Культура та мистецтво

Мария Куликовская: «Я вручную сшила украинский флаг и, завернувшись в него, легла на лестнице Эрмитажа»

23:45 — 11 липня 2014 eye 5180

Молодая художница из Крыма отказалась выставлять свои работы на европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 в Санкт-Петербурге, но провела там художественно-политическую акцию

«ФАКТЫ» неоднократно писали об известной художнице-новаторе Марии Куликовской, работы которой выставлялись, например, в столичном центре современного искусства «PinchukArtCentre». В качестве материалов для своих произведений Мария использует соль, мыло, сахар, молоко и даже собственное тело. Она получила приглашение принять участие в одной из программ европейской биеннале современного искусства Manifesta 10, который на днях открылся в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

— Это приглашение пришло еще в начале года, и я была готова показать в Питере образцы своего творчества, но когда в марте российские войска оккупировали мой родной Крым, написала в оргкомитет биеннале письмо с отказом от участия в нем, — рассказала «ФАКТАМ» Мария Куликовская. — Меня возмутило, что европейские организаторы этого международного проекта не перенесли место его проведения из России в какую-либо другую страну.

Сейчас я одна из многих тысяч вынужденных переселенцев, выехавших из Крыма. Живу в Киеве. В двадцатых числах июня встретила основательницу известного на всю страну донецкого арт-фонда «Изоляция» Любовь Михайлову. («Изоляция» — это культурный центр, где до недавнего времени демонстрировалось современное искусство. Ныне, к сожалению, его захватили боевики. — Авт.) Во время беседы с Любой родилась идея: я поеду в Эрмитаж на открытие биеннале и найду способ заявить там протест против того, что Россия сейчас творит на территории Украины. Договорились, что если в Питере попаду в полицию, Любовь наймет адвоката, чтобы попытаться меня освободить.

В Санкт-Петербург отправилась с другом, фотохудожником Алексеем Солматовым. В поезде я думала, какой будет эта акция. Остановилась на замысле с использованием украинского флага. Я несколько дней приходила в Эрмитаж — в залы, где начала работу Manifesta 10. Осмотрела практически все экспонаты и была разочарована: все какое-то приглаженное, бесконфликтное. А ведь современное искусство по своей сути должно быть по-хорошему задиристым, нести провокационный, злободневный посыл. Для России, где все больше ограничивается свобода граждан, это особенно актуально. Увиденное еще более придало мне решимости разбередить тихое болото, которое представляет из себя выставка. Свою акцию назвала 254 — это номер, под которым я официально зарегистрирована в государственных органах Украины в качестве вынужденной переселенки из Крыма. Приурочила ее к печальной дате — четыре месяца назад началась оккупация полуострова.

Я пошла в специализированный магазин и выбрала двухметровые отрезы синей и желтой ткани. В этом торговом заведении есть швея с машинкой. Я попросила ее сшить куски, но женщина отказалась. В ее глазах читались недоверие и подозрительность. Пришлось приобрести еще и нитки с иголкой. В это время в Питере была моя киевская подруга. Позвонила ей. Мы встретились, пошли на квартиру, в которой подруге предоставили пристанище. Хозяев дома не было. В спокойной обстановке вручную я сшила флаг.

— Как вы пронесли его в Эрмитаж?

— В рюкзаке. В музее мы зашли с подругой в туалет. Там я накинула на себя знамя, а сверху — летнее пальто. Основная выставка биеннале проходит в корпусе, который все называют генеральным штабом. К нему ведет довольно длинная монументальная лестница. Сбросив пальто, я легла на ней с головой завернутая во флаг. Тем самым стремилась привлечь внимание россиян, организаторов и участников Manifesta 10 к беде, обрушившейся на нашу страну по воле Кремля.

Основная часть посетителей делала вид, что ничего особенного не происходит.

*Марии удалось 20 минут пролежать на ступенях Эрмитажа, укрывшись сине-желтым флагом, пока ее не задержала охрана (фото Богданы Косминой)

Некоторые чуть ли не шепотом говорили: «Сине-желтый флаг». Почему-то никто не сказал, что стяг украинский. Ко мне обратился лишь один человек — молодой, видимо, не очень хорошо воспитанный парень. «Это перформанс?» — спросил он. Напомню, что это одна из форм современного искусства, особенность которого в том, что художник выражает свой творческий замысел в тех или иных действиях. Этот жанр предполагает, что я решаю, как все будет происходить и чем закончится. Но в данном случае все было совершенно непредсказуемым. Так что перформансом этот мой проект назвать нельзя. Парень выразил свое недовольство по-хамски. Цитирую дословно: «Можно я лягу сверху, а потом насру?»

Я боялась, что ко мне сразу же прибегут охранники или полицейские. У меня с собой был мобильный, чтобы в случае худшего развития событий позвонить маме и Любе Михайловой, которая бы наняла адвоката. Время шло, а никто из стражей порядка не являлся. Я пролежала под флагом целых двадцать минут.

— Наверное, замерзли за это время на каменных ступенях?

— Нет, даже нравилось, что они холодные, ведь от неимоверного волнения меня бросало в жар. И вот охрана Эрмитажа спохватилась. Меня подняли, повели в служебное помещение. Алексей последовал за нами, продолжая снимать видео. «Мы тебя в психушку упечем», — кричал на меня какой-то дядька.

— Не пытались сбежать?

— Не было смысла — площадь возле Эрмитажа в тот день была оцеплена полицией. К тому же нас зафиксировали камеры видеонаблюдения. Сотрудники Эрмитажа кому-то докладывали о ЧП. Пока начальство решало, что со мной делать, один из задержавших меня людей заявил: «Если бы у тебя был российский флаг, мы бы претензий не имели. Даже если бы ты вздумала голой обернуться в знамя».

— Чем все закончилось?

— Кто-то из руководства дал по телефону команду нас отпустить — видимо, решили, что скандал им ни к чему. Мы затем всю ночь гуляли по Питеру. Надеялись найти открытое парадное, чтобы пробраться на крышу и водрузить знамя. Но буквально все двери оказались на замках. К тому же мы обнаружили, что в городе повсюду установлены камеры наблюдения. Так что привезла флаг в Киев.