Министерство иностранных дел Украины предложило государствам, граждане которых погибли в самолете «Малайзийских авиалиний», направить своих специалистов в Донецкую область
МИД Украины обратился к государствам, чьи граждане погибли в сбитом террористами лайнере, с предложением направить полицейские подразделения на место крушения. «Призываем страны, граждане которых стали жертвами авиакатастрофы, и которые вместе с Украиной наиболее заинтересованы в проведении всестороннего и независимого расследования, рассмотреть возможность направления гражданских полицейских подразделений для обеспечения неприкосновенности места катастрофы по всему его периметру и предоставления необходимого содействия расследованию», — говорится в обращении.
Как известно, в самолете, который 17 июля террористы, поддерживаемые Кремлем, сбили в Донецкой области, находились граждане Нидерландов, Австралии, Малайзии, Филиппин, Индонезии, Англии, Германии, Бельгии и Канады. Катастрофа, повлекшая гибель почти трехсот пассажиров лайнера, вывела конфликт между Украиной и Россией на международный уровень. При этом в экспертной среде активизировалась дискуссия о том, не пора ли вводить на Донбасс международные миротворческие силы?
То, что такой вариант рассматривается всерьез, подтверждают заявления политиков и высших должностных лиц государств. Президент Украины Петр Порошенко: «Мы меняем тактику, что позволит нам качественно действовать в условиях непосредственного привлечения вооруженных сил иностранных государств». Заместитель председателя фракции «Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз» в бундестаге Германии Андреас Шоккенхофф: «Настал тот этап, когда необходимо задуматься о введении «голубых касок» под эгидой ООН с соответствующим мандатом. Если такая миссия будет осуществляться, потребуется и участие Германии».
В связи с этим хотелось бы напомнить, что в Уставе ООН нет определения «миротворчество». На самом деле это целый «комплекс мероприятий», способствующих поддержанию мира и мирному разрешению конфликтов. В разное время он пересматривался и обновлялся согласно меняющимся международным реалиям. И к настоящему времени этот комплекс включает следующие основные этапы. Превентивная дипломатия — меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли. Переговоры, посредничество, установление фактов, обмен достоверной информацией, посреднический арбитраж и тому подобное, вплоть до создания демилитаризованных зон и размещения там в качестве превентивной меры нейтральных миротворческих сил.
Этот этап Украина, к сожалению, уже проскочила примерно во времена Евромайдана. Следующий — поддержание мира — это меры, предусматривающие размещение на территории конфликта нейтральных военных сил. Но только в роли наблюдателей, фиксирующих выполнение достигнутых договоренностей. Военнослужащие, но без права применять оружие. Кроме как в целях самообороны и для защиты гражданских лиц, участвующих в миротворческой операции. Видимо, мы проскочили и этот этап, поскольку для его осуществления необходимы добровольное согласие и сотрудничество всех заинтересованных сторон. Меры по поддержанию мира можно начинать вводить лишь после фактического достижения перемирия. Увы, достичь этого не удалось: несмотря на объявленное Петром Порошенко прекращение огня со стороны силовиков, боевики на Донбассе продолжали убивать украинских военных.
Таким образом, остается не задействованным последний этап возможного международного воздействия на участников противостояния — принуждение к миру. Интересно, что упомянутый выше комплекс мероприятий предусматривает две возможные формы его реализации. Первая — без использования вооруженных сил. Это экономические, правовые, финансовые санкции, накладываемые на самую агрессивную сторону. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем. Если ограничения не дают необходимых результатов, ООН может задействовать вторую форму — использование вооруженных сил. Для этого не требуется согласие враждующих сторон, а оружие солдатам миротворческого контингента разрешается применять не только с целью самообороны, но и для уничтожения вооруженных группировок, препятствующих урегулированию конфликта.
В общем, считается, что операция по принуждению к миру — это последний довод международного сообщества, которое не может позволить себе проиграть. Сейчас Украина, пытаясь привлечь к патрулированию территории, на которой все еще лежат обломки самолета, иностранных полицейских, судя по всему, находится в преддверии операции по принуждению к миру.
В связи с этим хотелось бы отметить, что практическая реализация «принуждения к миру» предполагает достаточно много ограничений. Первое и наиболее существенное состоит в том, что в мандат миротворческой операции не входит политическое разрешение конфликта (то есть устранение его причин). Считается, что это — компетенция политиков и дипломатов. Задача военных — подавить вооруженное противостояние, а дальше пусть разбираются за столом переговоров. Хотя общеизвестна фраза прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица о том, что «война есть продолжение политики иными средствами».