По случаю окончания десятого класса Богдан Кирияк написал вальс, который высоко оценили в Одесской музыкальной академии
16-летний Богдан Кирияк на первый взгляд ничем не отличается от других воспитанников одесской школы-интерната № 93 для слабовидящих и незрячих детей. Он так же ходит, вытянув руки вперед, так же читает книги со шрифтом Брайля. Но стоит пареньку сесть за фортепиано или взять в руки аккордеон, как все кругом умолкают — пальцы легко перебирают клавиши, извлекая мелодию.
Богдан виртуозно играет на трех музыкальных инструментах, знает наизусть свыше сотни произведений. А еще он пишет музыку и прекрасно поет. Не раз был победителем различных международных конкурсов. При этом Богдан никогда не видел нот. Одаренный юноша — незрячий с рождения…
— Сыночек родился шестимесячным, поэтому с первых дней началась борьба за его жизнь, — рассказывает Ольга Кирияк, мама Богдана. — О том, что он не видит, мы узнали, когда ему было три месяца. В этом возрасте ребенок уже должен реагировать на игрушки, разные предметы, а у Богданчика реакция отсутствовала. Худшие подозрения подтвердили медики, сказав, что исправить, увы, ничего невозможно. В институте имени Филатова врачи обнаружили сплетение фиброзных нитей в глазном дне. Гормональные уколы не подошли — сын чуть не умер. Несколько раз его наблюдали в стационаре, рекомендовали витаминную поддержку. И все… Но все-таки не теряю надежды: вдруг он сможет видеть… хотя бы «для себя».
— А когда Богдан увлекся музыкой?
— В три годика. Когда мой отец, дедушка Богданчика, играл на баяне и аккордеоне, малыш так заслушивался, что переставал капризничать, и можно было спокойно его кормить, купать. О том, что у сына «прорезался» музыкальный слух, тогда не думали. Но заложенное природой взяло верх: Богдан буквально грезил музыкой. Когда сыну было пять лет, наш хороший знакомый подарил старенькое пианино, и Богдан начал наигрывать мелодии. Так окончилась тихая жизнь в округе — ни мы, ни соседи уже не могли спокойно отдохнуть. Бывший владелец фортепиано порекомендовал нам учителя, Таисию Сидоровну, которая жила по соседству, в нашем селе Крыжановка. Она стала обучать сына профессиональной игре, заметив, что в ее практике еще не было таких способных детей.
А потом восемь лет мама ежедневно возила Богдана за 40 километров в Одессу, в школу-интернат:
— Утром выезжали, а в полдевятого вечера возвращались домой. Дело в том, что у Богдана не ладилось со здоровьем. Во втором классе он сильно заболел и чуть не погиб. Требовалось индивидуальное домашнее питание, закаливание, лечебные процедуры. Сейчас сына забираю домой только на выходные, а по понедельникам привожу. В школе он адаптировался. Здесь детки в своей стихии: свободно передвигаются, иногда могут позволить себе пробежаться, знают каждый закоулок…
— Мне в школе очень нравится, — вступает в разговор Богдан. — Нас обучают обращаться с тростью. С ней я уже свободно передвигаюсь — нащупываю препятствие и, значит, не упаду.
Пока другие ребята гуляют по территории интерната, Богдан торопится в музыкальный класс: на базе учебного заведения работает филиал школы искусств № 5. Там паренек проводит большую часть времени.
— Наш филиал открылся 15 лет назад, — рассказывает преподаватель музыки Тамара Бабенко. — И могу сказать, что таких учеников, как Богдан, еще не встречала. У мальчика — талант от Бога. Он научился играть, не зная нотной грамоты. Может рассчитывать исключительно на слух и музыкальную память — их тренировал самостоятельно. Для того чтобы выучить даже небольшую композицию, ему приходится прикладывать колоссальные усилия. Богдан очень работоспособный и целеустремленный. Как правило, незрячие дети зажаты: напряжены руки, шея, туловище. Понадобилось более полугода, чтобы «расслабить», выровнять пальчики. На каждом занятии мы выполняем физические упражнения. Занимаемся по специальной методике. Я диктую ноты, и мы с учеником их рукой «кладем» на аккордеон. Богдан теперь играет, можно сказать, безукоризненно. Причем не только на аккордеоне, а и на фортепиано и бандуре, которые освоил самостоятельно.
Знаете, не каждому дано выйти на сцену и достойно исполнить то, что он выучил в классе. Бывает, ученик прекрасно освоил предмет, все знает. Но выходит на сцену и… теряется: не может взять себя в руки. Ведь чувство артистизма дано не каждому. А у Богдана есть это чувство.
Когда я задаю ему произведение, он просит: «Сыграйте, пожалуйста». Сидит и слушает. Если молчит, то значит, что вещь ему не нравится и нужно подыскивать что-то другое.
*"Богдан — очень одаренный мальчик, но при этом целеустремленный и работоспособный", — говорит преподаватель музыки Тамара Бабенко
Ученики школы искусств ходят на концерты в филармонию. Преподаватели договариваются, чтобы воспитанников провели за кулисы прикоснуться к альту, контрабасу, арфе, ведь дети не знают, как они выглядят. Гитарист Дмитрий Земский, увлекающийся этномузыкой, после концертов всегда знакомит ребят с редкими инструментами. Так, например, привез из США остов черепахи, в котором есть три дырочки. При ударе «барабан» издает удивительные звуки…
— Богдан, — интересуюсь у паренька, — о чем ты мечтаешь?
— Мечта у меня одна — музыка. Здесь я хочу достичь каких-то вершин. Ведь это лучшее из всего, что могу делать в этом мире, что у меня получается. Хотя обделенным себя не считаю.
— Богдан — личность музыкально многогранная, — замечает Тамара Бабенко. — Он отлично поет. Теперь солирует в школьном хоре.
Кроме того, Богдан и сам сочиняет музыку. Свой первый вальс написал, когда ему было 11 лет, стоя под душем. «Держал в голове» лирическую мелодию и сыграл ее, как только вышел из ванной. Специалисты убеждены: у паренька феноменальная память. А Богдан мечтает о том, чтобы в жизни появился наставник, который научит его читать ноты по азбуке для слепых.
— Когда я услышал романс в исполнении Богдана на одном из конкурсов, то был поражен, — говорит народный артист Украины, оперный певец, профессор Одесской музыкальной академии Анатолий Дуда. — Он сам себе аккомпанирует, однако распылять талант не стоит, нужно сосредоточиться на вокале. Я познакомил мальчика с Анной Джулай, доцентом кафедры сольного пения нашей музыкальной академии.
С первой же ноты гаммы, взятой Богданом, Анна Андреевна воскликнула: «Молодец!». И далее следовало: «Хорошо! Умница! Ой, молодец!». Она так доходчиво объясняла простые, но столь необходимые для начинающего вокалиста профессиональные секреты, что голос Богдана зазвучал еще лучше.
— С ним работать надо осторожно, — считает Анна Джулай. — Надо беречь голос, чтобы его не сорвать, чтобы не появилась в нем хрипота. В 18—19 лет, когда заканчивается мутационный период, Богдан сумеет овладеть академическим звуком.
На летних каникулах основная аудитория слушателей Богдана — его семья.
— Особенно любят слушать три сестрички — две двоюродные и родная, Санька, которой нет еще и трех лет, — объясняет Богдан. — Говорят, когда я играю, даже Луна и Тошка замолкают (овчарка и болонка, живущие в доме. — Авт.). Собачки знают, что я их очень люблю…
— Каких еще животных ты любишь?
— Дельфинов. От них идет большая энергия. Помню, как первый раз в жизни попал в дельфинарий — туда нас привели учителя — и прикоснулся к дельфину. Кожа у него такая гладенькая и растягивается, когда он двигается. Зубы — вытянутые, выстроенные в два ряда. Нас водили туда еще несколько раз(доказано, что общение с дельфинами благотворно влияет на нервную систему детей. — Авт.), я плавал на Гулливере. Тренер сказал, чтобы я держался за плавник, и мы понеслись по кругу! Огромный дельфин, он весит 210 килограммов и плавать любит быстро: 40—50 километров в час. Меня же возил со скоростью километров пятнадцать! Он чувствовал себя хозяином бассейна и меня не слушал: я ему говорю — быстрее, а он — наоборот, медленнее. Когда я надел кольцо на свой нос и мотнул головой, оно слетело и попало прямо на нос дельфину! Это случайно получилось (даже тренер удивился), но я думаю, что дельфин просто поймал это кольцо, ведь их учат разным трюкам. А потом он стал на хвост, я обхватил его за туловище руками и ногами, как сказал тренер, и мы закружились «в танце», постепенно уходя под воду. Просто сказка! (Улыбается. — Авт.) В воде я очень комфортно себя чувствую, ощущаю бодрость, люблю кувыркаться, плавать далеко-далеко. Стараюсь закаляться.
Богдану, рассказывает его мама, нужно постоянно делать лечебные процедуры, массажи. Все это — за средства семьи, а их не хватает даже на самое необходимое.
— Некоторые ребята могут различить «пятно» окна либо дверей, — говорит Ольга. — Богдан же не видит ничего. Правда, когда в очередной раз мы с сыном лежали в клинике Филатова, я каждое утро и вечер ходила с ним к иконе Почаевской Божьей матери и молилась. И однажды в уголке левого глаза у сына появилось ощущение солнца.
— Вообще-то отсутствие зрения я не считаю каким-то недостатком, — признается Богдан. — Если Бог не дал мне возможности видеть, то, может, дал что-то другое. Но все-таки верю и надеюсь, что когда-нибудь смогу видеть — хотя бы немного. Ведь чудеса случаются.
Недавно Богдан сочинил произведение «Голос сердца». Оно появилось после того, как подросток посетил Почаевскую лавру.
— Мне очень нравятся такие поездки, особенно купание в святых источниках, — говорит подросток. — Однажды в Пантелеймоновском монастыре случилась интересная история. По дороге туда я где-то потерял свою шапку. Долго ее с мамой искали, но так и не нашли. А в трапезной неожиданно подошла монашка и подарила мне… другую шапку, шерстяную. Сказала, что сама ее вязала, зная, что за ней должен прийти мальчик. Кстати, эта шапка сейчас очень помогает — когда болею, ее на грудь кладут, как компресс. Но самое интересное, что, когда мы вернулись в автобус, та шапка, которая якобы потерялась, лежала прямо на моей сумке. Как будто ее кто-то положил…
Фото автора