«почти час я показывал академику амосову технику быстрой ходьбы. После этого он отказался от утренних пробежек»

0:00 — 10 квітня 2009 eye 4545

Заслуженный тренер Украины Александр Шимко разработал систему оздоровления с помощью спортивной ходьбы и не только себя поставил на ноги, но помогает сотням людей, создав группы здоровья для взрослых и детей

«В 27 лет, пережив клиническую смерть, я понял, как нелепо уйти из жизни, не успев совершить что-то полезное для людей»

С Александром Шимко мы общались в парке во время занятий группы здоровья, которую ведет тренер. Большинству спортсменов-любителей далеко за 60, работают они по индивидуальному графику — соответственно своим силам и возможностям. Многие рассказывают, как впервые пришли сюда больными, с трудом могли ходить и считали себя никому не нужными инвалидами. А теперь их просто не узнать — бодрые, жизнерадостные.

- Оздоровительную ходьбу я практикую тридцать лет, — говорит Александр Моисеевич.  — Три года назад на одном из радиоэфиров в шутку сказал: «Люблю женщин, особенно СТБ — «старых-толстых-больных». Такие дамы и потянулись ко мне в группу здоровья. Сейчас они «стройные-тонкие-бодрые». А группа растет и растет! На сегодняшний день только в Киеве, если все придут одновременно, наберется больше двухсот человек.

Александр Шимко человек достаточно известный в мире спорта. В 1970-е годы он показывал лучшие в Украине результаты по ходьбе на десять километров. Трудно себе представить, что этот человек пережил клиническую смерть. В 27 лет на одной из тренировок Александр ушиб мизинец на ноге. Казалось бы, незначительная травма, но ранка не заживала. Вскоре появилось рожистое воспаление, затем — заражение крови, реанимация…

- Врачи сказали моей жене, что случай безнадежный и нужно готовиться к худшему, — вспоминает Александр Шимко.  — А в киевском «Динамо», где я работал тренером по легкой атлетике, уже приготовили венки с надписью «Вечный покой тебе, молодой коллега».

Обычно капля крови свертывается за пять- семь минут. У Александра после прокалывания пальца для анализа крови она превращалась в твердую корку за семь секунд. Еще две десятых секунды — и смерть! Больше месяца специальные препараты поддерживали все органы и системы спортсмена. Одна капельница сменяла другую, и так — круглосуточно, неделями.

- Я осознавал, что умираю, — продолжает Александр Моисеевич.  — Было очень тяжело дышать. Как-то случайно услышал разговор медсестер, что моя песенка спета. Именно в те дни понял, как больно и обидно уйти из жизни, не успев сделать что-то полезное для людей. В самые тяжелые минуты думал о полуторагодовалом сынишке: безотцовщина, он меня не запомнит, его будут обижать, а заступиться будет некому. От бессилия хотелось плакать. Днем я не спал из-за постоянных процедур, а ночами буквально вырывался из объятий смертельной сонливости. Мне казалось: если сдамся, усну — не увижу больше ни сына, ни жены, ни друзей, никого! Это были кошмарные дни. Спас меня директор Детской юношеской школы олимпийского резерва Степан Донченко, которого я считаю своим вторым отцом. Степан Симонович нашел и подключил кого надо — я лично слышал, как лечащий врач ежедневно докладывал в Министерство здравоохранения о моем состоянии.

В одну из ночей я ощутил спиной, что лежу в углу на стыке стены и потолка палаты, а внизу, на кровати, увидел свое тело в окружении каких-то людей в светлых халатах. Слышу разговор: «Ну как он?» — «Нет, он остается». Потом был мой бесшумный полет в тоннеле метро: «Крещатик», «Арсенальная». Вылетаю на «Днепр», где вижу рассвет и небо в необычайно нежно-розовых тонах. Я испытал такую легкость! Хотелось еще, но почему-то вдруг оказался в палате реанимации. Сейчас понимаю, что это был переломный момент в моем состоянии. Вскоре я пошел на поправку.

«Делая лишь один шаг, мы включаем в работу 346 мышц!»

После выписки Александр с еще большей энергией продолжил свою работу: создавал спортивные классы для школьников, проводил соревнования по ходьбе, сотрудничал с врачами, которые поддерживали его оздоровительные методики.

- Со знаменитым кардиохирургом Николаем Амосовым я жил по соседству, — говорит собеседник.  — Однажды попросил его почитать набранный на печатной машинке текст моей будущей книги «Ходьба к здоровью, мыслям и медалям». Он не сразу согласился, так как был очень занятым человеком. Но потом, при очередной встрече, вместо обещанных мне семи минут общались два часа. Почти час я учил академика секретам быстрой ходьбы в коридоре его квартиры. После этого Николай Михайлович ежедневную утреннюю пробежку заменил ходьбой.

Дело в том, что для спортивной ходьбы противопоказаний практически нет — можно и в 80 лет ходить с палочкой. Делая лишь один шаг, мы включаем в работу 346 мышц! Чем активнее взмахи руками, тем выше поднимается тело, таз и ноги начинают сами по себе выписывать нужные «кренделя». В целом же происходит самомассаж всех внутренних органов и позвоночника. При этом усиливается обмен веществ и сгорает жир. Ни один массажист не способен на такое! Основная причина наших недугов — в недостатке движения и приятного общения. Эти два пункта и лежат в основе моей системы оздоровления, поэтому на тренировках у нас очень интересно!

- Александр Моисеевич, знаю, что по вашим методикам тренируются не только пожилые люди, известные врачи, профессиональные спортсмены, но и дети…

- Совершенно верно. К примеру, с главным врачом Дарницкого центра здоровья Анатолием Туранским мы удачно провели эксперимент в школе-детсаде «Пролўсок». На одном из собраний рассказали, что хотим с ребятами позаниматься оздоровительной ходьбой. Родители нас поддержали. В группе из 120 детей только у троих не было никаких проблем со здоровьем, остальные имели дефекты: кифоз, лордоз, сколиоз, плоскостопие, х-образное искривление ног. Я учил школьников ходить на ходулях. Если, впервые став на ходули, человек может пройти несколько шагов, то он легко овладеет любым видом спорта. Ведь это известный тест на координацию движений.

Родители сами бессознательно формируют неправильную осанку и походку своих детей. С раннего детства малышу подкладывают под голову подушку. От этого шейно-грудной отдел позвоночника закругляется (тогда как достаточно валика, который повторял бы физиологический изгиб шеи). Ортопедические проблемы усугубляются в школе: неудобная мебель, тяжелые ранцы и рюкзаки. В ходе эксперимента дети выполняли специальные упражнения (в школе с учителями, а дома под присмотром родителей). Они простые, так что каждый ребенок сможет их выполнить. Например, нужно чаще сидеть «по-турецки». Второе упражнение: связать ноги на щиколотках мягким шарфом, а между коленями вставить валик из полотенца и постараться так подольше постоять. Чтобы был результат, нужна систематичность и настойчивость. За четыре месяца многие школьники психологически победили свои недостатки, а это уже очень много! А чтобы мои методики помогли и другим детям, сейчас создаю Всеукраинскую ассоциацию ходьбы. Хочу подключить к этому движению не только пожилых людей, но и школьников, студентов.