Події

Когда работник райкома партии потребовал, чтобы сотрудники окб ильюшина убрали с новогодних столов спиртное, генеральный конструктор ответил: «если пьянку нельзя предотвратить, ее нужно возглавить! « и предложил гостю присоединиться…

0:00 — 9 квітня 2009 eye 589

Десять фактов из жизни выдающегося создателя боевых и пассажирских самолетов Сергея Ильюшина, 115 лет со дня рождения которого исполнилось 30 марта

Генеральный конструктор самолетов, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР академик Сергей Ильюшин был одним из тех, кто в ХХ веке решительно двинул Россию, а с ней и Украину к техническому прогрессу. Его имя стоит в одном ряду с такими корифеями авиастроения, как Игорь Сикорский, Андрей Туполев, Александр Яковлев, Олег Антонов.

Самолеты не только сокращают расстояния. Страна, производящая их, считается развитой.

1. Сергей Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской области. Он был одиннадцатым, самым младшим, ребенком в крестьянской семье. Хорошо закончил начальную школу, рос крепышом. С 15 лет начал зарабатывать на хлеб чернорабочим, косарем.

В 1910 году, работая землекопом на ипподроме под Петербургом, который приспосабливали под аэродром для проведения первой в России авиационной недели, юноша впервые увидел самолет и загорелся авиацией.

Правда, вскоре Сергей стал свидетелем и одной из первых воздушных трагедий: во время вылета известного русского летчика капитана Льва Мациевича (кстати, уроженца Киевской губернии) его самолет начал разрушаться в воздухе, пилота выбросило из него, он упал с высоты около 400 метров и погиб. Парашютов еще не было.

2. Гибель летчика не поколебала мечту парня об авиации. Через четыре года, во время службы в армии, Ильюшин снова попал на этот аэродром, где стал помощником авиамоториста, а затем и мотористом.

Летчикам нравилась старательность и сообразительность молодого солдата. Они начали брать его с собой в полеты в качестве бортмеханика. И все чаще доверяли ручку управления.

Летом 1917 года Ильюшин получил удостоверение пилота. Но хорошим летчиком так и не стал. Как вспоминал его сын — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Ильюшин, — из-за отсутствия практики отец летал слабенько, во время совместных полетов на самолетах с двойным управлением ему не раз приходилось исправлять ошибки Сергея Владимировича в пилотировании.

В 1938 году во время полета из Москвы в Воронеж у трехместного самолета, за штурвалом которого летел Ильюшин-старший, забарахлил мотор, пришлось идти на вынужденную посадку, которую пилот выполнил неудачно. Самолет перевернулся, Ильюшин и двое его подчиненных получили травмы. Узнав об аварии, Сталин запретил главным конструкторам управлять самолетами.

У героя нашего рассказа на всю жизнь остался шрам над разбитой бровью. Последствия травмы головы вкупе с постоянным нервным напряжением сказались в старости — в конце 50-х у Ильюшина начались сильные головные боли, на склоне лет развилась болезнь Паркинсона.

3. Как Сергей Королев, Олег Антонов и многие другие будущие конструкторы ракет и самолетов, Сергей Ильюшин свой путь инженера начал с создания планеров. Летом 1924 года на слете планеристов в Коктебеле перед вылетом его первенца оказалось, что у летательного аппарата нарушена центровка. Для ее восстановления пришлось в носовой части планера прикрепить шест, к которому привязали тяжелую кувалду. С ней он и летал.

4. Первым самолетом, который Отечество получило от Ильюшина, можно считать трофейный английский самолет «Авро», во время гражданской войны доставленный будущим конструктором, в то время начальником авиаремонтного поезда, из лесов Карелии в Москву вместе с пятью красноармейцами.

«Аврушка», как называли машину авиаторы, очень пригодилась при создании первого советского учебного самолета У-1, на котором обучались курсанты аэроклубов до 1932 года, пока его не сменил знаменитый поликарповский «кукурузник» У-2, впоследствии названный По-2.

В предвоенные годы такой самолетик был и в ОКБ Ильюшина. До упомянутого сталинского запрета главный конструктор летал на нем на другие авиазаводы. А Восьмого марта, в женский праздник, приглашал всех сотрудниц КБ на аэродром и по очереди поднимал в небо. Дамы визжали от восторга.

Перед войной конструкторы и рабочие трудились допоздна, нередко без выходных. Поэтому и праздники отмечали на работе. Однажды перед Новым годом в ОКБ пришел работник райкома партии. Увидев накрытые столы, он потребовал у Ильюшина убрать спиртные напитки. Главный конструктор удивленно ответил: «Если пьянку невозможно предотвратить, ее следует возглавить!» Он присоединился к коллективу и пригласил к столу выпить за партию и за Сталина сконфуженного представителя райкома.

5. В конце июля 1941 года фашистская авиация начала бомбить Москву. Сталин потребовал нанести ответный удар по Берлину. Эту задачу успешно выполнили летчики Первого гвардейского минно-торпедного бомбардировочного авиаполка ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского на бомбардировщиках ДБ-3Ф, позже переименованных в Ил-4.

Фашисты, не ожидавшие от русских такой смелости, поспешили объявить внезапную бомбардировку делом рук англичан. Однако англичане опровергли этот факт.

Через год подвиг авиаторов-балтийцев на таком же ильюшинском самолете повторил Герой Советского Союза 22-летний летчик Александр Молодчий — украинец с Донбасса, впоследствии дважды Герой, генерал-лейтенант авиации.

6. К мнению Ильюшина относительно путей развития авиации нередко прислушивался Иосиф Сталин. Но однажды, как рассказывает писатель Феликс Чуев, домой к конструктору явились два офицера НКВД и велели быстро собраться. Сергей Владимирович прощался с женой и детьми. А вскоре был немало удивлен, увидев, что машина вьезжает не во двор тюрьмы, а на дачу Сталина в Кунцево. Там Ильюшин прожил целую неделю, работая и общаясь с вождем. Его поразил скромный быт Сталина — железная кровать с солдатским одеялом без пододеяльника, никаких картин и украшений, только огромное количество книг. Питались вместе — щи, гречневая каша…

7. Самым массовым самолетом Великой Отечественной войны стал ильюшинский «летающий танк» — бронированный штурмовик Ил-2. Он атаковал наземные войска противника внезапно, с малой высоты, поражая мощным пулеметно-пушечным огнем, бомбами и реактивными снарядами пехоту и танки врага. При виде его фашистские солдаты нередко сходили с ума. Они называли этот самолет «шварце тод» — черная смерть.

К сожалению, нередко гибли и наши летчики. Особенно в первые месяцы войны, когда, вопреки мнению Ильюшина, что в экипаже самолета должен быть еще и стрелок, защищающий машину от нападения сзади, руководство страны приказало выпускать одноместный вариант. Дескать, больше бомб будет брать. А стрелка-радиста надо еще и учить.

Чтобы хоть как-то отпугивать вражеские истребители, некоторые летчики вставляли в лючок за кабиной палку, торчащую, словно ствол пулемета. Увидев ее, немцы действовали более осторожно. Другие летчики сажали в пространство за кабиной механика или политработника с настоящим пулеметом.

В конце концов в 1942 году Сталин признал свою неправоту и приказал промышленности выпускать двухместный штурмовик.

Ил-2 получился неприхотливым, довольно живучим самолетом. В марте 1944 года во время боя летчик-штурмовик Милонов увидел, что немцы подбили наш истребитель, который совершил вынужденную посадку на вражеской территории, и сел рядом с ним, чтобы забрать летчика. Однако зенитный снаряд повредил шасси и оба экипажа оказались в беде. К ним бежали фашисты.

В небе кружили на «ильюшиных» летчики Демехин и Клюев. Демехин пошел на посадку и застрял колесами в размокшем черноземе. Клюев барражировал и огнем отгонял немцев. Милонов, его стрелок Хирный и летчик-истребитель Стопа вытолкали машину Демехина на твердый грунт. Двое забрались в кабину стрелка, а двое уселись на откосы стоек шасси. Так Ил-2, рассчитанный на двух человек, прилетел на наш аэродром с пятью летчиками. Очевидцы были в шоке.

8. После войны Ильюшин развелся с первой женой. У них было двое уже взрослых детей. Уходя, Сергей Владимирович оставил жене квартиру площадью 206 квадратных метров и практически все нажитое за долгие годы имущество. Половину квартиры посоветовал супруге вернуть государству. Она так и сделала.

С собой главный конструктор забрал, кроме личных вещей, лишь письменный стол и собрание Джека Лондона. Поскольку бывшая жена не получала пенсию, Ильюшин каждый месяц высылал ей деньги.

Дети болезненно пережили развод родителей. Сын двадцать лет не разговаривал с отцом. Ильюшин хотел, чтобы Володя стал конструктором. Сын же стал известным летчиком. Его научил летать шеф-пилот ильюшинской фирмы Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Коккинаки.

Сын жаловался, что известность отца поначалу ему очень мешала. Хотел, например, устроиться испытателем в КБ Артема Микояна. Тот отказал: «А что я скажу Сергею Владимировичу, если ты убьешься?» — вспоминал Владимир Ильюшин.

Первой женой Ильюшина-младшего была дочь Вячеслава Молотова Светлана. А Ильюшин-старший после развода женился на своей сотруднице Анастасии Советовой. Об их романе знали все. Министр авиационной промышленности Шахурин, недолюбливавший Ильюшина, даже предлагал перевести ее куда-нибудь подальше. На что Ильюшин ответил: «Эту женщину я никому не позволю трогать!.. »

У них родились двое мальчиков, которые потом работали в ильюшинском КБ на скромных должностях. Сергей Владимирович и Анастасия Васильевна очень любили друг друга.

9. Когда после успешных испытаний первый в мире лайнер Ил-18 пошел в серию и специалистам КБ Ильюшина было поручено подготовить правительственный самолет, однажды приехал летчик Хрущева и потребовал сменить отделку салона: «Уберите красное дерево. Никита Сергеевич любит карельскую березу». Сменили, но в сроки не уложились. Летчик Хрущева возмутился. «Мы премьера уважаем, но дерьмо делать не будем. Сделаем как следует», — спокойно ответил Ильюшин.

Под конец жизни генеральный конструктор дважды просился на пенсию. Брежнев не отпускал: «Я помню, Сергей Владимирович, как ваши штурмовики хорошо работали на Малой земле… »

В конце концов просьбу удовлетворили. И вот однажды на проходную КБ к турникетам подошел невысокий старичок. Вахтерша потребовала пропуск. «Я — Ильюшин», — молвил старик. «Ну и что?» — гаркнула охранница.

10. Умер Сергей Ильюшин 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни. Когда хоронили, у него, генерал-полковника авиации, не оказалось парадной генеральской фуражки. Тогда сын Владимир положил на гроб свою. Вот так они и помирились.