Події

Андрей курков: «на жене вообще опасно экономить! Нет худшей репутации у мужчины, чем быть скрягой по отношению к супруге»

0:00 — 15 квітня 2009 eye 581

Известные соотечественники продолжают рассказывать «ФАКТАМ», как ощутили кризис

«В кризисные 1990-е годы было модно иметь сотовый телефон, а сейчас… рабочий». Этот анекдот — один из самых свежих о кризисе и о кардинальной переоценке ценностей, которая сейчас происходит в обществе.

Интересно, а как переживают нынешние нелегкие времена известные люди?

Андрей Курков: «На две-три чашки кофе в день, надеюсь, мне всегда хватит»

- Банковский кризис отнял у меня довольно много времени и сил, — признается писатель Андрей Курков.  — Но, к счастью, почти все деньги удалось из банка забрать. Хотя, как и у всех жителей Украины, мое доверие к отечественной банковской системе подорвано.

- Книги покупают сейчас меньше, чем в докризисное время?

- В Украине — да, а вот в Америке, наоборот, с наступлением кризиса продажа книг выросла на восемь процентов. Объясняется это тем, что американцы стали тратить деньги на более дешевые развлечения. Например, вместо билета в театр, который стоит в США от 50 до 100 долларов, человек лучше купит что-то почитать — это экономнее.

- Вы недавно вернулись из Австрии. Как там в плане кризиса?

- В Австрии о нем можно узнать только из газет. В Вене весна, фестивали… А вот где кризис налицо, так это в Англии. Моя жена только вернулась оттуда, говорит, что закрываются известные сети магазинов, исчезают бренды. Например, закрылась очень популярная сеть магазинов чая, которая существовала на протяжении трехсот лет и была поставщиком королевского двора. Магазины размещались на главной улице каждого английского города! Конечно, такие нерадостные новости очень бьют по эмоциям англичан, они остро ощущают и переживают нестабильность.

- Андрей, как вы перестраиваетесь в своей писательской деятельности в новых условиях? Быть может, меняете темы?

- Темы те же, а перестроиться можно одним только способом — в два раза больше работать, чтобы получить тот же результат, что и прежде.

- Кредиты отдаете?

- Я их не брал никогда в жизни!

- На чем экономите?

- Знаете, я не большой растратчик, не имею привычки разбрасываться деньгами. А на две-три чашки кофе в день, надеюсь, мне всегда хватит.

- Но у вас же немаленькая семья! Жена, трое детей…

- На детях, конечно, мы не экономим. А на жене вообще опасно экономить! Потому что нет худшей репутации у мужчины, чем быть скрягой по отношению к супруге (смеется). Мы с женой в плане денег довольно аккуратны. Долгое время жили вообще без денег, потому привычки к роскоши не приобрели.

- Ваша жена ведь англичанка. Помню, как вы, рассказывая о своей свадьбе, говорили, что английский свадебный пудинг едят целый год, угощая им тех, кто в силу каких-то причин не смог присутствовать на торжестве. Такой верх экономии, признаюсь, меня потряс…

- Нельзя сказать, что в основе обычая — экономия, просто такая традиция. У моих родителей в баре, кстати, до сих пор лежит кусочек уже окаменевшего нашего с женой свадебного пудинга.

- В каком же году у вас была свадьба?

- В 1988-м.

- Так этот пудинг уже нельзя есть!

- Нет, почему? Это же марципан, его еще можно жевать. И мои дети, родившиеся спустя много лет после нашей с женой свадьбы, пробовали его.

- У многих наших соотечественников сейчас не лучшее настроение. А как вы поднимаете свой жизненный тонус?

- Музыку слушаю хорошую. Особенно романтическую. Фильмы смотрю любимые, например, старые комедии.

- У вас были в жизни периоды, когда казалось, что все, «конец света»?

- Я оптимист, поэтому никогда не видел конца света (улыбается). Напротив, мне казалось, что свет бесконечен. А проблем всегда была масса. Например, семейную жизнь мы с женой начинали без денег, работы и собственного жилья, но постепенно чего-то добивались, потихонечку на все зарабатывали… Думаю, кризис в 1990-е годы был в сто раз страшнее нынешнего.

- Скажите, а вы могли бы зарабатывать деньги в другой сфере, нежели написание книг?

- Мог бы заняться журналистикой или преподаванием. Уверен, в любом возрасте человек способен освоить новую профессию, выучить иностранный язык. Мой совет: назло всем трудностям расширяйте свои возможности и кругозор.

Владимир Моисеенко: «Не все в жизни сахар! Было хорошо, сейчас стало похуже, потом опять будет хорошо»

- С кредитами у меня никаких проблем, — говорит народный артист Украины Владимир Моисеенко.  — Обычно я беру только те кредиты, которые могу вернуть. Кризис почувствовал в том плане, что работы стало меньше. Ненамного, но все-таки. Однако относиться к этому надо философски. Не все ж в жизни сахар! Ну, было хорошо, сейчас стало похуже, потом опять будет хорошо… Не надо ничего бояться! Не нужно унывать, так как уныние — страшный грех. Жизнь ведь как тельняшка: и если сейчас полоса черная, то белая-то наступит все равно!

- У вас были в жизни периоды, когда вы находились на грани отчаяния?

- Слава Богу, как-то обошлось. Грань отчаяния — это последняя черта. Лучше к ней не подходить!

- Ваши дети кризис ощутили?

- К счастью, нет. Дочери шестнадцать лет, она еще в школе учится, сыну — пять с половиной, и он пока и слова такого не знает. Надеюсь, когда он поймет его смысл, то это явление уже будет далеко в прошлом.

Наталья Сумская: «Беру грабли, сгребаю листья — и тут же забываю обо всех проблемах»

- Я думаю, что кризис наступил намного раньше, чем о нем заговорили вслух, — считает народная артистка Украины Наталья Сумская.  — Это кризис духовных ценностей, который намного страшнее финансового и урон обществу он наносит очень серьезный. Помните 1990-е годы, когда рубли заменили купонами? Люди тогда теряли значительные средства, в том числи вклады на сберегательных книжках. Но фактически все уже забылось, ушло в прошлое. Деньги уходят и приходят вновь, а вот духовности в обществе становится все меньше и меньше, и об этом нужно бить в набат!

- И все же финансовый кризис вас коснулся?

- Думаю, столичных жителей, которые имеют работу и еще могут себе позволить недоесть кусок мяса, фактически кризис не затронул. По-настоящему пострадали жители глубинки, пенсионеры, те, кто работал на производстве и попал под сокращение… Вот они должны выживать! По сравнению с ними у нас все хорошо, и говорить о кризисе как-то даже неудобно.

- Как вы противостоите плохому настроению?

- Лучшие лекарства от пессимизма — физический труд и спорт. У меня, например, есть небольшой загородный участочек возле Днепра, деревянный домик. Я приезжаю туда, беру грабли, сгребаю листья и тут же забываю обо всех проблемах! А если нет дачи, идите в лес, в парк. Двигайтесь! Природа — это первый лечебник.

- А муж ваш, известный артист Анатолий Хостикоев, как борется с пессимизмом?

- Он у нас самый подвижный в семье! (улыбается). Меня и детей приобщает к спорту. Мы с мужем в прошлом спортсмены, поэтому дома у нас и скакалки, и хулахупы, и мячи всех видов и калибров… Кстати, и друзей много среди спортсменов. К примеру, крестный отец нашего сыночка занимается классической борьбой и, фактически не имея дотаций от государства, растит чемпионов… Еще один очень хороший знакомый — дзюдоист. Набирает детей прямо с улицы и делает из них настоящих спортсменов! Так что видите, кризиса нет, когда человек нормальный, добрый и великодушный.

Алексей Мочанов: «Большинство людей брали в кредит «понты»

- Хорошо помню, как еще в сентябре в одном из прямых эфиров Юлия Тимошенко говорила: мол, Украина не настолько интегрирована в мировую финансовую систему, чтобы нас коснулся кризис, — вспоминает автогонщик и телеведущий Алексей Мочанов.  — Но история показала, что это не так. Мы ведь не отшельники, живущие в Гималаях или на Тибете.

- Вы погашаете кредиты?

- К счастью, кредит на автомобиль я успел выплатить. А ни на что другое кредитов не брал.

- Ваши доходы упали?

- Да, в том смысле, что моя зарплата телеведущего выплачивается в гривнях. Но многие знакомые пострадали куда серьезнее. Есть друзья, которые купили квартиры в новостройках, вложили довольно большие деньги, а строительство остановилось. И теперь непонятно, когда возобновится, ведь, судя по всему, кризис продлится долго. Наверное, уже никогда метр жилплощади не будет стоить три или четыре тысячи долларов, и вернуть эти деньги невозможно. Ситуация показала: не стоит «понтоваться» многоэтажными пентхаусами, нужно жить по средствам. На самом деле, если разобраться, большинство людей брали в кредит «понты»!

- На чем вы экономите?

- Перед началом гоночного сезона думал слетать на отдых в Таиланд, но поехал в Закарпатье. Отдохнул не хуже и при этом деньги сэкономил. В остальном все осталось, как было. От домработницы не отказался.

- Домработнице сократили зарплату?

- Н-нет, думаю, это было бы неправильно. Она же человек, который создает комфорт! Приходит два раза в неделю, чаще мне и не надо. Я не очень мусорю (улыбается).

- Как справляетесь с негативными эмоциями?

- Я в этом плане счастливый человек, поскольку занимаюсь любимым делом, за что еще и зарплату получаю. Конечно, есть места, где люди зарабатывают больше, но вынуждены тратить часть денег и времени на хобби. А у меня оно совпадает с работой! Еще у меня есть гитара и, когда становится грустно, играю на ней. И даже соседи не стучат по батарее — им нравится (смеется).

А на самом деле не все так грустно. Важно мыслить позитивно. Как говорили римляне: делай, что должно, и будь, что будет.