Сегодня Национальному союзу журналистов Украины исполняется 50 лет
24 апреля Национальный союз журналистов Украины (НСЖУ) отмечает 50-летний юбилей. Возраст, когда принято подводить итоги и корректировать то, что, возможно, было сделано не совсем так, как хотелось. По словам главы НСЖУ Игоря Лубченко, если в советские времена лучшей оценкой журналистского труда были выговоры от комсомольских и партийных руководителей за «неправильные» публикации, то сегодня свидетельством высоких достижений считается уважение непримиримых оппонентов. Сам Игорь Федорович полагает, что главное для современного журналиста все-таки призвание. Ведь в журналистику он пришел не случайно: уже после четвертого класса школы юный «графоман» «бомбил» редакцию районной газеты своими стихотворениями. По словам Игоря Лубченко, до сих пор он полноценно отдыхает только на работе, которой отдано уже больше пятидесяти лет «Современная журналистика очень разная, но очевидно одно: она стала более профессиональной и открытой. Журналисты уже не просто констатируют факты, они анализируют проблемы и даже подсказывают политикам выходы из сложных ситуаций», — сказал «ФАКТАМ» накануне юбилея НСЖУ его руководитель Игорь Лубченко.
- У Национального союза журналистов Украины, который вы возглавляете вот уже много лет, полувековой юбилей. Как изменилось качество отечественной журналистики? Можете похвастаться достижениями в области свободы слова, Игорь Федорович?
- Боюсь сглазить, но все же скажу: НСЖУ во всех перипетиях выстоял, не раскололся, несмотря на всяческие трения. Союз растет численно. Только за прошлый год наши ряды пополнили больше тысячи человек. Мне лично это очень приятно. И когда у меня спрашивают, мол, почему же не все журналисты являются членами вашего союза, я отвечаю: «А этого и не нужно, у нас ведь общественная организация!» Членами Союза журналисты становятся, прежде всего, чтобы добиться профессионального общения с коллегами, посещать наши семинары. НСЖУ также защищает журналистов от «наездов» властей, особенно региональных. Правда, у нас это не всегда получается, поскольку некоторые местные руководители считают газеты своей собственностью.
Не секрет, что ежегодно мы ведем борьбу с «Укрпочтой» за то, чтобы они не повышали тарифы на доставку периодики. Последние шесть лет в этой борьбе мы побеждали. В частности, в 2008 году я дважды встречался с Президентом, министром юстиции, и Союзу журналистов удалось убедить власти установить тарифы на уровне, не превышающем существующую инфляцию.
- Игорь Федорович, в последнее время спорят о том, есть ли будущее у печатных средств массовой информации. Мол, со временем газеты и журналы заменит интернет
- (Смеется. ) Не волнуйтесь, и вы, и ваши дети, и дети вашего главного редактора Александра Ефимовича Швеца спокойно доработают в «ФАКТАХ». Наши люди еще очень долго будут привыкать к интернету. А интерес к газетам по-прежнему очень большой, я знаю, что многие до сих пор делают вырезки из газет. Что лично мне нравится в «ФАКТАХ»? Прочтя заголовок, ты понимаешь, чему посвящена статья. Человек получил необходимую информацию, и если ему это интересно, он будет читать дальше, более подробно.
Но у вашего вопроса есть еще один аспект. До недавнего времени было много газет, которые просто перепечатывали материалы из интернета, иллюстрировали их интересными картинками и пытались таким образом зарабатывать деньги. Какое-то время читатели на это «покупались», а потом поняли, что незачем за такие, с позволения сказать, газеты отдавать свои кровно заработанные деньги. Вы знаете, что с 1994 года в Украине зарегистрировано более 22 тысяч газет? В настоящее время выходит не больше пяти тысяч! Где остальные? Да просто перестали выходить. Люди их не покупают из-за низкого профессионализма. Все-таки очень важно базовое журналистское образование, а не так как сейчас: «прутся» все кому не лень и кому кажется, что в СМИ можно легко заработать деньги.
- Вы говорите «базовое образование». Считаете, что можно научить писать? Ведь журналистика — это все-таки призвание, а не ремесленничество.
- Научить писать нельзя, это однозначно! Но можно научить правильно делать газету, подбирать резонансные темы, представлять все точки зрения. Кроме того, должна присутствовать журналистская этика. Так что современная журналистика, это, конечно же, в первую очередь призвание, умноженное на ремесло. Перед газетными менеджерами стоит еще и задача зарабатывания денег. Ведь в советские годы ни один корреспондент понятия не имел, сколько стоит бумага, услуги по доставке, типографии и так далее. Я считаю, что сейчас все-таки есть возможность делать качественную газету, которая к тому же может приносить неплохой доход. Для этого необходим профессиональный коллектив и очень хороший менеджер — главный редактор. Правда, редактор должен быть очень принципиальным человеком, чтобы инвесторы ему не диктовали, как журналисты должны освещать то или иное событие. Иначе это будет не газета, а боевой листок какой-либо партии или отдельного олигарха.
С другой стороны, абсолютно свободной журналистики, наверное, быть не может. Журналисты в какой-то мере отражают точку зрения главного инвестора. Поэтому людей, финансирующих издание, должно быть несколько. Но они ни в коем случае не должны вмешиваться в редакционную политику. Если инвесторы грамотные люди, то они обязательно поймут, что газета будет интересной и популярной лишь в том случае, если в ней будут представлены различные точки зрения. Причем аргументированные, а не так, как сейчас порой подают информацию некоторые СМИ: мол, НАТО — это плохо — и точка. Или русский язык как второй государственный — это хорошо. Аргументы должны быть серьезными, тогда оппоненты тебя, может быть, и не будут любить, но наверняка станут уважать.
- Как вы считаете, понятие цензуры все еще актуально для современной журналистики?
- Думаю, что сейчас существует скрытая цензура. Преимущественно в регионах, там, где учредителями газет являются местные органы власти. Например, недавно мы поймали на горячем председателя районного совета в Днепропетровской области. Она требовала, чтобы полосы газет перед типографией приносили ей на вычитку. Против главы райсовета возбуждено уголовное дело за препятствование журналистской деятельности. Так называемых темников, которые, между прочим, в той или иной форме существовали всегда, уже давно нет. Ведь издававшие их люди стали умнее и дают «ценные указания» по телефону, а не пишут на бумаге. Я привожу такой пример. В начале XVIII века во Франции личным лечащим врачом короля Людовика XIII был Теофраст Ренодо. Он также дружил с кардиналом Ришелье. И вот этот Теофраст Ренодо основал первую французскую газету, статьи для которой писали лично король и кардинал. Ренодо не боялся их править и сокращать материалы на свой лад, несмотря на то, что в те годы существовала знаменитая Бастилия, куда его могли запросто упрятать. Поэтому я всегда спрашиваю у главных редакторов: «Кого вы боитесь? Бастилии сегодня нет. Пишите все!»