Події

«когда учился в первом классе, сосед, переезжая, принес мне в шапке двух крольчат, попросил приглядеть. Вот я и приглядываю уже… Более 40 лет»

0:00 — 15 квітня 2009 eye 472

Преподаватель университета Федор Калюжный изобрел свое «антикризисное средство», превратив детское хобби в доходное дело

«Только не говорите, что кризис достал», — категорически не соглашается с расхожим мнением мой собеседник — доцент кафедры ремонта и эксплуатации машин Кировоградского национального технического университета Федор Калюжный. Ровно пять лет назад, ранней весной 2004 года, Федор Михайлович, видимо, каким-то шестым чувством сумел предвидеть нынешний дисбаланс, когда цены растут не по дням, а по часам, а зарплата ученого с 30-летним стажем остается «законсервированной» на унизительном уровне. Чтобы не прозябать в безденежье, купил в селе участок с хатой-развалюхой и построил ферму по разведению кроликов.

«Карликовый кролик Клоп вместе со мной постоянно… смотрел телевизор»

- Можно ли за счет подсобного хозяйства выжить в условиях нынешнего кризиса?

- Кролики не дадут помереть, — то ли в шутку, то ли всерьез утверждает Федор Калюжный.  — Но главное даже в другом. В этих славных животных природой заложена уникальная особенность: они никогда не станут есть премиксы — стимуляторы роста, иначе сразу погибнут. Те же бройлеры и свинки охотно поедают всякую химическую гадость, за несколько месяцев вырастая до невообразимых «аппетитных» размеров, но за эту мясную «прелесть» мы впоследствии расплачиваемся своим здоровьем. От кроликов же только польза: они экологически чистые и не «пухнут» на глазах от «химии» — этим все сказано!

С первого взгляда на Федора Калюжного, интеллигентного ученого, которого обожают студенты, никогда не скажешь, что он… занимается разведением кроликов. Коллеги по университету часто подтрунивают над странным хобби Федора Михайловича, но тот уже привык к шаржам, смешкам и подколкам.

- Поздновато обижаться, — поясняет Калюжный.  — Я ведь занимаюсь кроликами еще с детства. Когда учился в первом классе, сосед, переезжая, принес мне в шапке двух крольчат, попросил приглядеть. Вот я и приглядываю уже… более 40 лет. Сначала это было на любительском уровне, на даче, где соорудил для своих питомцев небольшую примитивную клетку.

- А потом решили поставить свое хобби, так сказать, на промышленную основу?

- Именно так, — соглашается Федор Михайлович.  — Захотелось каких-то масштабов, возникла потребность жить не в комнате-клетке на седьмом этаже, а на земле. Это стало какой-то навязчивой идеей, даже болезнью, и я сказал: «Буду жить здесь». И все получилось. Теперь вместо прежней хаты-развалюхи у меня есть настоящая кроличья ферма, а в доме — вода и газ. О своих питомцах я могу рассказывать часами.

- И особенно, наверное, о декоративных карликовых кроликах?

- Почему бы и нет? Эти миниатюрные зверюшки предназначены для детей от 5 до 13 лет. Я всем рассказываю историю о Клопе, карликовом кролике, который вместе со мной постоянно… смотрел телевизор. Шустрый был, все бегал по улицам и приставал со своей любовью к окружающим. Как-то пристал к немецкой овчарке. Та его отпихивала-отпихивала, а он гнет свое. Собака взяла и съела настырного. Благо, Клоп оставил большое потомство. Был еще Бэтмен, который мог перегрызть миллиметровую проволоку в клетке. Потом Кеша… да много их было…

Но главное, что это довольно выгодное дело, при котором труд оплачивается сторицей. Ведь сегодня никто не занимается промышленным кролиководством. В мясных рядах городских рынков и на витринах самых престижных супермаркетов вы редко увидите кроличьи тушки.

- Допустим, вот этот кролик из породы «великанов» весит 12 килограммов, — не без гордости демонстрирует своего питомца фермер.  — Бывают экземпляры и по 15 килограммов. Пять кролей — уже кабанчик. Какую породу выбрать, зависит от того, что вы хотите получать — мясо или мех. При нынешней дороговизне кормов выращивать свиней невыгодно. Мои же кролики всеядны, — летом растут на траве, зимой едят сено. Любят лакомиться ветками деревьев и кустарников, а такого добра в селе — немерено.

Сейчас некоторые кролиководы увлеклись зарубежными породами, например, «сландерами». Это огромные кролики, настоящие мастодонты, но мяса они дают меньше 50 процентов от своего живого веса, а мои «шиншиллы» и «великаны» — более 70 процентов. Сравнивайте и думайте, если вы хотите выращивать мясную породу, а не экзотику для друзей и знакомых, которых надо чем-то удивить после обильного застолья.

- Кроличья ферма себя оправдывает?

- Я бы не сказал, что разведение и выращивание кроликов — очень уж прибыльный бизнес, но денег мне хватает. С учетом основной зарплаты в университете стараюсь уложиться в три тысячи гривен в месяц. Финансовая проблема — это когда денег нет совсем.

Сын у меня, по нынешним временам, рос «ненормальным». (Смеется. ) Все родители жалуются, что дети каждый день требуют денег, а мой Михаил еще со школы и студенческой скамьи научился зарабатывать сам. Я ему предлагал: «Миша! Ну, возьми хоть 30-50 гривен — на карманные расходы», а он наотрез отказывался: «Нет, папа, я должен обеспечивать себя сам». Видимо, это сказалось и на его дальнейшей карьере. Сегодня он — генеральный директор солидного торгового дома в одном из крупных областных центров России.

- Федор Михайлович, вы всерьез занялись селекцией кроликов. Зачем это вам?

- Сейчас все уже забыли, что в советские времена более 80 процентов кроликов выращивали в Украине — это самое благодатное место для кролиководства. Вот я и поставил цель — вывести породу, адаптированную к украинским климатическим условиям, всеядную и устойчивую ко всем заболеваниям. Первые результаты уже есть. Боюсь только, что может времени не хватить.

- Но ведь не мясом единым жив человек?

- Конечно, — соглашается фермер.  — Например, сосед у меня — пасечник. Благодаря нашему бартеру у него каждый день на столе свежее мясо и свежая рыба, а у меня — то же самое, плюс натуральный душистый мед. Всем моим хорошим друзьям я дарю пару кроликов, так сказать, на развод. Хоть и хлопотное это дело, но, как говорится, глаза боятся, руки делают, а душа отдыхает.

- Говорят, что о фермере Калюжном уже прослышали в Западной Европе.

- Да, было дело, пригласили меня во Францию, — подтверждает Федор Михайлович.  — Оказывается, в этой стране, в небольшом городке Дижоне, существует высшая школа для фермеров по выращиванию кроликов. Меня встретили радушно, многому научили. Конечно, там высокая культура производства, кролиководство поставлено на научную основу. Наши примитивные кроличьи фермы по сравнению с французскими — небо и земля. Но поразило меня другое. Узнав, что я из Украины, французы начали живо лопотать: «О! «Газпром», «Бонжур, месье»! Никто толком не знает, где находится Украина, и наша страна там ассоциируется, к сожалению, только со скандалами с российским «Газпромом».

Есть у меня мечта — создать свой сайт в интернете и установить на ферме «тарелку» спутникового телевидения, порадовать кролиководов Украины новыми породами ушастых кормильцев. Финансовая сторона обеспечения моих ближайших проектов подрастает в клетках. А что кризис? О нем больше болтают политики — те, кто своими руками не построил даже собачьей будки.

«Торговые фирмы готовы покупать сто тысяч кроликов в год. Значит, спрос есть»

- Федор Михайлович, как к чудаковатому «профессору из города» отнеслись в Ново-Павловке?

- По-всякому, — смеется Калюжный.  — Но важен конечный результат — добрая половина жителей села, даже школьники, сегодня разводят кроликов. Приходят ко мне за советом и консультацией, а потом благодарят: «Федор Михайлович! Где ж ты раньше был?» Даже бабушки стали заядлыми кролиководами: пенсия по нынешним временам — штука ненадежная, а тут на дармовых кормах можно всегда заработать свежую копейку и забыть, что такое постный борщ, побаловать себя мясными блюдами без всякой химии, красителей, ароматизаторов и прочих генетических извращений. Знаете, кроликами «заболели» практически все мои друзья и знакомые. Чтобы обойтись без насмешек, не буду называть должности и фамилии, хотя среди них есть видные начальники и даже полковники СБУ…

В свое время я держал около тысячи ондатр, но это дорогое удовольствие. Перепела и перепелиные яйца просто не нашли цивилизованного покупателя. Посмотрите, все супермаркеты забиты этим ценным лекарственным и диетическим продуктом, а спрос — практически нулевой. Жаль: ведь перепелиные яйца повышают общий иммунитет организма, а также содержат незаменимые стимуляторы роста для детей…

Один мой знакомый фермер каждую неделю возил в киевские рестораны по две тысячи перепелиных тушек. Из них там делали… шашлыки. Поэтому я снова переквалифицировался на кроликов. Хотя лучше всего окупается выращивание мясных пекинских уток. Взял молодняк, а через 70 дней можно реализовать готовую продукцию. Но это так, чтобы деньги зарабатывать, а для души — все-таки кролики. Эти животные — отличная перспектива для бизнеса. Перед Новым годом цена на рынке не опускалась ниже 70 гривен за килограмм кроличьего мяса. По своему опыту уже знаю, что покупатель отдает предпочтение не огромным тушкам, а среднего размера (возраст — четыре с половиной месяца), плотным, служащим оригинальным украшением праздничного стола. О вкусе и пользе этого ценного диетического мяса я уже не говорю.

Ко мне часто приезжают представители известных торговых фирм из Днепропетровска, Харькова, Кривого Рога и других городов Украины. Они готовы покупать кроликов по 70-100 тысяч тушек в год. Значит, спрос есть. Однако удовлетворить его не имею возможности: в лучшем случае могу вырастить тысячи полторы. А вот колхоз, который когда-то был в этом селе, такую производственную нагрузку потянул бы. Только в нем рентабельность свели к нулевой, потому что воровали все: и комбикорм, и поголовье, и стройматериалы, и ветеринарные препараты… Все непроизводственные затраты, даже пышные вечеринки начальства, списывали на кроликов. Загнали отрасль в тупик, а теперь в качестве деликатеса завозим в Украину турецкую крольчатину. Как говорил известный киногерой: «Срамота, да и только!»

- Перефразируя известного поэта Михаила Светлова, хочу спросить: откуда у парня крестьянская грусть?

- Видимо, сказались сельские корни. И дед, и прадед ходили босиком по святой земле, пили воду из чистой родниковой криницы. Поэтому я и не «вписался» в напичканную всем необходимым городскую квартиру. Кстати, здесь, в селе, тоже есть газ и вода, удобства, правда, на улице.

- Вы ежедневно на своем «ДЭУ Ланосе» уезжаете в город, на работу. Кто охраняет ваше фермерское хозяйство?

- Милая Ханум — среднеазиатская овчарка — никого на подворье не пустит. Но когда я приезжаю и принимаю «пост», собака теряет всякий интерес к усадьбе хозяина и уходит спать беспробудным сном. А вот это мой кот Рыжик, — берет на руки огненно-рыжего кота Федор Михайлович.  — Добрейшая душа. По всей округе собирает брошенных котят, щенят и выхаживает их. А когда увидел, что я с ружьем собираюсь на охоту, две недели не «разговаривал» со мной, даже есть отказывался, так сказать, выражал презрение к «губителю живой природы».

- Так вы еще и охотник?

- Вовсе нет, — машет рукой собеседник.  — Просто лисы достали: каждую ночь наведываются на мою ферму явно не с благородными целями… Правда, стрелять по живым мишеням еще не приходилось — больше отпугиваю.