Житейские истории

Дмитрий Корчевский: "Беритесь за задачи, которые вам кажутся невыполнимыми"

2:00 — 27 июня 2014 eye 11723

Одессит основал и стал генеральным директором Компьютерной академии «Шаг» — крупнейшего в Украине учебного заведения, которое готовит IT-специалистов

Главным капиталом современного человека являются знания. Именно они позволяют заработать своим трудом на хорошую жизнь. При этом учебный процесс сегодня кардинально отличается от того, который был 50 и даже 20 лет назад. Современное образование уже невозможно представить без IT-технологий. Одесситу Дмитрию Корчевскому удалось не только создать учебное заведение нового поколения, но и открыть его филиалы во многих городах Украины и за рубежом.

«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Дмитрий Корчевский.

Дмитрий Корчевский родился в Одессе в 1974 году. Окончил механико-математический факультет Одесского государственного университета. Кандидат физико-математических наук. Основатель и генеральный директор Компьютерной академии «Шаг». Женат. Воспитывает троих детей. Живет и работает в Одессе.

Компьютерная академия «Шаг» — крупнейшее в Украине негосударственное международное учебное заведение, специализирующееся на подготовке программистов, системных администраторов, веб-дизайнеров, разработчиков мобильных приложений и игр. Филиалы академии открыты в 15 городах Украины, а также в России, Чехии, Казахстане, Беларуси и Эстонии. За более чем 14 лет работы академии ее выпускниками стали десятки тысяч человек, которые успешно трудятся в Украине и за рубежом.

— Ты одессит, Дмитрий, а это значит… Что это значит?

— Я уверен, что одессит — это особое душевное состояние, напрямую связанное с двухсотлетним смешением кровей десятков наций на территории Одессы. В результате местным жителям присущи две черты характера — оптимизм и авантюризм.

— Ты получил высшее образование как математик, параллельно изучал психологию, диссертацию защитил по физике, а бизнес создал в образовании. Как ты объяснишь такую метаморфозу?

— Каждый из нас развивается не линейно, а реагирует на окружающие события, течения. Я всегда шел за собственным интересом. Кроме всего, что было перечислено, у меня есть еще ряд увлечений, не связанных с психологией, математикой, физикой и даже с докторской по педагогике, которую сейчас готовлю. Например, медицина. Я заинтересовался ею благодаря жене.

— Как ты заработал свои первые деньги?

— Обслуживал компьютерную технику, давал частные уроки по математике, физике, информатике. В общем, постоянно искал, где можно подзаработать молодому студенту университета. Кстати, объявление, которое я расклеивал на столбах и остановках, было в стихах:

«Друзья, сестренки, братики, не проходите мимо!
Проблемы с математикой, а также информатикой решите вы у Димы.
Уроки и занятия не станут вам обузой.
Оплатою поможете прожить студенту вуза».

— А когда пришло понимание, что ты хочешь заняться собственным бизнесом?

— Как только стало не хватать денег.

— Несколько поколений твоей семьи — педагоги. Это оказало влияние на выбор сферы предпринимательства?

— Когда спрашиваю людей, как они выбирают профессию, а меня это очень интересует как педагога, 90 процентов отвечают, что выбор был связан с родителями. В принципе, не удивительно. Школа не дает нам возможности выбирать профессию, главный круг общения — семья, и именно семейные традиции оказывают наибольшее влияние на выбор. Я не исключение. Тем более что мой отец давал частные уроки в нашей однокомнатной квартире, и я невольно становился слушателем.

— Дмитрий, ты организовал бизнес без начального капитала. Как тебе это удалось?

— Идеология моего развития связана с названием компании. Шаг за шагом, постепенно, из года в год вкладывал все заработанное в развитие бизнеса.

— От каких ошибок ты предостерег бы начинающих веб-предпринимателей?

— Я на своем пути совершил колоссальное количество ошибок. Но не могу сказать, что если бы меня кто-то предупредил, то не сделал бы их. Очень важно наступать на грабли самому, чтобы понять: это действительно ошибка, а не заблуждение знакомого или приятеля. Не бойтесь делать ошибки, но обязательно учитесь на них, набирайтесь опыта. И еще, есть такая пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Не бойтесь браться за задачи, которые кажутся невыполнимыми.

— В бизнесе, особенно на старте, очень важно не бояться любой работы. Насколько я знаю, в первом из открытых тобой классов ты своими руками делал ремонт, красил парты. Это так?

— Да, это приятные воспоминания. Особенно когда сейчас смотришь на светлые, прекрасно оборудованные классы и вспоминаешь, с чего все начиналось.

— Сколько лет ты вкладывал в бизнес все заработанные деньги?

— Я и сейчас это делаю. Просто не разделяю прибыль между бизнесом и собственным кошельком. Использую на текущие потребности семьи ровно столько, сколько нужно, а все остальное вкладываю в развитие бизнеса.

— Какие твои качества помогли добиться успеха?

— Полагаю, главное качество, позволившее достичь успеха, — это то, что я всегда иду к поставленным целям. В детстве и юности мне постоянно не хватало денег. А хотелось путешествовать, иметь хорошую машину, красиво одеваться, водить девушек в рестораны. И когда я понял, что препятствием к достижению целей является нехватка денег, стал делать все, чтобы их заработать. Но каких-то особых качеств у меня нет. Я тоже могу лениться, тоже люблю подольше поспать… Однако каждое утро, понимая, что меня ждет множество интересных и важных дел, встаю и иду ими заниматься. Когда дело становится неинтересным, постепенно его оставляю, переключаюсь на новую задачу. Со стороны кажется, что пашу как лошадь, а в действительности я получаю удовольствие.

— Дмитрий, ты единственный владелец бизнеса?

— Если не считать мою семью, то да.

— Сколько сегодня студентов в академии?

— Уже более 15 тысяч.

— Чем отличается методика преподавания в академии от той, которой следуют в традиционных вузах?

— А в чем отличие между поездками на троллейбусе и на хорошем автомобиле? Это просто разные виды транспорта, и у них разные цели и пути их достижения. У нас другие подходы. Вузы на протяжении многих лет испытывают ряд проблем, которые мы, в академии, уже решили. Мы поставили цель — подготовить квалифицированных специалистов, убрав из образовательного процесса все ненужное. А нужное — это хорошие преподаватели, эффективная программа обучения, современная инфраструктура и постоянный контакт с рынком.

Преподаватель академии не просто педагог, а высококвалифицированный специалист в своей отрасли. Но при этом он должен оставаться хорошим педагогом. Найти такого преподавателя — одна из самых важных и трудных задач. Сегодня мы вынуждены брать высококлассных специалистов из индустрии и затем развивать в них педагога.

— Какие специальности можно получить в академии?

— Это скорее направления, так как включают массу различных знаний. Первое — разработка программного обеспечения. Второе — сетевые технологии и системное администрирование, куда входит все, что связано с Интернетом, сетями, безопасностью. И третье — компьютерная графика и дизайн.

— Академия — это вуз или ближе к техникуму?

— Мы не подпадаем под классическое определение учебных заведений, и очень сложно нас к чему-то приравнять. Не вписываемся в устаревшие образовательные рамки. С одной стороны, обучение длится 2,5 года, так что по общему количеству часов мы ближе к техникуму. Но при этом часов, направленных непосредственно на IT-образование, у нас больше, чем в специализированных вузах.

Я не создавал классическое учебное заведение. Стояла задача — дать максимальные знания в определенной отрасли и выпустить профессионала, который будет востребован и сможет зарабатывать и приносить пользу. Причем рынок быстро меняется, и мы меняем свою программу, чтобы не отстать.

А вообще, у нас много разных направлений. Есть краткосрочное обучение, долгосрочное, есть малая академия, где учатся дети.

— Насколько высок спрос на твоих выпускников со стороны лидеров IT-рынка Украины?

— Сегодня нет ни одной крупной, а может, и средней компании, где бы не работали наши выпускники. Более того, недавно мы провели исследование, выясняли, где они трудоустраиваются, и результаты выложили на сайте. Честно говоря, я был горд, когда увидел такие названия, как Skype, Microsoft, HP, Siemens, Студия Лебедева, EPAM, IBM…

— Много ваших выпускников уезжает работать за рубеж?

— Очень много, к сожалению или к счастью. IT-знания хороши тем, что они универсальны и позволяют работать в любой стране и в очень многих отраслях.

— Дмитрий, когда ты решил начать международную экспансию академии «Шаг»?

— Я встретился с одним из наших выпускников в Чехии, и оказалось, что компании Siemens, где он работал, очень не хватало квалифицированных специалистов. Так возникла идея открыть академию в Чехии. Наш выпускник Виталий Шаповалов предложил свою кандидатуру в качестве директора. Так появился первый зарубежный филиал.

— А в каких странах, кроме Украины, сегодня есть филиалы академии?

— В Чехии, Эстонии, России, Казахстане и Беларуси.

— Сколько стоит обучение в академии?

— У нас пять направлений, разные сроки обучения, разные программы. Цена зависит даже от региона. Понятно, что самый дорогой — Киев. Здесь обучение программированию стоит от 100 до 150 долларов в месяц.

— Каково вообще сейчас состояние IT-образования в Украине?

— Есть огромный потенциал. Вопрос в том, какие шаги предпринять, чтобы потенциал развить. Во всех вузах к этому подходят по-разному, и какие цели ставят, такие результаты и получают. Понять задачи можно, ознакомившись с программой обучения. Мы ставим прагматичную цель — устроить выпускника в IT-компанию. Цель государственной системы образования — подготовить специалиста для определенной отрасли. К сожалению, состояние, развитие отраслей экономики и требования к знаниям специалистов не пересматриваются много лет. И с этим связаны определенные проблемы, поскольку перечень входящих в программу обучения дисциплин весьма наукоемкий, часто чересчур. При этом не учитываются текущие потребности рынка.

Кстати, средний возраст нашего студента — 24 года. То есть мы в основном не обучаем студентов вузов. У нас учатся люди постарше, большинство из которых уже имеет высшее образование, а то и два. Но они рассматривают учебу в академии как путь изменения условий своей жизни.

— Дмитрий, по мнению экспертов, следующие самые значимые революции, связанные со Всемирной сетью, произойдут в трех сферах: медицине, государственном управлении и образовании. Насколько онлайн-образование изменит отрасль?

— Давайте рассматривать онлайн-обучение не только в рамках IT, но и в рамках образования вообще. Наша система пришла к нам еще из позапрошлого века. Большая часть процессов в обучении больше похожа на ручной труд. В эру автоматизации мы почти все делаем вручную. В первую очередь это методика группового образования, хотя у нас уже кардинально изменился принцип доступа к знаниям. Раньше этот доступ был ограничен, расстояние до знаний было огромное и время на их получение было невероятное, сами знания тщательно охранялись от широких масс и стоили довольно дорого. Теперь произошла революция, перевернувшая мир образования: знаний много, расстояние до них — это дистанция до компьютера или телефона, а цена зачастую равна стоимости Интернета. Но доступной информации стало невероятно много, и сейчас важно, можешь ли ты ее переработать, чтобы сделать правильный вывод. Если прежде интеллектуальным считался человек, обладающий энциклопедическими знаниями, то теперь важна их аналитичность — умение быстро обработать огромный объем информации и сделать правильный выбор. А значит, нужны совершенно другие подходы к образованию. Нас учили заучивать, зубрить, стараться знать много, обо всем и впоследствии делать выводы, основываясь на том, что мы помним. Сейчас мы должны делать выводы на основании информации, к которой имеем доступ в данный момент. Поэтому нужно, чтобы технологии образования отвечали сегодняшним реалиям и инструментам.

Но современное образование, как медаль, имеет обратную сторону. Есть вещи, которым невозможно обучить онлайн. Например, жонглированию или катанию на велосипеде. Кроме того, на некоторых этапах и во многих сферах все же очень важно прямое общение с учителем. Поэтому я считаю, что дистанционное обучение не сможет полностью заменить традиционное. Да, оно его сильно дополнит и изменит, но полностью не заменит.

Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

Полную версию интервью с Дмитрием Корчевским читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua