Культура та мистецтво

Вдова евгения весника нонна гавриловна: «в последнее время женя часто повторял: «я угасаю. Жизнь уходит от меня»

0:00 — 18 квітня 2009 eye 928

Девять дней назад скончался известный советский актер

Свою карьеру народный артист Советского Союза Евгений Весник начинал в Театре имени Станиславского, девять лет посвятил Театру сатиры и 29 — прослужил в Малом. Кстати, он первым в СССР сыграл Остапа Бендера! Но известен на всю страну стал лишь в 45 лет — после премьеры кинокомедии «Трембита». Впрочем, популярность не всегда была приятна Евгению Яковлевичу. Однажды в метро со словами: «Мама! Это же тот самый дурачок!» — в актера ткнул пальцем какой-то мальчишка. И хотя главных ролей на счету Весника не так много, все помнят его прокурора из «Летучей мыши», учителя математики (»Приключения Электроника»), лектора (»Аферисты»).

17 лет назад актер по собственному желанию оставил сцену. Из своей московской квартиры в легендарной сталинской высотке на Кудринской площади почти не выходил — болел. Когда пару лет назад журналист «ФАКТОВ» наведался к нему в гости, дверь открыла Нонна Гавриловна — жена Весника. Сам Евгений Яковлевич гордо восседал в… прихожей, переоборудованной под кабинет. На стенах квартиры — портреты хозяина в разных ролях. Тогда Весник быстро согласился на интервью, но общаться с ним было непросто. Во время беседы он то и дело ворчал: «Сколько можно по сто раз рассказывать одно и то же», но в конце концов признался, что внимание журналистов к его персоне тешит самолюбие. Вручил даже свою книгу «Дарю, что помню», подписав: «На память о подопытном».

Несмотря на комичную внешность и шутовские роли, у женщин Весник всегда пользовался успехом. О его победах на личном фронте даже легенды слагали. Одной из его многочисленных пассий была знаменитая цыганская актриса Ляля Черная, старше Весника на 14 лет. С бурными романами актер покончил, когда встретил настоящую любовь. Нонна Гавриловна — четвертая по счету жена Евгения Яковлевича. После кончины актера «ФАКТЫ» связались с его вдовой по телефону, чтобы выразить соболезнование.

«Фильмы со своим участием Женя смотреть не любил»

- Евгений Яковлевич в последнее время болел?

- Целый месяц пролежал в больнице, уже пошел вроде на поправку. Я его даже домой забрала. Врач сказал: «Лучше дома восстанавливаться, в больнице скучно лежать». Но через два дня снова угодил на больничную койку.

- В последние минуты вы были рядом? Успели проститься?

- Нет, к сожалению. Если бы я знала… Он ведь в реанимации лежал. Доктора меня все утешали: «На следующей неделе мы его, может, уже выпишем». Как бесчеловечно. Лучше бы сказали: «Мало ли что может случиться, сходите попрощайтесь». Нет! Мы с дочкой собрались к Жене в пятницу в 10 часов утра ехать, но его в четыре уже не стало.

- Было предчувствие беды?

- В последнее время он повторял: «Я угасаю. Жизнь уходит от меня». Был минорно настроен, все его раздражало, он уставал от общения, хотя и радовался, когда кто-то приходил. Совсем недавно обсуждал свою новую книгу-триптих с редактором издательства «Зебра».

- Евгений Яковлевич в последнее время много писал.

- Да, в свет вышло 17 книг. Последние две — «Записки актера» и «Сумасшедшая память» — появились одна за другой. Это воспоминания, истории из жизни, рассказы о городах, где он бывал. Еще две книги сейчас в печати, так что всего будет 19. У нас дома масса рукописей. Отдавая их в редакцию, грузили бумаги прямо в мешок.

- Вы помогали мужу?

- Ходила тихо по квартире, чтобы не мешать (смеется). Я относилась к Женечке как к ребенку, а он вел себя так, будто является моим сыном. Мы так играли. Старалась ему что-то вкусненькое приготовить. Раньше он всеядным был, но в последнее время аппетит пропал. Иногда насильно кормили его с ложечки.

- Весник любил смотреть фильмы, в которых снялся?

- Нет, хотя их часто показывали, особенно летом.

- А вам он больше всего в какой роли нравился?

- Это не фильм, а спектакль «Ревизор», в котором Женя играл Городничего. Пьесу они с Юрой Соломиным в Малом театре поставили. Это, конечно, вершина! Лучшей постановки, по-моему, нет. Многие говорят, что это лебединая песня Весника.

«Даже не представляла, что муж может поехать без меня на гастроли»

- Помните вашу первую встречу?

- Да, хотя уже столько лет прошло. Ведь прожили вместе 42 года! А наше знакомство очень интересное. Мой первый муж служил вместе с Весником в армии. Мы в Ленинграде как-то встречались с Евгением. Женя рассказывал позже, что еще тогда на меня глаз положил. Во второй раз увиделись спустя несколько лет. Я уже с супругом разошлась и с дочерью переехала из Ленинграда в Москву. Дочь, которой было 14 лет, просто бредила стать актрисой, и бывший супруг вспомнил о своем сослуживце, работавшем в Малом театре. Направил нас к нему. В тот день шла пьеса «Мои друзья». После спектакля мы встретились с Женей, и тогда будто искра между нами проскочила.

- Дочка стала актрисой?

- Женя сказал ей: «Я сейчас преподаю в цирковом училище, приходи, посмотрим тебя!» Посоветовал поработать с дикцией. Дочь таки поступила в Щукинское училище, но на втором курсе ее отчислили. Весник потом часто повторял: «Какое счастье, что ты не стала актрисой. Чтоб туда идти, надо Ермоловой быть». Сейчас дочь — генеральный директор книжного магазина «Москва».

- Чем вас Весник покорил?

- Он как-то «залез» в душу. У нас были удивительные отношения. Муж был как большой ребенок. Никогда не важничал, не считал себя звездой.

- В любви признавался?

- Каждый день говорили об этом друг другу. Я его называла Масиком или Мальчиком. А он меня — Золотцем, Мамочкой. Я всегда ходила на спектакли мужа. Если не присутствовала во время постановки, все равно каждый вечер приезжала его встречать, чтобы вместе возвращаться домой. И во время гастролей сопровождала. Мы на машине весь Союз исколесили. Артисты театра и эстрады хорошо знали меня. Я даже не представляла, как Женя поедет сам. Прибыв в гостиницу, разбирала вещи, бежала искать утюг, чтобы все погладить. Потом отправлялась за едой. Тогда продукты были проблемой. Случалось, и воды не было, чтоб побриться. Помню, в Феодосии поставили нам одно ведро воды — живи, как хочешь.

«Чтобы выразить соболезнование, из Одессы позвонила дочь хозяина, у которого Весник 57(!) лет назад снимал комнату»

- Евгений Яковлевич заслужил не только всенародную любовь, но и признание сильных мира сего.

- У нас дома все стены в грамотах, дипломах, наградах. Петросян вручил ему

Кубок юмора. К 10-летию программы «Говорит Москва» Женя получил золотой микрофон. За писательскую деятельность в 2002 году ему вручили венец.

В Малом театре была панихида. На сцене висели пять огромных портретов Жени из лучших его спектаклей, в том числе из «Ревизора» и «Оптимистической трагедии». Женин пиджак вывесили на сцене. Все удивились: «Мы не знали, что у Евгения Яковлевича столько наград». Это не только различные медали, но и ордена Красной Звезды, Дружбы народов. Орден «За заслуги перед Отечеством» ему вручил Ельцин.

На прощании было много людей, коллег Жени: Юра Соломин, Боря Клюев, Саша Потапов, Володя Дубровский. Из родного города Жени Кривого Рога приехали люди, звонили из Израиля. 57 лет назад в Одессе муж жил на улице Канатной. Представляете, дочка человека, у которого он когда-то снимал комнату, звонила: «Примите соболезнования». Президент России Дмитрий Медведев прислал мне телеграмму со словами сочувствия.

Он говорил: «Я пенсионер, никому не нужен. Всеми забыт!», а у него, оказывается, столько поклонников. Мне знакомая рассказала, когда покупала цветы, продавщица спросила: «Почему четное число? Вам на панихиду?» — «Да, иду попрощаться с Весником». Продавщица, совершенно не знакомый человек, протянула еще четыре гвоздички: «Положите и от меня».

- Пугачева не прислала телеграмму. Она ведь была студенткой Весника в цирковом училище?

- Не прислала. Из нее сделали звезду, Примадонну. Не надо о ней говорить. Они не общались.

- Евгений Яковлевич сам пожелал, чтобы его кремировали?

- Это было его завещание. В субботу на радио «Россия» выйдет программа «Говорит Москва», посвященная Евгению Веснику. Полтора месяца назад к нам домой приезжали сотрудники радио, и Женя записывал передачу «Говорит Москва» на несколько выпусков вперед. Читал любимых им в последнее время Виктора Астафьева и Аркадия Аверченко, так что я его голос буду еще слышать. Его уже вроде и нет, но для меня мой Женечка рядом…