человек.
— Зачем пользователям интернета покупать вещи на аукционах?
— Исторически так сложилось, что интернет-аукционы очень привлекательная модель покупки любых товаров по умеренным ценам. Поначалу такие аукционы занимали довольно узкую нишу на рынке и использовались для торговли антиквариатом и предметами коллекционирования. В 1995 году стартовал интернет-аукцион Ebay.com, пользующийся ныне колоссальным успехом. Первыми активными клиентами стали антиквары и коллекционеры. Кстати, американцы нередко собирают необычные предметы. Например, комиксы, куклы Барби, карточки бейсболистов. А с помощью интернет-аукционов эти люди могли покупать и продавать довольно специфические товары, а также находить единомышленников.
Но годы шли, интернет стремительно развивался, и аукционы постепенно стали не только универсальной, но и самой популярной моделью торгов в мире. Человек, желающий покупать в интернете, рано или поздно попадает на аукцион. Кто-то остается редким покупателем, а кто-то становится активным продавцом.
— Возглавляемая тобой компания Aukro.ua входит в холдинг Allegro Group, которым руководит твоя жена Юлия Марищук. Насколько удобно супругам работать вместе?
— В разных ситуациях есть преимущества и недостатки. К последним я бы отнес тот факт, что все свободное время у нас посвящается разговорам о работе. Мы можем начинать беседу о погоде, но заканчиваем обязательно обсуждением рабочих вопросов.
— А вы часто пересекаетесь?
— Стараемся так распределить свое время, чтобы не встречаться слишком часто. Дело в том, что каждая длительная встреча приводит к долгим дискуссиям о развитии бизнеса.
— Насколько твоя специальность, экономическая кибернетика, помогла работе в интернет-коммерции?
— Дала возможность структурировать знания, полученные в университете. А в электронной коммерции — понимать процессы, происходящие на рынке, и видеть их под несколько другим углом.
— Какую дату ты считаешь днем рождения Aukro.ua?
— 16 февраля 2007 года, когда была официально запущена первая бета-версия сервиса.
— А может, этим днем является 5 февраля 2010-го, когда на базе твоей компании произошло объединение с другим лидером рынка — Аukcion.ua?
— Нет. Я полагаю, это объединение — эволюционный шаг проекта Aukro. Когда мы запускались, на рынке присутствовало несколько игроков, ключевыми из которых были Torg. alkar.net и Аukcion.ua, возглавляемый Ярославом Максимовичем. Постепенно мы начали завоевывать рыночную нишу интернет-аукционов. К моменту слияния с Аukcion.ua Aukro.ua был в два с половиной раза больше по объему торгов. Думаю, что слияние с нашей компанией стало наиболее приемлемым решением для Аukcion.ua. Но это слияние помогло и нам выйти в лидеры не только в рамках интернет-аукцонов, но и вообще в украинской электронной коммерции. Сегодня Aukro уже трудно назвать просто аукционом. Это универсальная многофункциональная торговая платформа, которой пользуется огромное количество продавцов и покупателей.
— Прежде чем начать работать в Украине, ты запускал аналогичные компании в России и Казахстане. Где было интереснее, если сравнивать три страны?
— Каждая интересна по-своему. Начиналось все в 2004 году, когда мы запускали российский проект под названием Au-au.ru, затем переименованный в Aukro.ru. Единственным конкурентом на российском рынке был аукцион «Молоток». К 2007 году мы смогли вывести Aukro.ru на второе место в России, после чего южноафриканский фонд Naspers, являющийся основным акционером группы Allegro, принял решение о слиянии двух проектов. Предпочтение в названии отдали «Молотку» как более известному.
— Что сегодня представляет собой компания Aukro.ua?
— Это уже не просто интернет-аукцион, а все больше торговая площадка. Если посмотреть на товары, которые выставляются на продажу, то 83 процента из них имеют фиксированную цену. Аукционные торги в основном ведутся по предметам коллекционирования и антиквариату. Aukro.ua насчитывает уже три миллиона зарегистрированных пользователей. Для Украины показатель довольно большой.
— Сколько покупок совершается на Aukro.ua ежемесячно?
— По-разному бывает. Перед Новым годом, в декабре, было более 900 тысяч покупок. По нашим расчетам, на средний объем продаж от миллиона покупок в месяц выйдем к осени следующего года. Но больше мы ориентируемся на показатель оборота наших продавцов, то есть общей суммы их продаж. По результатам 2013 года она составила около миллиарда гривен.
— Как быстро растет Aukro.ua?
— В позапрошлом году наш рост составил 128 процентов (по обороту продавцов). В 2013-м несколько замедлился, так как постепенно рыночный сегмент интернет-аукционов наполнился.
— Какие товары чаще всего покупают и продают на вашем сайте?
— На первом месте мобильные телефоны и смартфоны. Потом компьютеры, одежда, товары для спорта, и только после этого идут предметы коллекционирования и антиквариат.
— Расскажи нашим читателям, как проходит интернет-аукцион?
— У продавца есть товар. Он регистрируется и верифицируется на сайте Aukro.ua, нажимает кнопку «продать», составляет описание, заполняет поля с характеристиками товара, добавляет фотографии, указывает цену и начинает продажу. Если это аукцион, то продавец устанавливает стартовую стоимость, а покупатели могут ее повышать, пока не истечет время торгов. Кто дал больше, тот и выиграл. Время торгов — от трех до 21 дня. Цена выставляется на усмотрение продавца, но более опытные пользователи сначала проводят анализ подобных предложений на площадке, чтобы стоимость была реальная, не завышенная и не заниженная. В среднем на заполнение всех полей и другие действия, необходимые для начала торгов, уходит 5—7 минут.
Если какой-то товар заинтересовал покупателя, он может сделать ставку или нажать кнопку «купить сейчас». Перед этим имеет возможность задать продавцу любой вопрос. Хочу отметить, что у нас более 80 процентов продаж проводится по предоплате. То есть покупатель сначала переводит деньги на счет продавца, а затем тот отправляет товар. Если сделка прошла нормально, то покупатель и продавец оставляют положительные отзывы, которые повышают рейтинг доверия к участникам торгов. Таким образом, мы сводим продавца и покупателя, обеспечивая определенные гарантии безопасности сделки, а за это получаем свои комиссионные. Хочу отметить, что с каждым годом мы упрощаем процедуру купли-продажи, стараясь сократить количество обязательных шагов до минимума.
— В компании работают более 100 сотрудников. Какие подразделения ты считаешь основными?
— Они все важны. Например, в нашей службе безопасности работают 12 человек. Они не только реагируют на запросы пользователей, но и предотвращают негативные сделки. Безусловно, такие сделки бывают, но их менее 0,05 процента от общего числа. Служба использует специальные технологии и очень плотно сотрудничает с компетентными органами.
— А сколько в компании программистов?
— IT-отдел размещается в Польше, так как мы работаем на платформе Allegro. В нем больше 100 программистов, но они не входят непосредственно в штат Aukro.ua, а обслуживают платформу во всех странах, где она используется. Если же говорить об украинском филиале, то у нас четыре программиста, которые решают все локальные задачи.
Кстати, постоянное совершенствование технологической составляющей — одно из наших правил. Ведь если мы не будем развиваться во всех направлениях, то нас быстро обгонят конкуренты.
— Сергей, ты напрямую общаешься с руководством южноафриканского холдинга Naspers, являющегося вашим владельцем?
— Я разговариваю с ними через Allegro Group, потому что эта компания управляет непосредственно восточноевропейскими представительствами. Более того, структура компании построена таким образом, что я фактически не касаюсь вопросов, которые не связны с нашим бизнесом. Делами финансирования, налогообложения, отчетности и так далее занимается жена. Это удобный для меня алгоритм, так как позволяет полностью сфокусироваться на бизнесе.
— Кто является вашим конкурентом в Украине?
— До 2010 года это был Аukcion.ua, теперь он стал частью нашей компании. Поэтому сейчас конкурентом является весь рынок электронной коммерции, но в отдельных сегментах, нишах. Допустим, если это категория мобильных телефонов, то мы в какой-то степени конкурируем со всеми интернет-магазинами, торгующими данными устройствами.
— Прежде чем сервис объявлений Slando.ua вошел в Allegro Group, Aukro.ua была, безусловно, флагманской компанией холдинга. А теперь?
— Теперь она стала одной из флагманских компаний. Руководство холдинга смотрит на рынок не локально, а глобально, в мировом масштабе. Сейчас доски объявлений довольно активно развиваются, и в некоторых странах данная модель растет намного быстрее, чем аукционы.
— В рамках Allegro Group есть компания, которой руководишь ты, есть и самая популярная в Украине доска объявлений Slando.ua. Не получается ли, что вы конкурируете между собой?
— Мы стараемся максимально избегать пересечений в определенных категориях бизнеса. Но, конечно, некоторая конкуренция все же есть. В основном это товары, бывшие в употреблении, эксклюзивные вещи и так далее.
— Посоветуй читателям, когда им лучше обращаться на Aukro, а когда на Slando?
— Допустим, у меня есть старый мобильный телефон, а я хочу новый, но на него не хватает денег. В этом случае советую продать старый аппарат на Slando, а новый купить на Aukro.
— Сергей, чем украинский пользователь интернет-аукциона отличается от европейского?
— Своей недоверчивостью. Если европейский пользователь заходит на сайт, который ему знаком, нажимает на кнопку и сразу спокойно оплачивает товар, то многие украинцы, даже внеся деньги, переживают, волнуются до момента получения товара. Впрочем, постепенно доверие к электронной коммерции растет. А еще в Европе не звонят в компанию, чтобы сделать покупку в интернет-магазине. Они просто заказывают онлайн. У нас же большинство покупок по-прежнему осуществляется по телефону. Украинец позвонит на сайт, узнает подробности, несколько раз переспросит и только потом сделает заказ.
— Как ты думаешь, придет ли Ebay в Украину?
— Насколько я знаю, пока у них таких планов нет, но в среднесрочной перспективе это вполне возможно. Ebay обычно заходит на локальный рынок страны, когда ее уровень электронной коммерции достигает определенного уровня.
— Отразилось ли на Aukro.ua открытие филиала Ebay в России?
— Скорее нет, чем да. Более того, наш российский проект «Молоток» тоже этого не ощутил. Возможно, потому что он «заточен» под коллекционирование и антиквариат.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
Полную версию интервью с Сергеем Марищуком читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua