Чтобы не допустить импортные авто в нашу страну, разрабатывается вариант введения дополнительной 23-процентной пошлины
Автолюбители искренне верили, что после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом наконец-то рухнет «железный таможенный занавес», отделяющий украинцев от качественных и недорогих европейских автомобилей. К сожалению, на нашем автомобильном рынке договор практически ничего не поменяет.
— Текст соглашения готовило еще правительство Азарова, и с тех пор в нем ничего не изменилось, — заявил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. — Стоимость автомобиля складывается из отпускной цены завода-изготовителя, акцизного сбора, пошлины, отчислений в Пенсионный фонд, сбора при первой регистрации и НДС. Так вот, кроме ввозной пошлины, ни одна из составляющих ценообразования этим соглашением не меняется. С пошлиной тоже не все просто. В первый год она остается 10-процентной. Дальше будет уменьшаться на 1 процент каждый год в течение девяти лет. То есть сейчас пошлина составляет 10 процентов, в следующем году — тоже 10 и только через год — 9 и так далее. Правда, в соглашении есть оговорка: если импорт из Евросоюза превышает за год 45 тысяч автомобилей, Украина вправе со следующего года ввести без согласования с ЕС защитную пошлину вплоть до 10 процентов. Хочу отметить, что речь здесь идет не о европейских марках, а об автомобилях, произведенных в ЕС, то есть на заводах в Европе. А это корейские Hyundai и Kia, которые выпускаются в Словакии, Toyota и Nissan «родом» из Англии, Франции, Испании, Ford из Германии.
По мнению эксперта, оговоренное количество в 45 тысяч автомобилей из ЕС в Украину уже давно поставляется. Даже в нынешнем катастрофическом для авторынка году автосалоны наверняка преодолеют эту планку. То есть власти Украины смогут и в дальнейшем отгораживаться от европейских автомобилей «защитной» пошлиной в 10 процентов. Причем не только в течение переходного десятилетнего периода, но и на протяжении дополнительных пяти лет. А значит, еще как минимум 15 лет наша страна имеет право сохранять таможенные барьеры для иномарок из Европы.
Когда же украинцы могут рассчитывать на снижение цен? Эксперты настроены пессимистично — никогда. По словам Олега Назаренко, автомобили каждый год становятся все сложнее, в них появляются все новые и новые системы, применяются передовые технологии и материалы. Поэтому машины постоянно дорожают. А следовательно, не исключено, что через 15 лет автомобиль при нулевой пошлине будет дороже, чем ввезенный сейчас по ставке 10 процентов.
— Скажу больше — соглашение с ЕС позволяет защищать внутренний рынок с помощью так называемых субсидированных и антидемпинговых пошлин, — отмечает эксперт. — И по нашей информации, представители украинского автопрома уже инициировали такое расследование с целью ввести 23,1 процента антисубсидированной пошлины.
На данный момент покупатель нового импортного авто в Украине переплачивает за него порядка 50—60 процентов в виде различных налогов и сборов. Как результат, цены на машины в нашей стране едва ли не самые высокие в Европе. Подумать только, жители беднейшего европейского государства должны платить за автомобили больше немцев, голландцев или поляков! Мало того, в ближайшей перспективе не будут сняты и заслоны перед импортом подержанного автотранспорта, который соглашение с Евросоюзом вообще не затрагивает. Снижение на 1 процент относится к так называемому торговому обороту, то есть к поставкам компаний. Растаможка бэушной иномарки из Европы, как и прежде, будет обходиться в несколько раз дороже самого автомобиля.
— Меняются президенты, правительства, но наши чиновники упорно продолжают бороться с «автохламом» из Европы, — говорят эксперты. — Доборолись до того, что средний возраст автомобиля в Украине сейчас составляет 18 лет. По дорогам сплошь и рядом ездит насквозь проржавевший металлолом, а мы боимся впустить к себе 5—10-летние европейские иномарки, чтобы украинцы наконец-то могли пересесть с дряхлых дедовских «Жигулей» на современные машины с подушками безопасности.
Причина такой политики государства вроде бы весьма патриотична — желание оградить отечественный автопром от конкуренции. Считается, что когда-нибудь он станет на ноги, выйдет на другие рынки, начнет создавать в Украине новые рабочие места. Дескать, «вот тогда и заживем, а пока придется помучиться». Но идут годы, десятилетия, а положение отечественных автозаводов только ухудшается и, судя по всему, будет ухудшаться и дальше. Ведь перспектив продавать на европейском рынке «Ланосы» или «скрученных» в Украине «китайцев» нет никаких. У Европы достаточно своих более качественных, безопасных и экономичных автомобилей. Пробиться на российский рынок собранным в Украине малолитражкам тоже весьма непросто — автоконцерны с мировым именем построили в России собственные предприятия. Остается только украинский рынок — но он слишком мал, чтобы «прокормить» хотя бы один современный автозавод. В последние годы у нас продавалось порядка 200 тысяч машин в год (а в этом году «благодаря» потере Крыма и девальвации можем получить 100—150 тысяч). Между тем предприятия Toyota, Ford или Volkswagen с полным циклом производства должны для выхода на рентабельность выпускать порядка 200—300 тысяч машин ежегодно. То есть сама идея поддерживать народными деньгами автопром, выпускающий продукцию, не нужную нигде, кроме Украины, абсурдна!
Зачем же мы продолжаем всей страной дотировать бесперспективные заводы, а фактически, сборочные цеха? Почему украинские автомобилисты обречены платить «оброк» отечественным автоолигархам, втридорога покупая автомобили, на которые европеец с самым скромным достатком даже не посмотрит? По словам экспертов, намного разумнее снять все торговые барьеры и постараться привлечь в Украину известного автопроизводителя, машины которого было бы не стыдно экспортировать как в страны СНГ, так и в Евросоюз. Увы, приход автоконцерна с мировым именем не выгоден автоолигархам, которые, как бы ни менялась власть в Украине, почему-то всегда оказываются с ней дружны.