«Если не мы, то кто? Мы не ворчим и не скулим. Мы занимаемся прямой помощью нашей любимой стране», — гласит статус на интернет-страничке группы волонтеров. Они обеспечивают украинских солдат практически всем: от питьевой воды и зубной пасты до дефицитных бронежилетов и внедорожников. За два месяца своего существования Фонд помощи стране «Крылья Феникса» во главе с киевлянином Юрием Бирюковым собрал более четырех миллионов гривен и сберег жизни сотням бойцов.
Волонтера с ником Феникс и его помощников, получивших прозвище Крылья Феникса, украинские солдаты ждут с нетерпением. Рискуя жизнью, смельчаки по нескольку раз в неделю пригоняют в места боевых действий грузовики, набитые продуктами, средствами гигиены, медикаментами, запчастями для ремонта техники, посылками от родственников, детскими письмами и рисунками. И это только цветочки. А ягодки — партии бронежилетов и натовских касок, новенькие джипы и специальные приборы для защиты от врага.
О Фениксе и его команде ходят легенды. Говорят, эти ребята за считанные дни решают проблемы, над которыми чиновники из Генерального штаба бьются месяцами. Недавно немецкая газета «Бильд» посвятила Фениксу центральную полосу, назвав его «украинским супергероем». На самом деле волонтера зовут Юрий Бирюков. Он человек обеспеченный и не скрывает этого. Однако сейчас Фениксу не до бизнеса. Последние два месяца он занимается исключительно проблемами украинской армии.
— Моя жизнь круто изменилась в тот день, когда российские солдаты перешли границу Украины, — рассказывает «ФАКТАМ» 39-летний Юрий Бирюков. — А я был на Шри-Ланке. Объясню, как там оказался. Кровавые события на Майдане выбили меня из колеи. Я ведь каждый день приходил на площадь, привозил продукты и медикаменты, вместе с остальными держал оборону… В общем, после всего пережитого у меня сорвало крышу. Жена уговорила поехать на море: мол, это поможет успокоить нервы.
В первый же день пребывания на курорте мы узнали, что Россия развязала войну с Украиной. И все — отпуск пропал. Я ни разу не вышел на пляж. С утра до ночи сидел в отеле, следил за новостями. В Интернете создали группу «Евроармия Майдан», и я к ней примкнул. Пока мы думали, как помочь стране, с нами связались солдаты. «Нас три дня не кормят, — написали они. — А вы помогали Майдану продуктами. Может, осталось что-то из еды?» Я выслал деньги, а волонтер съездил в супермаркет, накупил продуктов и отвез их бойцам.
Вернувшись в Украину, первым делом помчался в зону боевых действий. И ужаснулся тому, в каком состоянии пребывают наши бойцы. Голодные, грязные, в провонявшей потом одежде, опухшие от укусов комаров, обгоревшие на солнце… Вода — это огромная проблема. На многих блокпостах ее нет до сих пор. Солдаты не могут ни умыться, ни зубы почистить, ни белье постирать. В итоге ходят, извините, без трусов.
Местные жители боятся продавать, а тем более давать бесплатно воду нашим бойцам. За любую помощь украинским военным террористы жестоко мстят: взрывают магазины или поджигают дома. Несколько дней назад, находясь в пригороде Угледара, я направился к продуктовой лавке: собирался купить воду для бойцов. Увидев на мне нашу форму, хозяйка магазина демонстративно захлопнула дверь.
— Скажите, как возникла идея создать «Крылья Феникса»?
— Я бросил клич о помощи в Интернете, организовалась группа волонтеров. Сейчас у меня уже тридцать «крыльев» из разных городов Украины. Пользуясь случаем, передам важную информацию родственникам солдат и офицеров. Мы взяли под опеку 72-ю гвардейскую механизированную бригаду, 26-ю Бердичевскую артиллерийскую бригаду, 25-ю Днепропетровскую десантную бригаду, 15-ю Бориспольскую бригаду транспортной авиации, 10-ю Сакскую бригаду морской авиации и особо секретный отряд специалистов. Лично я курирую 79-ю Николаевскую десантную бригаду. Если в этих частях служат ваши близкие, мы можем доставлять им собранные вами посылки.
— На вашей страничке я нашла такое обращение: «Народ! Друзья! Дайте денег! Много уже дали, но нужно еще!» Люди откликаются сразу?
— Моментально! Армии помогают десятки тысяч украинцев. Люди перечислили уже более четырех миллионов гривен. Средства поступают все время. Вот, взгляните на экран.
Показывает на смартфоне sms-отчеты из банка. Буквально каждые полминуты на дисплее появляются новые сообщения: на счет пришли 50 гривен, тысяча, пятьсот, двести…
— Мы постоянно информируем, кто и в чем нуждается, — продолжает Юрий. — Интернет-пользователи перечисляют деньги на мой счет. Отчет об истраченных средствах можно увидеть на страничке фонда: фотографии и товарные чеки.
Что мы только ни покупали! Берцы, военная форма, футболки, мыло, туалетная бумага, средства защиты от насекомых, влажные гигиенические салфетки, зубные щетки и паста, трусы, носки, одноразовые бритвенные станки, сигареты, американские бинокли, рации, кобуры для скрытого ношения пистолета Макарова… Всего и не перечислишь.
В большом дефиците обычные мешки. В них насыпают песок, а потом выстраивают защитные укрепления на блокпостах. Из экономии солдаты укладывают мешки с песком не поперек, как это надо делать, а вдоль. Но такая конструкция не всегда защищает от пуль. Решаем и эту проблему. Последний раз привезли полторы тысячи мешков.
У Феникса непрерывно звонит телефон. Он отдает распоряжения, сводит людей, делает заказы, отсылает сообщения.
— Обеспечение украинской армии стало моей работой, — объясняет Юрий. — Посвящаю этому 16 часов в сутки. Наездил уже сто тысяч километров. Выматываюсь страшно. Но, когда вижу счастливые глаза солдат, усталость вмиг проходит.
— Это правда, что вы организовали производство бронежилетов?
— Думая, как защитить своих солдат от пуль, офицер из 79-й бригады попросил меня найти выход на оборонный завод. Я поехал туда, взял образцы титановых пластин и лично испытал их на полигоне. Однако пластины не прошли испытания. Стал искать подобные предприятия, проверять их образцы. Самой надежной оказалась продукция другого завода. Я заказал там бронепластины, потом нашел работниц, чтобы пошили чехлы. Модель бронежилета разработали совместно с десантниками.
За полтора месяца мы доставили в зону АТО более двух тысяч бронежилетов. А Министерство обороны Украины сподобилось прислать первую партию (800 штук) только на минувшей неделе. Недавно боец подарил мне осколок от пули (при попадании в бронепластину пуля разрывается). Своего рода благодарность. Этого парня расстреляли с близкого расстояния: три выстрела в спину из автомата. Наш бронежилет спас. Солдат получил его буквально за несколько часов до того, как террористы атаковали блокпост.
— Говорят, вы не любите, если вас благодарят за помощь.
— А за что благодарить? За то, что мы общими усилиями довели армию до убогого состояния? Получали зарплату в конвертах, терпели взятки, откаты и воровство. Теперь пришло время искупать вину.
— Где вы раздобыли натовские каски для солдат?
— Их привозят в Украину нелегально. И не только каски. Еще закупаю контрабандные медпрепараты. Больше всего наших бойцов погибло от кровотечения, которое невозможно было остановить в полевых условиях. Американцы разработали кровоостанавливающий препарат целокс. Он выглядит как шприц с порошком внутри. Если ввести порошок прямо в рану, он мгновенно останавливает кровотечение. В Украине о таком даже не слышали.
Что касается касок, то солдаты украинской армии оснащены касками образца (внимание!) 1943 года. Они могут защитить разве что от удара камешком. А я привожу кевларовые, 2004 года выпуска, каски, которые носят служащие вооруженных сил НАТО (на фото).
Я не стесняюсь того, что занимаюсь контрабандой. Чихать на претензии пограничников. Пусть приходят. И сотрудники налоговой службы тоже. Через мою карточку прошли огромные деньги. Но это помогло спасти не одну жизнь. А для меня это важнее угрозы уголовного преследования.
— Может, вы и оружие ввозите контрабандой?
— Пока поставляем технику для защиты от атак врага. У наших бойцов полно легкого стрелкового оружия. Но нет радиостанций, лазерных целеуказателей и дальномеров, тепловизоров (эта штука позволяет ночью увидеть террориста даже в лесопосадке). Тепловизор идентифицирует приближающийся объект на расстоянии одного километра. В зоне АТО почти все поля засеяны подсолнухами и кукурузой. Через месяц они поднимутся в человеческий рост, и тогда будет беда. Террористы смогут подбираться прямо к дороге и в упор расстреливать наши блокпосты.
— В одном из постов на своей страничке вы шутливо написали о секретных игрушках с видеорегистраторами. Если мы уже так откровенно беседуем, объясните, о чем речь.
— Террористы разъезжают на «Лэнд Крузерах», а наши бойцы — на стареньких УАЗиках. Старые — это еще полбеды. Но они же постоянно ломаются. Чтобы вы понимали, в каком состояния армейская техника, расскажу конкретный пример. Десантники 79-й аэромобильной бригады совершали марш-бросок из Херсонской в Донецкую область аж трое суток (на машине это расстояние можно преодолеть за три часа). БТРы и УАЗики ломались всю дорогу. Ребята пытались их чинить, а потом бросали технику и шли пешком.
А как воевать без транспорта? Мы купили четыре нерастаможенных (!) внедорожника, пригнали их куда надо. По ходу оснастили автомобили видеорегистраторами. Вот и весь секрет.
— Читала, что вы строите штаб для 10-й Сакской бригады морской авиации.
— Там служат ребята, которые угнали два самолета и четыре вертолета с захваченного российскими солдатами аэродрома. Оккупанты подняли в небо самолеты-перехватчики. К счастью, наши пилоты смогли уйти от погони. После этого парни вернулись в Крым и угнали еще два самолета. Герои! Из Крыма бригаду передислоцировали в Кульбакино под Николаевом. А там стоит разваленная казарма без окон и без дверей. В ней, сказало высшее командование, теперь будете служить.
Офицеры попросили меня купить пленку, чтобы затянуть окна. Я приехал в Кульбакино, сделал снимки разрушенной постройки, забросил в Интернет. Просил, чтобы помогли с ремонтом. Специалисты написали: это здание восстановлению не подлежит. Что делать? Кто-то предложил: «Давайте соберем дом из строительных модулей». Я загорелся этой идеей. Мы провели тендер на закупку модулей за 24 часа! Выбрали компанию-победителя, заключили контракт на 400 тысяч гривен. На днях сборка дома площадью 180 квадратных метров будет закончена.
— Вы так легко решили все эти проблемы. А были более сложные задачи?
— Однажды меня попросили починить самолет Ан-26. Ребята-летчики объяснили: «У нас два „мертвых“ самолета, а они очень нужны. Беда в том, что армия задолжала денег АНТК имени Антонова, поэтому там о нас и слышать не хотят. Может, придумаешь что-нибудь?»
Я вышел на главного инженера АНТК имени Антонова. И предприятие, не требуя компенсации долгов, приняло один из самолетов на ремонт. Завод «Мотор Сич» взялся починить двигатель. Мы уже оплатили замену гидравлики (сто тысяч гривен), теперь собираем средства на покраску. Этот самолет назвали «Везунчик», а пилоты утвердили бортовой позывной — «Феникс».
*По протекции Бирюкова завод имени Антонова даже без оплаты принял на ремонт один из самолетов украинской армии (фото с сайта Фонда помощи армии «Крылья Феникса»)
— Слышала, вы затеяли еще один масштабный проект: обеспечить бойцов индивидуальными аптечками.
— Это ужас, какие медикаменты сейчас используют! В полевые госпитали завезли бинты чуть ли не 30-летней давности. Я своими глазами видел, как после вскрытия упаковки они рассыпаются в труху. На мое предложение разработать индивидуальную аптечку откликнулись профессиональные медики. Общаясь на форуме, врачи утвердили комплектацию, а я организовал пошив чехлов для аптечки и раздобыл набор медицинских средств.
На днях отправлю в зону боевых действий первую партию аптечек — полторы тысячи штук. Там есть индивидуальные перевязочные пакеты израильского производства, жгуты американского производства, специальные ножницы, чтобы разрезать камуфляж и получить доступ к ране (раненым солдатам приходится рвать одежду зубами) и тот самый контрабандный препарат целокс, который мы искали по всей Европе.
Чего еще не хватает нашим бойцам? Маленьких радостей. На следующих выходных повезу им настоящий подарок — целый грузовик с чаем и кофе. Дело в том, что солдат поят чаем, хранившимся на складах десятки лет. Можете представить, какой он на вкус. А кофе ребята не видели уже два месяца.