Події

«пожав мне руку, жак ширак сказал: «здравствуй, друг! Ты — волшебник»

0:00 — 17 квітня 2009 eye 740

Известный в мире французский ландшафтный дизайнер Жак Сегерс рассказал «ФАКТАМ» о самых оригинальных заказах своих знаменитых клиентов

Господин Жак Сегерс — единственный в мире ландшафтный дизайнер, который из декоративных растений создает… персидские ковры. Его работы украшают парк резиденции президента Франции в Париже — Елисейского дворца, замковые владения европейских аристократов, дворцовые территории арабских шейхов, виллы мировых знаменитостей…

Клиентами ландшафтного дизайнера в разное время были президент Франции (1995-2007) Жак Ширак, кутюрье Кристиан Диор, актриса Катрин Денев и многие другие знаменитости. Сегодня в числе его заказчиков сто самых богатых семей Франции.

Однако сам Жак Сегерс скромно называет себя «садовником в четвертом поколении». И руки труженика в трещинах, в которые въелась земля, это высокое звание подтверждают.

«Самый дорогой ковер, созданный из лаванды и первоцветов, обошелся молодому аристократу в миллион евро!»

- Городок, в котором находится мой питомник декоративных растений, располагается в 45 километрах от Парижа и называется Сент-Фиакр, — рассказывает Жак Сегерс, приехавший в Киев для участия в международной выставке цветочного бизнеса, садоводства и ландшафтного дизайна «Flowers & Hortech Ukraine-2009».  — И это символично, так как по легенде святой Фиакр покровительствовал садовникам. Питомник, хоть и небольшой (всего 20 гектаров), но знаменит на весь мир. «Живые» ковры моего дизайна и из моих растений украшают самые красивые усадьбы.

- Какой самый дорогой ковер вы создали?

- Он стоил миллион евро. Это был заказ молодого французского аристократа. В основе узора — арабские орнаменты, воссозданные из лаванды, вечнозеленого самшита и первоцветов. Ковер длиной 50 метров и шириной 20 был высажен перед входом в замок.

- Вы даете гарантию на свое произведение искусства?

- Такой ковер 20-30 лет будет выглядеть безупречно, если за ним правильно ухаживать: своевременно пересаживать растения в строгом соответствии с архитектурным эскизом, не давать прорасти сорнякам… Однако ничего вечного нет.

- Заказчики просили вас когда-нибудь подписывать бумагу о том, что созданный для них ковер вы никогда больше не повторите?

- Еще ни разу в жизни я не сделал двух одинаковых ковров! И вовсе не потому, что давал какие-то клятвы своим клиентам. Тираж мне просто не интересен.

- Для кого из знаменитостей вы делали самый оригинальный ковер?

- Наверное, для Кристиана Диора. В начале 1990-х знаменитый кутюрье запустил линию косметики для женщин. Поэтому на ковре рядом с портретом девушки изображена косметичка с последними новинками — тенями, румянами… Ковер-картина создан из белой мраморной крошки, в некоторых местах тонированной кирпичной пудрой. Декоративная косметика — тени, румяна, пудра — воссозданы с помощью голубых, розовых, сиреневых гортензий. Диор, увидев созданное мною панно, пришел в восторг! Заказ ему обошелся в 20 тысяч долларов.

- Чем вы удивляли арабских шейхов?

- Самшитовыми коврами, декорированными цветочными узорами. Арабы любят все яркое.

- Жак Ширак (президент Франции в 1995-2007 годах) что-то заказывал у вас?

- Самшитовые бордюры для своего родового замка. Точно такие попросила сделать и Катрин Денев для своей виллы, которая находилась в 50 километрах от Парижа. Такие бордюры не только служат декором аллей, но и способствуют поддержанию чистоты. Обычно в дорогих усадьбах есть центральная аллея, где прогуливаются хозяева, домочадцы и гости, а боковыми аллеями пользуется остальной персонал.

Садовник, к примеру, может пройти по аллее в грязных ботинках, благодаря же бордюрам грязь не перенесется на центральную даже в случае ливня или сильного ветра. Кроме того, вечнозеленые бордюры украшают территорию замка и зимой. Очень популярны и тоже практичны зеленые террасы в пентхаусах знаменитостей. Мировые звезды наблюдают за всеми, но их самих при этом не видно.

- Чем вас угощал Жак Ширак, когда вы работали у него на вилле?

- Никаких угощений не было. Работали мы обычно в то время, когда президента не было дома. Но однажды Жак Ширак приехал раньше обычного, подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Здравствуй, друг! Ты — волшебник». Этот день я никогда не забуду (улыбается).

«Я оформлял парк Елисейского дворца — резиденции президента в Париже»

- С нынешним президентом Франции Николя Саркози вы знакомы?

- Нет. Но он мои работы хорошо знает, ведь я оформлял парк Елисейского дворца — резиденции президента в Париже. Там есть большая поляна, на которой обычно в летнее время устраиваются встречи глав государств, я ее декорировал. Кстати, и те прекрасные аллеи, где потом они прогуливаются, тоже. Президенты меняются, а дворец остается.

- Вам приходилось когда-нибудь делать невозможное?

- И не раз (улыбается). Думаю, в этом кроется секрет моего профессионального успеха. Многие вещи я делал впервые, порою понятия не имея, с чего начать. Это был своего рода экстрим. Каждый раз, когда меня спрашивали: «Вы могли бы… » — я отвечал… «Да!» И хотя у меня три высших образования, считаю себя самоучкой, а главный мой учитель — Эксперимент.

Прошлым летом в Париже снимали фильм и попросили меня на одном и том же ландшафте создать четыре времени года. С летом проблем не возникало, так как оно было в самом разгаре. Осень я иллюстрировал, слегка подкрасив бурой краской листочки на деревьях и кустарниках. Для воссоздания зимнего пейзажа мой сын обрезал все листики на растениях, а ветки мы покрыли белоснежным муссом, подобным пене для бритья. Больше всего пришлось повозиться с весной — в течение нескольких часов мы прикрепляли на кусты бутоны роз.

Дизайнером становится тот, кто способен принимать смелые нестандартные решения и для кого не существует слова «невозможно».

Однажды меня попросили в сжатые сроки воссоздать ландшафтную архитектуру замка, который король Луи Четырнадцатый подарил своей музе. Я согласился, но помощники в один голос заявили: «Это нереально!» И я в сердцах заявил, что это смогут сделать даже люди «с улицы», если очень захотят. Те, кто понятия не имеет, что такое ландшафтная архитектура! Вспылил, а за свои слова надо отвечать (смеется). И взял десятерых помощников… прямо с улицы!

- Вы шутите?

- Ни грамма! Это были люди, весьма далекие от дизайна, — бухгалтер, водитель, двое разнорабочих. Всего десять человек… Все они в тот момент нигде не работали. Я пообещал каждому хорошее вознаграждение, и уже в семь утра они начали воплощать мои идеи, понятия не имея, каков конечный результат. В первый день очень устали, кое-кто хотел оставить работу, но по мере того, как вырисовывались контуры произведения искусства, стали понимать: создают что-то очень красивое! И энтузиазм добавлялся. Даже приводили на место работы друзей, братьев, сестер, чтобы те полюбовались результатами их труда.

Два месяца продолжалась посадка растений. За это время все очень сдружились. На свежем воздухе вместе завтракали и обедали, привозя из дому что-то вкусненькое: домашнюю колбасу, паштет, пироги… А то, что вышло в результате, вызвало всеобщий восторг.

- Кого-то из этих людей вы взяли в штат?

- Нет. Но произошло другое: в течение месяца все они — без исключения — устроились на работу. Хотя не могли трудоустроиться кто год, кто несколько лет.

- Как вы это объясняете?

- Наверняка поняли, что работа — не наказание, ощутили радость от результатов своего труда, и на их лицах появилась печать успешности. Кстати, периодически мы собираемся, устраивая небольшое застолье, вспоминаем тот проект, который многие считали безумным…

«Не следую за модой, а создаю ее, каждый раз придумывая что-то новенькое»

- Что сейчас модно в ландшафтной архитектуре?

- Мне трудно ответить на ваш вопрос, потому что я не следую за модой, а создаю ее, каждый раз придумывая что-то новенькое.

- И что же вы придумали такого, чего до вас мир никогда не видел?

- Четыре года назад я предложил новинку — деревья-»статуи». Ветки высоких деревьев обрезаем практически до самой макушки, формируя из кроны «прическу». Например, в форме зеленого облака. И когда таких деревьев растет рядом несколько, получается очень оригинально. Такие ландшафтные архитектурные формы особенно нравятся японцам. А европейцам импонируют шарообразные кусты. Их не должно быть много. Но смотрятся они очень стильно.

Вообще я считаю, что приусадебный сад — еще одна комната дома, только внешняя, где могут играть дети, где можно почитать в уединении или принимать гостей.

- Кризис сказался на вашей работе?

- Не особенно. Я работаю с очень богатыми людьми. И если даже они утратили несколько миллионов, все равно состояние их по меркам обычного человека фантастическое.

- Сами вы богатый человек?

- Я счастливый человек! А это гораздо больше, чем богатство. Люблю свою жену, с которой мы уже много лет вместе, у меня интересная работа. Помню, как однажды мне заказали декорировать замковый парк к приезду английской королевской семьи. Времени было не больше недели. И все это время, представьте, не переставая, лил дождь. А в тот день, когда завершили работу, погода установилась, засияло солнышко…

До сих пор помню то чудесное состояние души, когда все было готово. Деньги же отнюдь не всегда дарят человеку ощущение счастья.

- Глядя на вашу усадьбу, можно сказать, что здесь живет знаменитый ландшафтный дизайнер?

- У меня все предельно просто. Когда выдается немного свободного времени, предпочитаю путешествовать. Вот так и живу: когда работаю, на дом нет времени, а когда я в отпуске, меня нет дома…

- Вы верите в мистику?

- Один случай был у меня в жизни на грани мистики. Много лет назад, когда я был очень молод, мы с женой отдыхали в горах. Как-то я решил прогуляться в одиночестве. Зашел так далеко, что, устав, присел у подножия одной из скал и уснул. Меня долго искали, жена очень испугалась. Я потом спросил местных жителей, которые подключились к поискам: что это за скала? Они ответили, что она называется Сент-Фиакр — в честь святого, который покровительствовал садовникам.

Сейчас я живу в городке именно с таким названием и говорю спасибо святому Фиакру, который мне помогает в моих делах…