Дончане массово покидают город, на окраинах которого уже идут бои. Закрываются даже крупные торговые центры. Почти все автосалоны, оружейные и ювелирные магазины прекратили работу еще месяц назад. Постепенно с полок магазинов исчезают продукты. Улицы пустынны даже днем. Автоматчики на улицах, а также в грузовых «Уралах», автобусах и даже… каретах скорой помощи стали для горожан чуть ли не привычным явлением. Однако появление в Донецке шестого июля целых колон бронетехники и тяжелых орудий — в день, когда украинская армия вошла в Славянск, стало для многих жителей областного центра последней каплей в чаше терпения. Заявив близким: «Пора!», они начали паковать вещи.
— Все. Мы решились, — опустив глаза, говорит моя знакомая Анна (имя изменено). — Сын уже уехал из Донецка в безопасный регион Украины, поступил в институт. Мы с мужем тоже нашли там работу. Конечно, не такую, как здесь, но все же… Квартиру-двушку осилим — сняли пока на два месяца. А со временем, возможно, и вернемся…
— Да все образуется, — пытаюсь утешить ее, убеждая в том, что это не преступление уехать от реально нависшей угрозы, сберечь себя хотя бы ради близких, которые не могут или не хотят покидать город, опасаясь разграбления жилья.
Мародерство, грабежи, разбои и похищения людей стали ежедневными проблемами Донбасса. Но граждан пугает не только это.
— Как «работает» артустановка «Нона», мы по видеокадрам из Славянска уже видели, а как стреляет ракетно-зенитный комплекс «Гюрза», который в Донецк притащили, знать не хотим, — срывается в плач собеседница, которую не покидает чувство вины за то, что у нее есть возможность убежать, а кто-то остается один на один перед лицом не объявленной, но самой настоящей войны. — А как здесь будут жить люди, если введут военное положение? А при блокаде? Говорят, что это не коснется мирного населения. Но в Славянске и блокады не объявляли, а горожане жили без света, воды, продуктов и денег. Потом и выехать уже никуда не могли. Не выпускали…
На блокпостах украинской армии, и правда, не пропускают в определенные точки, так как дорога может быть заминирована. Вспомнилось, как чуть раньше пресс-служба Донецкой облгосадминистрации разослала письменное предупреждение корреспондентам, направлявшимся на пресс-конференцию освобожденных из плена членов миссии ОБСЕ: «Осторожно, на повороте работает снайпер» (и была указана дислокация огневой позиции).
Сами горожане обмениваются печальным опытом в соцсетях: «В маршрутке № 136 проверяют документы», «Объезжайте кольцо, там стрельба», «Магазин на квартале закрылся, его ограбили, координаты ближайшей торговой точки сообщу позже».
На блокпостах ополченцев так называемой Донецкой народной республики («ДНР») тоже могут не пропустить. Если постовому, например, понравится ваш автомобиль. Но теперь уже вряд ли открыто услышишь: «Машина нужна республике». «Республиканцы», которые довольно часто дежурят рядом с гаишниками, похоже, не только друг другу не мешают работать, но и переняли опыт у стражей правопорядка, развив и упростив его в военных условиях. Могут просто сказать, мол, им кажется, что вы пьяны, или… прописка у вас «вражеская» — киевская или днепропетровская. Печально, конечно, если у вас незаконно отнимут автомобиль. Но это еще не самое страшное. Вы сами можете оказаться в неволе.
*С «ДНР"овских плакатов жителей Донбасса продолжают пугать «фашистскими концлагерями», призывая вступать в ряды ополченцев (фото автора)
«ФАКТЫ» уже писали о том, что отца солдата украинской армии, который вез сыну домашнюю еду на блокпост под Краматорском, на обратном пути захватили в заложники. Его как «пособника фашистов» продержали в застенках Краматорского горотдела милиции 11 дней.
Увы, об «эвакуационном коридоре» для беженцев воюющим сторонам договориться до сих пор не удается.
Представители пророссийски, а вернее сказать, «просоветски» настроенных жителей, невзирая на печальный опыт Славянска, продолжают верить, что возможно устроить коммунистический рай путем военного переворота. Главное, по их мнению, чтобы «хунта» и «правосеки» не мешали — то есть правительство Украины и армия. Даже когда пенсии, социальные выплаты и зарплаты бюджетникам в который раз блокируют из-за очередного захвата сторонниками «ДНР» Госказначейства, все равно «виноваты хунта и правосеки». Так считают люди, обманутые агрессивной российской пропагандой, разжигающей межнациональную вражду, нетерпимость и ненависть к Украине.
«Посмотрел телевизор, потом отходил три дня. Фашисты захватили Киев, построили там крематорий, где сжигают останки русских, которых режут на органы», — заявил мне знакомый, такой же, как и я, русскоязычный житель Донецка. Мои доводы и сделанные при нем звонки в столицу родне и коллегам, не помогли. Правда, жертву российской пропаганды немного «попустило», когда товарищ подробно рассказал ему, как «мирные» ополченцы «ДНР» отняли у него бизнес. «Жалуйся в «НКВД ДНР», или Пушилину», — посоветовал ему друг. Тот… послушался. После чего прозрели уже оба. «Я пошел с жалобой в здание Донецкой облгосадминистрации, — рассказывал потом предприниматель, — а меня остановили автоматчики, какие-то чеченцы, скрутили и отправили в подвал. Хорошо, что телефон не отняли. Позвонил на их «горячую линию». Выпустили к вечеру, на выходе забрали телефон. Пообещали, что если еще раз явлюсь, отправят на исправительные работы — лес валить или рыть окопы. Жалоба так и осталась у меня в кармане. Не видел я в том здании никакого правительства, там банда какая-то».
«Ситуация в Донецке спокойная и тревожная одновременно, — рассказала после тотальной оккупации областного центра военизированными формированиями террористов телеканалу rusvesna. su пророссийски настроенная редактор местной газеты. — Теперь, когда в город прибыли «стрелковцы» (войска под командованием Игоря Гиркина с позывным «Стрелок». — Авт.), надеюсь, все изменится… Фашисты (украинская армия. — Авт.) хотят замкнуть кольцо окружения вокруг Донецка, но благодаря ополченцам эта задача не выполнена. Взять Донецк в кольцо врагу не удается. Украинские силовики ведут себя как захватчики. Большая часть населения понимает, что в город пришли люди, которые наведут в порядок и защитят его жителей».
А в это время «гаранты порядка» вывозят установленные у мемориального комплекса-музея Великой Отечественной войны (у монумента «Твоим освободителям, Донбасс» в парке Ленинского комсомола) противотанковые пушки и даже танк Т-54 (1941—1945 годов). Та же участь уже постигла бронемашины, стоявшие на постаментах в Константиновке и Торезе. Теперь жители области с опаской интересуются друг у друга: «А танк у театра все еще на месте? А самолет по дороге в аэропорт?» — «Погодите, и до них «наширебяты» доберутся!» — говорят в ответ.
С момента появления ДНР слова «наширебяты» и «дедывоевали» местные жители стали писать слитно, обозначая ими террористов-грабителей, прикрывающихся героическим прошлым нашего народа. С кличем «Мы отсюда не уйдем, здесь наши деды воевали!» пророссийски настроенные «внуки» разгромили и захватили здание облпрокуратуры, напали на военнослужащих внутренних войск — своих же земляков, стоявших в оцеплении. Милиционеры и юные солдаты-срочники пострадали.
Самой главной проблемой на Донетчине стала инфляция. И речь, в первую очередь, даже не о стоимости денег, а о… обесценивании человеческой жизни. О, как казалось недавно, незыблемом праве на защиту свободы, элементарной безопасности нахождения на улице, в общественных местах и даже дома…
Шестого июля жители Славянска лицом к лицу встретились с «кровожадными правосеками» — то есть с украинскими военными, и наконец-то поняли, что только с ними в город вернулся привычный порядок. И власть, которая даст в дома свет, воду, выплатит зарплаты и пенсии. Которой можно, наконец, писать жалобы! И при этом рассчитывать на адекватное разбирательство и реагирование, а не заключение в подвале за то, что вошел в коридоры власти без корочки ополченца «ДНР». Когда заложники покинули «тюрьму», горожане увидели, что людей там месяцами содержали, как скот. Кстати, большая часть «арестантов» в горотделе милиции Славянска являлась не «политическими» — журналистами, военнопленными, а… своими же проштрафившимися ополченцами или обычными гражданами, попавшими туда по чьему-то доносу без суда и следствия. То есть местными жителями!
В Донецке последние признаки присутствия власти стали исчезать с появлением на улицах колонн «Уралов» с автоматчиками, БТРов и танков. Тем не менее обманутые путинской пропагандой люди продолжают оправдывать даже грабежи! В частности, старушки, не вкусившие еще прелестей жизни в захваченном террористами городе, наблюдая за захватом здания Нацбанка, спокойно спрашивали: «А что это «берут»? НБУ? Ну, значит, эти деньги нужны нашей молодой республике». С сегодняшнего дня у пенсионерок, надеявшихся на возврат в СССР, появится дополнительный повод для «оптимизма» — Госказнайчество объявило о блокировании выплат в оккупированных Донецке и Луганске.
— В окна квартиры моих родителей из расположенного напротив корпуса института «смотрит» дуло пулемета. Куда жаловаться? — задается риторическим вопросом житель Донецка Сергей. — А моего друга-студента выгнали из общежития — там расквартировали каких-то русских и чеченцев. Они в одном только в Донецком национальном университете два девятиэтажных общежития заняли. Столько же — в общагах Медуниверситета. В Донецком юридическом курсантов из казарм выселили. Даже их милиция не защитила! У нас что, уже военное положение? В Донецке будет второй Славянск? Кто их всех сюда звал, а главное, кто пропустил?
Проукраински настроенные жители Донбасса, объединившись в соцсетях, дружно голосуют не за какие-то мистические договоренности с террористами, которые те тут же нарушают, и не за введение военного положения или блокаду, а прежде всего за ЗАКРЫТИЕ ГРАНИЦ, откуда поступают свежие силы оккупантов и новейшая техника.
Фото в заголовке: fotobank.com