Інтерв'ю

Стивен Фрирз: "Я не гоняюсь за актерами с ружьем или плеткой"

1:00 — 22 липня 2014 eye 1090

Известный британский режиссер, участвовавший в работе Одесского кинофестиваля, поделился с «ФАКТАМИ» секретами своей профессии

Один из мэтров мирового кинематографа Стивен Фрирз стал почетным гостем кинофорума. 73-летний британский мастер психологической драмы известен по трем десяткам фильмов, в числе которых «Опасные связи», «Королева», «Филомена», «Моя прекрасная прачечная». Кинематографист неоднократно удостаивался престижных наград Берлинского и Венецианского кинофестивалей, премий «Гойя» и «Сезар», а также номинировался на «Оскар», «Золотой глобус» и «Золотую пальмовую ветвь» Канн.

В Одессу, где на торжественной церемонии ему вручили «Золотого Дюка» за вклад в киноискусство, Фрирз приехал всего на три дня — лично представить свою ретроспективу и дать мастер-класс. «ФАКТЫ» пообщались с известным режиссером. Немного помятый и растрепанный Стивен появился в красной футболке и с креманкой в руках.

— Можете говорить все что угодно, но везде имеются свои преимущества, — сказал Стивен Фрирз. — Вот у нас, например, нет такого классного бананового мороженого. Ко всему, еще и голубого цвета.

— Учитывая события в Украине, не боялись ехать сюда?

— Когда меня пригласили, я даже поверить не мог. Ведь это Одесса, в которой я еще никогда не был! Первый вопрос, который я задал: «Безопасно ли это?» Известно, что у вас здесь беда творится. Не скрою, меня начали отговаривать. Я увлекся чтением рассказов Исаака Бабеля и загорелся желанием приехать. Пригласил своего друга, а бывшая жена обиделась на меня за то, что не взял ее с собой. И вот я здесь. Прекрасный город, похожий на Париж. Красивая архитектура, широкие улицы. А главное — это суперромантичный город.

— На церемонии вручения «Золотого Дюка» вы назвали себя голливудским декадентом.

— Это просто так, по глупости. Разве у вас нет глупых людей? Хотя я-то живу в Англии.

— У вас прекрасно складывалась театральная карьера, но вы отдали предпочтение кино.

— Никогда не стремился работать в кино, хотел стать театральным режиссером. А началось все с поступления в 1960 году в Кембриджский университет на юридический факультет. Расположения к медицине — профессии отца — у меня не было, а для изучения других гуманитарных наук не считал себя достаточно подготовленным. Изучая в университете законы, загибался от скуки. Там я увлекся театром, ставя различные студенческие спектакли. Потому, естественно, тянуло в режиссуру. Моя карьера началась в хорошем лондонском театре Ройал-Корт. Как-то встретил кинорежиссера Райса, который предложил поработать над его фильмом. Я согласился. Затем поступали сценарии еще и еще. Так и остался в кинорежиссуре. С одной стороны, эти профессии очень тесно связаны, но с другой — абсолютно отдельные.

Став снимать кино, убедился, что не стоит сравнивать театр и киноискусство. Драматургия и сценаристика — основополагающие вещи в обеих областях, но в то же время нельзя снимать фильмы, ничего не понимая в театре. Не так давно один из учеников спросил: «Зачем туда ходить?» Я ответил: «Поскольку театр — это драматическое явление, начало начал…» Студент парировал: «Зачем мне об этом знать?» И мне подумалось: с такими учениками недолго и руки на себя наложить. Слава Богу, подбором студентов занимаюсь не я, а потому мне остается лишь преподавать.

— А между лекциями снимать.

— Обожаю свою работу и не понимаю, чем мог бы заняться помимо режиссуры. Счастлив, что могу работать в столь почтенном возрасте.

— Чем должен обладать человек, чтобы стать хорошим режиссером?

— Американский режиссер Билли Уайлдер сказал: не нужно уметь писать, чтобы быть хорошим сценаристом, но нужно уметь читать, чтобы стать хорошим режиссером. Мне эта мысль нравится. Режиссер должен управлять коллективом из ста человек. Для этого понадобятся мудрость, доброта, зрелость, щедрость. И, безусловно, терпение.

— Кто из коллег-режиссеров вам нравится как профессионал?

— Кого-то назову, а спустя минуту — передумаю. Джон Форд, Эрнст Любич, Мартин Скорсезе. Естественно, Хичкок, я им восхищаюсь. Если уж что-то заимствовать, то, естественно, у лучших. Возможно, покажется странным, но с возрастом меня стали больше интересовать собственные фильмы. Увы, я не видел ни одного украинского фильма. И российского тоже. Вырос на классическом советском кино, к примеру, «Броненосец Потемкин».

— Вы — создатель фильма «Королева». Как королева Великобритании отнеслась к фильму?

— Думаю, звонить не будет. Однако мне сказали, что ей понравился фильм. Хотелось показать ее как обычную женщину, простого человека. Странно, но до этого момента никто о чем-то подобном даже не подумал. Наверное, потому, что в Англии считается, будто королева правит страной по праву Бога, ее власть проистекает прямо с небес. Кстати, среди ее прародителей были родственники российского царя. Королевские семьи все в родстве. Потому с такими людьми, как я, они не общаются.

— Кем вы себя больше ощущаете: режиссером или провокатором?

— Действительно, я люблю провоцировать людей. Современное кино лично для меня не совсем интересно. Однако люди смотрят, им нравится. Я же не так много думаю о кино. И не смотрю свои старые фильмы. Если они покажутся мне очень хорошими, то я подумаю, что утратил талант. Если же — плохими, буду переживать по этому поводу. Не читаю критику, поскольку это очень опасно. Скажу больше, в последнее время я не дочитываю до конца даже сценарии. Если «захватывает» в первые 10—15 минут, то дальше пойдет: можно все унюхать. Секрет сильного фильма — хорошая история. Людей интересует сюжет, актеры, а вот режиссер им уж точно не нужен. Не пишу сценарии к своим фильмам. Сижу дома, а мне присылают эти самые истории. Мои друзья — классные сценаристы, поэтому я работаю только под «вторым номером».

Кристофер Хэмптон получил за «Опасные связи» премию «Оскар». Хотя, признаюсь, я умнее, добрее, смелее и лучше. В придачу, актеры очень талантливые, они сами знают, что и как им делать. Я не гоняюсь за ними с ружьем либо плеткой, хотя Джон Малкович, конечно же, сумасшедший.

— Поделитесь секретом, где берете деньги на финансирование фильма?

— Я иду в банк, достаю пистолет и получаю деньги. Хотя картины собирают неплохую кассу («Королева», «Филомена»), но я живу в капиталистическом мире, где нужно выживать. И делать это цивилизованно. Если вы берете у кого-то деньги и пускаете их на ветер, это расстраивает людей, им это, естественно, не нравится. У моих фильмов весьма редко бывают большие бюджеты, а молодые артисты стоят дешево. Другое дело, что потом они становятся звездами. Для фильма «Моя прекрасная прачечная» у нас был список из четырех актеров: Тим Рот, Гарри Олдман, Кеннет Брана и Дэниэл Дэй-Льюис. Мне сказали, что Дэниэл самый красивый. Но никто не знал тогда, что он станет звездой (лауреат трех «Оскаров». — Авт.).

— Даете актерам свободу на площадке?

— Актеры кажутся мне очень умными людьми. Вообще, есть мнение, что самый бесполезный человек на съемочной площадке — режиссер. Потому что актеры и сами могут очень многое сделать. Они способны на то, чего не делаю я: оголяются перед камерой, влюбляются, выставляют себя на посмешище. Мне кажется, это куда более стоящие люди, чем я. Испытываю к ним огромное уважение. одесс

— Чем намереваетесь заниматься в ближайшее время?

— Сейчас заканчиваю фильм об известном велогонщике Лэнсе Армстронге. Его играет американский актер Бен Фостер. Армстронг выигрывал «Тур де Франс» семь раз, но при этом вел себя не очень хорошо — принимал наркотики. Сложная, интересная работа, ни с чем подобным раньше я не сталкивался. Это все равно что ездить в Альпах на велосипеде. Я, например, не умею ездить на велосипеде, не вожу машину. Ничего не знал об Армстронге, пришлось все начинать с «нуля». Признаюсь, я человек скучный, поскольку стараюсь быть серьезным.

Фото в заголовке с сайта oiff.com.ua