Журналисты «Громадського TБ» Анастасия Станко (на фото в заголовке) и Илья Бескоровайный отпущены на свободу вчера вечером. Напомним, они были похищены в понедельник в Луганской области во время выполнения профессиональных обязанностей. Похищенных поместили в подвале одного из захваченных админзданий в центре Луганска. К ним долго никто не подходил, не выпускали даже в туалет. Позже Насте разрешили позвонить на родной телеканал, и она рассказала, что их не бьют и, возможно, захотят обменять на кого-то.
Террористы из «ЛНР» заявили, что задержали журналистов «за шпионаж в пользу украинской армии», и выразили недоумение, почему Станко и Бескоровайный отказались поговорить под запись со своими российскими коллегами. Судя по всему, сами так называемые коллеги были не прочь поучаствовать в допросе, как они уже не раз делали.
Процесс освобождения журналистов взял под личный контроль президент Украины Петр Порошенко. Руководители трех крупнейших телевизионных компаний России Олег Добродеев, Константин Эрнст и Владимир Кулистиков обралились к лидеру «ЛНР» Валерию Болотову с просьбой посодействовать освобождению Насти и Ильи. Что именно стало решающим моментом, пока не известно. Но боевики на микроавтобусе перевезли журналистов с места, где их удерживали, к захваченному сепаратистами зданию Луганской облгосадминистрации и отпустили.
Здесь группу «Громадського TБ» уже поджидали их коллеги из России, транслировавшие процесс освобождения в прямом эфире. Первым же вопросом был: «Вы согласны с выдвинутыми против вас обвинениями?» Не поддаваясь на провокацию, Настя с Ильей попытались уйти, но были остановлены: «Сюда! Стойте! Коллеги пахали, чтобы вас отпустили!» Вменяемые российские журналисты попытались успокоить страсти, но другие почему-то обвинили Настю и Илью в том, что украинские военные уничтожают мирных жителей и цвет русской журналистики (и одна, и другая информация неоднократно опровергнуты). Станко и Бескоровайный развернулись и ушли.
Порошенко по телефону поговорил с журналистами после того, как их освободили. Пресс-служба главы государства распространила его слова: «С облегчением воспринял это известие. Каждое сообщение о захвате заложников болью отдается в моем сердце. Особенно — когда речь идет о журналистах, людях, которых в зону обострения позвала профессия».
Свое заявление сделал и координировавший действия по освобождению журналистов начальник Управления информационной безопасности Нацгвардии Юрий Стець: «Мы сделали все возможное с помощью министра внутренних дел Арсена Авакова, а также других руководителей силовых структур, задействовали все каналы, чтобы журналисты вышли на свободу живыми и невредимыми. Но на будущее советуем всем координировать с МВД ваши планы в зоне АТО».
Не так давно Станко уже «попадала в плен». Настя готовилась ко включению в прямой эфир из поселка Меловое Луганской области, что на границе с Россией. Государственная граница здесь проходит по улицам и огородам и практически не обозначена. Незадолго до включения журналистку задержали российские пограничники, но после уплаты штрафа передали украинским коллегам.