Історія сучасності

«Рада Щербицкая предпочитала в одежде строгий классический стиль. А Ираида Шелест любила отделки, вышивку»

7:30 — 4 червня 2014 eye 5160

Ровно 70 лет назад в Киеве был создан Дом моделей, клиентами которого стали многие знаменитости

Ценителями таланта мастеров киевского Дома моделей были Рада Щербицкая, Валентина Терешкова, Мария Орлик, Евгения Мирошниченко, Ираида Шелест, Нани Брегвадзе, Нина Бажан… И даже Пьер Карден не смог сдержать своего восхищения, увидев работы украинских коллег.

Открылся Дом моделей в Киеве семьдесят лет назад — в 1944 году. О малоизвестных страницах истории украинской моды «ФАКТАМ» рассказала бывший директор киевского Дома моделей Светлана Титова.

— Неужели, Светлана Сергеевна, в годы войны было до моды?

— Люди всегда хотят верить в лучшее, мечтают о хорошей жизни. Война ведь всех одела под одну гребенку — в гимнастерки и телогрейки. В созданный в Киеве Дом моделей были приглашены специалисты по моделированию и конструированию одежды. В сжатые сроки создали текстильную лабораторию. Время непростое было. Портные приходили на работу со своими швейными машинками и угольными утюгами, угли для которых покупали на Житнем рынке. Работали в помещении, состоящем всего из трех комнат, на улице Жилянской.

За дело взялись с таким энтузиазмом, что уже в начале 1950-х годов киевский Дом моделей стал участвовать в международных выставках. Потом уже Дом перебрался в большое помещение на улице Ленина (сейчас — Богдана Хмельницкого. — Авт.). Я пришла в Дом моделей в 1956 году в качестве главного инженера, а в 1977-м возглавила его.

— Правда, что при закладке фундамента нового здания Дома моделей на улице Шота Руставели вы бросили в котлован ожерелье, подаренное вам Сергеем Параджановым?

— Да, это так. Новый Дом моделей построили в 1982 году. Как мы, сотрудники, ждали этого события — переезда в семиэтажное здание площадью семь тысяч квадратных метров! Ежемесячно, на протяжении двух лет его строительства, каждый сотрудник — в том числе директор — должен был отработать на стройке около 50 часов. Я со всеми что-то грузила, подносила. И это не было в тягость — нас ждали такие перспективы! Именно поэтому ожерелье, подаренное Сергеем Параджановым, бросила в котлован на удачу. Все наши женщины ахнули!

— Не жалко было?

— Абсолютно! Это был душевный порыв.

— Как вы познакомились с Сергеем Параджановым?

— С ним дружила наша художница по украшениям Ядвига Каневская. Когда мы готовились с новой коллекцией к поездке в Болгарию, она пригласила режиссера, чтобы снял о нас фильм. Но он отказался — это был не его профиль.

Однако мы подружились. Параджанов пригласил нас с Ядвигой к себе домой в гости. Жил он на проспекте Победы. Обстановка в квартире была необычная — огромный стол, дубовые скамейки, на стенах множество картин, рисунков. Ядвига показала Параджанову свои украшения. И он подарил каждой из нас серебряное ожерелье, привезенное из Грузии.

— Представляю, как вы радовались, перебравшись в новое здание.

— Не то слово! Весь город приезжал смотреть на наши огромные витрины, которые ежесезонно обновлялись. Каждую неделю в зале Дома моделей, вмещающем триста человек, устраивались показы. Манекенщицы демонстрировали одежду от 44-го до 54-го размера. Зал всегда был полон. А на первом этаже находился магазин, где продавалась наша одежда. Мы предлагали готовые ансамбли. Например, пальто — с шарфами, платками, шляпами.

— Какие наряды предпочитали ваши знаменитые клиентки?

— Ткани были преимущественно натуральные — шелк, шифон, крепдешин, крепжоржет… Особой популярностью пользовался шелк, который производили на Киевском шелковом комбинате. Его отрезы мы дарили почетным гостям. У первой женщины-космонавта Валентины Терешковой был из этого шелка костюм. Посмотрев наш показ, она попросила пошить ей из черной ткани в белый горох. Наряд ей очень понравился, она фотографировалась на память с манекенщицами и художниками.

Евгения Мирошниченко заказала концертное платье — на него пошло около двадцати метров белого шифона. А украшено оно было дизайнерскими цветами ручной работы.

Нани Брегвадзе очень хотела купить эффектный шерстяной брючный костюм. Но он был подготовлен для выставки, поэтому продать ей не смогли. Пообещали сшить подобный, а она хотела именно этот.

Похожая история была и с женой австрийского канцлера, посетившей показ. Ей приглянулось серебристого цвета трикотажное платье. Однако вещи из новой коллекции не продавались. Но жена канцлера, клиентка многих мировых Домов моды, оказалась настойчивой. Достала валюту: мол, вот деньги — только продайте. Помню, меня прямо в жар бросило! В советское время ведь за валютные операции уголовная статья грозила. «Спрячьте, пожалуйста!» — прошу. Она отвечает: «Не уйду без покупки!» Пришлось звонить министру легкой промышленности, чтобы тот дал разрешение на приобретение этого платья. И вопрос был решен.

— Как одевалась первая леди Украины Рада Щербицкая?

— Рада Гавриловна предпочитала в одежде строгий классический стиль. Одевалась очень элегантно — ничего лишнего. Ираиде Шелест нравились отделки, вышивка. Мария Орлик любила наряды с украинскими мотивами. Она ведь представляла Украину в ООН. Многие из наших нарядов Мария Андреевна, как она мне рассказывала, до сих пор носит.

Над произведениями искусства, как известно, время не властно. А мы создавали настоящие шедевры. Помню, как на празднование 1500-летия Киева бархатное платье для Рады Щербицкой вышили золотой нитью. Очень красиво получилось! Бархат был синий с зеленоватым отливом. После смерти Владимира Васильевича Рада Гавриловна принесла этот наряд в Дом моделей и отдала для коллекции.


*Рада Щербицкая одевалась очень элегантно


*Ираида Шелест заказывала мастерицам нарядные платья (на фото с мужем Петром Шелестом и сыном)

— Семья Брежнева у вас обслуживалась?

— Никогда. Ни жена его, ни дочь Галина не бывали у нас. А вот Раиса Горбачева в гости приезжала. Ей очень понравились шелка киевского комбината. Она даже собиралась туда ехать. Мы же решили ей подарить отрез. А поскольку Раису Максимовну сопровождали Рада Щербицкая и заместитель председателя Киевского горисполкома Галина Менжерес, хотели преподнести по отрезу и им. Манекенщицы вынесли гостинцы на блюдах, но вручить не успели. Горбачева подошла к девушкам вплотную, сложила все отрезы в один поднос и отдала своему порученцу.

— Подумала, что все предназначалось ей?

— Видимо. Не могли же девчонки-манекенщицы с ней спорить.

— Слышала, вы дружны с Вячеславом Зайцевым.

— Очень талантливый человек, большой эстет. Не раз приезжал к нам в Киев, мы его хорошо принимали в Доме моделей. Помню, как после показа Слава читал свои стихи, выступал с воспоминаниями, а потом мы сидели за столом и долго общались.

И я не раз бывала у него в Москве. Жил Слава в ту пору в обычной двухкомнатной квартире. Угощал потрясающими бутербродами с красной рыбой и зеленью. Мы с коллегами достали украинскую колбасу и горилку. Слава очень открытый человек, компанейский. Талантлив во всем. Картины такие рисует, что глаз отвести невозможно. Особенно мне понравились написанные им натюрморты.

— Я была на его показах — они потрясают. Настоящие шоу!

— Да, Слава — профессионал. Одежда, которую он создает, элегантна и практична. Он и сам любит одеться. В его гардеробе — броши, шейные платки. По Славиным стопам и сын его пошел Егор, и внучка Маша — стали дизайнерами. В честь внучки Зайцев создал духи «Маруся», которые выпускаются во Франции.

— К слову, о Франции. В 1991 году вы ведь принимали Пьера Кардена. Чем был примечателен его визит?

— После экскурсии по нашему семиэтажному Дому моделей — по цехам с современным оборудованием, демонстрационному залу — Карден спросил меня: «Мадам, это все ваше?» Очень понравились кутюрье и наши коллекции, и прием. Когда мы его угощали артемовским розовым шампанским, попросил дать ему с собой две бутылки. И еще… парочку граненых стаканов.

Это забавная история. Шампанское мы пили из красивых бокалов. Но вдруг на подоконнике в моем кабинете Карден заметил граненый стакан и был потрясен его дизайном. Сказал, что хочет привезти несколько таких для своего ресторана в Париже.

— Совместные проекты в области моды задумывались?

— Пьер Карден предлагал нам сделать молодежную коллекцию, показать в Европе, а вырученные от показов средства передать пострадавшим от Чернобыльской трагедии. Но проект этот, к сожалению, так и не реализовался. В стране начался развал. В 1992 году наш Дом моделей перестал существовать. Здание продали, уникальное текстильное оборудование… выбросили. И ничего нельзя было с этим сделать. Больно даже вспоминать.

— Сейчас за модой следите?

— А как же! Смотрю показы постоянно. Это же моя профессия — профессия, которая подарила мне счастье.

— Светлана Сергеевна, признайтесь, вы, работая в таком месте, наверное, были первой модницей в Киеве?

— Нет, у меня не было необходимости и желания модничать. Но одевалась хорошо. Люблю классику. До сих пор ношу многие наряды того времени. Надеваю в театр, в филармонию — и они выглядят актуально. Очень люблю бусы. Без них никогда еще не вышла из дому.