Життєві історії

Дмитрий Лисицкий: "Мне было 25-26 лет, когда стоимость моих активов превысила миллион долларов"

3:00 — 18 липня 2014 eye 10640

Руководитель крупнейшего в Украине медийного интернет-холдинга поделился секретами успешного ведения бизнеса

Компьютеры изменили почти все сферы жизни человека, и в первую очередь — информационную. Сегодня все больше людей предпочитают получать свежие новости не из телепередач или газет, а на новостных порталах. СМИ постепенно переходят в Интернет. Данные явления кардинально меняют не только информационный, но и рекламный рынок. Об этих процессах прекрасно знает Дмитрий Лисицкий — руководитель крупнейшего в Украине медийного интернет-холдинга.

«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью. Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником был Дмитрий Лисицкий.

Дмитрий Лисицкий родился в 1976 году в Николаеве. Окончил Киевский университет имени Шевченко по специальности «прикладная математика». Получил степень МВА (магистр экономического управления) в Лондонской бизнес-школе и Колумбийском университете. В IT-сфере с 1993 года. Работал в рекламных и медиаагентствах. Сооснователь проекта Startup Crash Test. Как IT-предприниматель занимается разработкой мобильных приложений. Недавно принял решение вскоре оставить пост руководителя крупнейшего медийного интернет-холдинга UMH Digital, чтобы заняться инвест-проектами. Женат. Воспитывает сына и дочь. Увлекается сноубордингом. Живет и работает в Киеве.

Компания UMH Digital объединяет крупнейшие интернет-ресурсы Украины: bigmir.net, i.ua, tochka.net, а также сити-гайд gloss.ua, сейлз-хаус Digimedia и интернет-агентство МI-6. Общая аудитория сайтов UMH Digital в Украине составляет более пяти миллионов человек.

— Дмитрий, несмотря на молодость, ты ветеран украинской IT-сферы. Многое изменилось с 1993 года?

— В 1993-м я подрабатывал программистом. За эти 20 лет все настолько изменилось, что сейчас даже трудно вспомнить, как выглядел в 1993 году компьютерный мир. Он был совершенно другой. Иные технологии, люди…

— Каков был оборот вашей с Романом Хмилем компании Source Valley на момент ее продажи крупнейшему в Украине разработчику программного обеспечения GlobalLogic?

— Около 6 миллионов долларов.

— А сколько тебе было лет, когда стоимость твоих активов превысила миллион долларов?

— Примерно 25—26 лет.

— Ты получил степень магистра МВА и в Колумбийском университете, и в Лондонской школе экономики. В двух наиболее престижных и лучших бизнес-школах мира. Как тебе это удалось?

— Это была очень хорошая совместная программа двух вузов, позволявшая получить полноценное образование МВА, причем без отрыва от производства. То есть человек каждый месяц на неделю уезжает учиться, а по возвращении продолжает работать, закрепляя полученные знания.

— Дмитрий, ты много лет занимался собственным бизнесом, причем удачно. Сейчас возглавляешь крупнейшую цифровую медиагруппу Украины, в числе собственников которой не числишься. Насколько для тебя как для предпринимателя был органичным переход от своего бизнеса к позиции приглашенного топ-менеджера?

— В этой фазе развития уже нет большой разницы с точки зрения практической жизни человека как предпринимателя или как топ-менеджера. Отличие может быть только в том, какую долю собственности или какие дивиденды получаешь на выходе.

— Ты внес большой вклад в развитие и поддержку стартапов в Украине. Для чего создавался проект Startup Crash Test, основателем которого ты являешься?

— Первоначально возникла идея создать площадку, на которой люди могут представить свои идеи и проекты до того, как их увидят инвесторы или они попадут на рынок. С одной стороны, это позволяет получить конструктивную критику от коллег и специалистов, а с другой стороны, способствует поиску потенциальных партнеров. Действительно, какое-то время площадка очень эффективно работала. Я лично презентовал там стартапы и много полезного почерпнул от комментариев пользователей проекта.

— Как предприниматель ты занимаешься проектами в области мобильных приложений. Сколько их у тебя сейчас?

— Остался один. Это ThickButtons. Недавно в США мы получили патент на данный продукт. Идея программы очень простая. Зачастую люди, впервые знакомящиеся с современными смартфонами, или пожилые пользователи сталкиваются с проблемами при наборе текста на виртуальной клавиатуре, не имеющей физических кнопок. Программа, используя особенности языка, угадывает, какие кнопки нужны пользователю в данный момент, и увеличивает их на экране.

— Вашей технологией уже интересовались представители IT-гигантов?

— Да. Но пока программа бесплатная для пользователей мобильной операционной системы Android. Количество людей, установивших это приложение, давно превысило 500 тысяч. Кстати, мы с удивлением узнали, что недавно компания Apple получила аналогичный патент. Поэтому, если они попытаются реализовать данную технологию, то у нас будет с ними серьезный разговор, поскольку нам выдали патент раньше.

— Дмитрий, ты директор крупнейшего в стране медийного интернет-холдинга UMH Digital. Нравится работать в сфере электронных медиа?

— Да. Я довольно долго старался попасть в эту сферу бизнеса. Когда работал в агентстве Starcom, Интернет еще не был чем-то значительным в нашей стране. Но я уже тогда понимал, что это очень интересная и перспективная отрасль. То была далекая звезда, к которой я хотел приблизиться. Сейчас вижу, что не ошибся.

— Назови несколько цифр, которые, с твоей точки зрения, наиболее ярко характеризуют сегодняшнее положение группы UMH Digital.

— Мы контролируем около 20 процентов украинской онлайн-рекламы. Это основной фактор, определяющий наше положение на рынке.

— Давай рассмотрим конкретные проекты, входящие в твою медиагруппу. В частности, каковы перспективы портала bigmir.net?

— По bigmir.net мы ожидаем существенного притока аудитории, так как нам удалось перевести его из обычного портала в формат развлекательных медиа. Сейчас порядка 90 процентов трафика bigmir.net дают люди, которые читают развлекательный контент. У нас этим занимается большая редакция, и мы постоянно расширяем данное направление. Несмотря на все сложности в стране, открываем новые разделы и ожидаем, что это приведет к расширению аудитории.

— А какое будущее у i.ua?

— Это сервисный портал, и он таковым остается. На сегодняшний день самый рентабельный проект в группе. Основной сервис, которым пользуются люди, — почта. Но появляется и развивается много других сервисных направлений, которые мы можем занять. Например, на портале i.ua самое крупное в Украине онлайн-радио.

— Вы удачно трансформировали tochka.net в женский портал. Будете продолжать разрабатывать эту нишу?

— Да. Очень хорошей была идея перейти в женский сегмент, потому что это позволило сделать проект безубыточным. Женская аудитория очень востребованна среди рекламодателей, поэтому проект постепенно становится прибыльным.

— Бурный рост социальных сетей оттянул на себя женскую аудиторию?

— Не думаю. У каждого сервиса есть постоянные пользователи, и по мере его улучшения их число растет. Хотя, если смотреть с точки зрения процента внимания, которое люди уделяют онлайн-медиа, то, естественно, он уменьшился. Раньше человек только читал почту и новости, а теперь сидит в соцсетях, делает онлайн-покупки, смотрит видео и так далее. Конечно, такая конкуренция будет расти. Появятся новые сервисы, и люди станут тратить на них время. Но из-за того, что в целом время, проводимое человеком в онлайне, увеличивается еще большими темпами, каждый из наших проектов по отдельности тоже растет.

— Как ты считаешь, «убьет» ли Интернет бумажную прессу?

— В принципе, это уже происходит. Если посмотреть на опыт других стран и динамику в Украине, видно, что люди постепенно переходят в Интернет, где могут свободно получить оперативные новости и развлекательный контент. Этот процесс неизбежен, но все 100 процентов граждан не перейдут на онлайн-медиа. Всегда будут те, кто предпочитает бумажные издания. Пока в мире еще никто не понял, чем этот процесс закончится.

— Я слышал мнение, что последнее бумажное издание умрет с последним человеком, родившимся в 20 веке.

— Возможно. Но я не уверен. Это как пластинки, которым пророчили смерть в цифровом мире, но они остались. Как театр, который должен был умереть в эпоху кинематографа, но он выжил и развивается. Просто они заняли более узкие ниши. То же может произойти и с бумажными изданиями.

— Как ты считаешь, что останется от бумажной прессы через десять лет?

— Прежде всего «глянец», и это логично, потому что глянцевые издания дают дополнительный престиж, вес, которые электронные СМИ не могут обеспечить. Больше всего пострадают газеты, так как ценность бумаги в газете не столь велика. Но крупные, популярные, массовые газеты останутся, хотя сдвиг в сторону Интернета будет очень существенным.

— Социальные сети являются конкурентами электронных СМИ?

— С точки зрения потребителя, они удовлетворяют совершенно разные потребности — общение и получение информации. Но соцсети для нас прекрасный источник прироста трафика. Сегодня невозможно развить медиапроект без его присутствия в социальных сетях. Если ты создаешь интересный контент, люди неизбежно будут им делиться и для этого прекрасно подходят соцсети.

— Отличается ли подача информации в бумажных и электронных СМИ?

— Конечно. Во-первых, разный формат. Разное допустимое количество символов в публикации. Во-вторых, в электронной публикации обязательно должны быть слова, ключевые фразы и прочие элементы, способствующие попаданию материала в базу поисковиков. Кроме того, в электронных материалах можно размещать мультимедийный контент, то есть видеофильмы или аудиозаписи.

— В чем отличие требований к журналистам электронных и бумажных СМИ?

— Первым нужно работать гораздо быстрее. В электронных СМИ совершенно другой цикл выпуска информации. Например, если в обычном журнале подготовка к 8 Марта может занять и три месяца, то у нас на это дается гораздо меньше времени, потому что информация всегда должна быть максимально свежей и актуальной.

— Блогеры — союзники или враги электронных изданий?

— На самом деле блоги — это тоже электронные издания, только маленькие.

— Чем журналист отличается от блогера?

— Мне кажется, что хороший журналист должен быть хорошим блогером.

— В чем разница между подходами к рекламе в Интернете и в традиционных СМИ?

— Самое большое и фундаментальное отличие в том, что мы контролируем, кому показываем рекламу и как часто. К сожалению, далеко не все рекламодатели это понимают.

— Каков был объем рынка медиарекламы в украинском Интернете в 2013 году?

— Порядка 300 миллионов долларов, и 20 процентов приходятся на нашу группу.

— А каковы темпы роста медийной рекламы в Интернете в 2014 году?

— Они зависят от развития рынка рекламы вообще. Интересный факт: если посмотреть на ситуацию в течение последних десяти лет, то темпы расширения рекламного рынка примерно совпадают с увеличением номинального ВВП страны. Но интернет-реклама относительно этой цифры растет еще на 20—30 процентов.

— Ваш медиахолдинг предоставляет такую услугу, как таргетированная реклама. Что это такое?

— Это значит, что, когда человеку в Интернете показывают рекламу, мы используем информацию об особенностях данного конкретного пользователя, его предпочтениях, интересах и подбираем соответствующую рекламу. То есть женщине средних лет покажут рекламу косметики, а не рыболовных снастей. Некоторые люди обижаются, когда понимают, что рекламу им таргетировали. Типичная ситуация: человек заходит на сайт по бронированию отелей, а потом еще месяц его преследует в Интернете реклама гостиниц и туров. Но, думаю, именно за такой рекламой будущее.

Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

Полную версию интервью с Сергеем Марищуком читайте на сайте www.prostranstvo.kiev.ua

Другие материалы спецпроекта «ФАКТОВ» «Анатомия успеха» читайте здесь