Світ

Тони Эбботт: «Если самолет был сбит ракетами «земля—воздух», которые поставила Россия, то на ней лежит значительная доля ответственности»

17:45 — 18 липня 2014 eye 1852

Война в восточных областях страны, которую мировое сообщество до последнего времени трактовало как внутриукраинский конфликт, вышла за пределы Украины. Крушение «Боинга-777» «Малайзийских авиалиний» унесло жизни граждан самых разных стран: Малайзии, Нидерландов, Великобритании, Бельгии, Германии, Австралии… В связи с этим руководители многих государств заявили, что шокированы инцидентом и требуют тщательного расследования всех его обстоятельств. Об этом, в частности, сказал и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Премьер-министр Малайзии Наджиб ТунРазак выразил соболезнование родственникам погибших: «Сегодня мы, представители всех национальностей, объединены этим горем». Премьер также заявил, что малайзийские эксперты готовы принять участие в расследовании причин катастрофы, и подчеркнул важность того, чтобы место падения самолета оставалось неприкосновенным, в том числе и «черные ящики». Кстати, по информации ряда СМИ, бортовые самописцы находятся уже в России.

Отправить специалистов в Украину готовы и Нидерланды. Об этом в телефонном разговоре с президентом Петром Порошенко заявил премьер-министр Голландии Марк Рютте, прервавший летний отпуск в связи с трагедией.

Президент США Барак Обама предложил любую необходимую помощь, чтобы досконально разобраться в причинах авиакатастрофы. «Мир следит за сообщениями о сбитом на российско-украинской границе самолете. Похоже, что это ужасная трагедия», — сказал американский лидер.

Госсекретарь США Джон Керри отметил: «Адекватных слов, чтобы выразить наши соболезнования семьям почти трех сотен жертв, нет…» Кстати, до завершения расследования Джон Керри не берется ответить на вопрос: самолет сбили или же авиакатастрофа случилась по иным причинам.

А бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон считает, что лайнер был сбит, и сделали это не украинские военные. «Если есть доказательства, связывающие Россию с этим событием, то это должно подтолкнуть европейцев сделать больше по трем вопросам. Во-первых, усилить собственные санкции. Дать понять, что за это придется заплатить. Во-вторых, немедленно ускорить работы по поиску альтернатив „Газпрому“ и объявить, что они это делают. Ну вы понимаете, Россия так и не диверсифицировала свою экономику. Она все еще в основном зависит от природных ресурсов, в первую очередь, от газа и нефти. И в-третьих, делать больше в партнерстве с нами, чтобы поддержать украинцев», — заявила Хиллари Клинтон.

В России же на падение самолета отреагировали прогнозируемо. Владимир Путин, комментируя сообщение об авиакатастрофе, подчеркнул, что ответственность за произошедшее должно нести государство, над территорией которого это произошло: «Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины».

В то же время генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил, что в обстоятельствах падения самолета остается много неясного, но «нестабильность в регионе, вызванная поддерживаемыми Россией сепаратистами, создает более опасную ситуацию».

Действующая дипломатическая практика такова, что и лидеры государств, и представители внешнеполитических ведомств всегда очень осторожны в своих высказываниях и оценках. Чаще всего они говорят, что обеспокоены, очень обеспокоены или, как в этот раз, шокированы.

Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель, отмечавшая в день трагедии 60-летие, и вовсе воздержалась от резких высказываний. «События показали, что нужно найти политическое решение. Я не вижу никакой другой альтернативы, кроме того, чтобы разговаривать с президентом России Владимиром Путиным. В нашем партнерстве есть трудности, и мы должны преодолеть их», — цитирует «Зеркало недели. Украина» госпожу Меркель, выступившую на пресс-конференции в Берлине .

Пожалуй, единственным руководителем государства, достаточно резко прокомментировавшем случившееся, стал премьер-министр Австралии Тони Эбботт. «Мы не хотим усугублять ситуацию, однако, если, как кажется сейчас, самолет был сбит ракетами „земля—воздух“, которые поставила Россия, то на ней лежит значительная доля ответственности», — заявил Тони Эббот, добавив, что причиной авиакатастрофы стало желание Кремля мутить воду в Украине.

К сожалению, в истории уже были случаи, когда в небе сбивали пассажирские самолеты. Так, 21 февраля 1973 года над Синайским полуостровом в результате атаки истребителей израильских ВВС потерпел крушение ливийский «Боинг-727», на борту которого находились 113 пассажиров (выжили лишь пять человек). Самолет совершал рейс по маршруту Триполи — Бенгази — Каир — Александрия — Бахрейн и на подлете к Каиру из-за песчаной бури сбился с курса. Ранее спецслужбы Израиля получили информацию о подготовке теракта с использованием пассажирского лайнера. Поэтому, когда ливийский Boeing оказался над Суэцким каналом, к нему направились два израильских истребителя. Связь с экипажем по техническим причинам отсутствовала. Тогда истребители покачали крыльями, дав международный знак следовать за ними. Поначалу экипаж подчинился, но затем ошибочно решил, что его пытаются не посадить принудительно, а просто направить на верный курс, и повернул в сторону Египта. Это было расценено как попытка скрыться. Истребители открыли огонь по крыльям, лайнер потерял высоту и врезался в дюну.

20 апреля 1978 года «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, выполнявший рейс Париж — Сеул, сбился с курса и попал в советское воздушное пространство, где его обстрелял истребитель-перехватчик. Самолет совершил вынужденную посадку на лед замерзшего озера. Погибли двое из 97 пассажиров.

Другой лайнер южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines был сбит над СССР 1 сентября 1983 года. «Боинг-747», совершавший рейс Нью-Йорк — Сеул, якобы из-за неправильной настройки автопилота отклонился от курса и углубился в советское воздушное пространство. По версии СССР, самолет не отвечал на неоднократные сообщения о нарушении воздушного пространства и был сбит ракетой класса «воздух—воздух», выпущенной истребителем Су-15. Лайнер упал в море недалеко от Сахалина. Погибли 269 человек. Тогда президент США Рональд Рейган назвал этот теракт «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто».

А 21 декабря 1988 года над городом Локерби (Шотландия) произошла одна из самых серьезных авиакатастроф. Лайнер компании Pan American World Airways совершал рейс Лондон — Нью-Йорк и, когда пролетал над Шотландией, был взорван. Погибли 270 человек. Следствие установило, что ко взрыву причастны двое чиновников-ливийцев. После этого Муаммара Каддафи стали считать террористом № 1 в мире, а Ливия попала под международные санкции.

Кстати, когда в четверг над Донбассом сбили малайзийский «Боинг-777», известный российский журналист Олег Кашин написал: «Стрелков теперь международный террорист, Путин — покровитель международных террористов, и это, видимо, навсегда».

3 июля 1988 года над Персидским заливом крейсер ВМФ США Vincennes сбил Airbus А300В2−202 иранской авиакомпании Iran Air, который совершал рейс Тегеран — Дубай с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе (Иран). Погибли 290 человек (среди пассажиров было 66 детей). По версии США, к катастрофе привела цепь трагических совпадений, в результате чего мирный пассажирский лайнер был принят за атакующий военный самолет. В Иране инцидент сочли сознательным и преднамеренным актом агрессии с целью принудить правительство страны к заключению перемирия в ирано-иракской войне.